СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСМОС»




Научно-методическое обеспечение

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.

Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение:

· костюмы космонавтов;

· муляжи космических реквизитов;

· атрибут «Космический корабль».

 

Участники проекта:

· воспитатель;

· дети старшей группы;

· родители.

 

Ожидаемые результаты:

· развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи;

· получение знаний по данной теме;

· формирование парного ролевого взаимодействия со сверстниками;

· развитие ролевого общения, ролевого диалога.

 


Этапы игровой деятельности.

 

Процесс Совместная деятельность педагога и детей Деятельность педагога
Подготовительный
Выявление проблемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Диагностика по методике Г. Урунтаевой. Каталог: Материалы и оборудование для детсада под ред. Т.Н. Дороновой, Н.Н. Коротковой
Обрисовка сюжетной канвы   Изучение литературы Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Скоролупова О.А. Покорение Космоса (М„ 2002). Клушанцев П. О чем рассказал телескоп (М., 1980). Коллективное творчество детей (М, 1998). Недоспасова В.А. Растем, играя (М., 2004). Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (М., 2005)
Организационная работа Чтение художественной литературы Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой», детская энциклопедия о космосе. Продуктивные виды деятельности Изготовление атрибутов для игры. Оформление панно «Космическое пространство» Беседы с детьми: «Звездное небо», «Планеты солнечной системы», «Первый космонавт». Дидактические игры на тему: «Космос», «Солнечная система», «Созвездия», «Планеты», «Найди звезду», «Собери метеорит», «Узнай созвездие». Физкультминутки, подвижные игры, эстафеты на тему «Космос». Занятия: Ознакомление с окружающим миром: «Земля — наш дом». Развитие речи: «Ракета летит к звездам». Развитие элементарных математических представлений: «Большое космическое путешествие». Продуктивная деятельность по конструированию в технике оригами: «Космический корабль». Рисование: «Мы летим в космос». Аппликация+рисование: «Космический коллаж». Лепка: «Наши космонавты». Придумывание воспитателем материала для игры: для космического управления (оборудования); исследования планет (приборы); питания (тюбики с едой)
Работа с родителями Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Покорение космоса», буклет для родителей «Как рассказать детям о космосе», домашнее задание: поделки, рисунки на тему: «Удивительный космос».
Основной
Систематизация информации Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства Обеспечение руководства Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры — вопросы. Руководство организацией игрового пространства
Игровая деятельность детей Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером (конструктор — строитель). Изменение ролевого действия в ходе игры Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций
Заключительный
Итог Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе. Выставка творческих работ детей и родителей на тему: «Удивительный космос». Подведение итогов игры. Диагностика игровых умений

 

 


Словарный минимум

 

Часть словаря Старшая группа Подготовительная к школе группа
Профессии Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник, инструктор по полету, репортер, инопланетянин Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры
Орудия труда Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео -,барокамера, спутниковая связь
Трудовые действия Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать
Качества труда Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно Высококачественно, добросовестно, организованно, четко

 

 


ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ«КОСМОС»

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

· учить детей до начала игры распределять роли,

· подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;

· способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);

· создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;

· развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.

 

Структура игры Общие методические приемы Методические приемы, используемые в игре
Задачи Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников     Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете Формировать умения восстанавливать события космического путешествия, состоящего из четырех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (инструктор по полету— космонавты, диспетчер – бортинженер).   Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников).
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру) Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о космосе, создать заинтересовывающий момент.
Предварительно обсудить содержание игры Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь и т.п., помочь детям с помощью краткого, логичного заключения выстроить последовательность действий в процессе игры.  
Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п.
Обсудить результат игры В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п.
Способы руководства игрой Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма) Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с планеты Марс, которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам, попавшим в беду.
Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры
Взять на себя роль Взять на себя роль инструктора по полету (с согласия детей)
Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.
Структура сюжета игры Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными. Последовательность сюжетных событий развертывается через последовательное взаимодействие. Сюжет игры: сигнал бедствия с планеты Марс. Эпидемия страшной болезни на планете. Просьба о помощи. Подготовка отряда космонавтов и медперсонала. Запуск ракеты – выход в космос – обед космонавтов. Встреча с инопланетянами. Медики осматривают инопланетян – лечение. Приземление – радостная встреча родственниками. Конференция с космонавтами (интервью).
       

Использованная литература:

 

1.Атлас «Космос. О звездах, планетах, космических путешествиях», издательство «Белфакс», 2008, стр.235

2.Большая энциклопедия для дошкольников. 1000 почему. Книга 1. Космос. Планета. Земля. Животные., пер. с англ. Асанина О. С., Смирнова А. В., изд-во «Омега», 2007г., стр350.

3.Блинов Л. «Когда планета кружится», Москва, «Книголюб», 2004г, стр.156.
4.Бороздин В. «Первый в космосе», Москва, изд-во «Малыш», 1991, стр.287.

5.Гризик Т. И. «Я и мир вокруг» изд-во «Просвещение», Москва, 2006, стр.95.

6.Куропаткина М. «Первые шаги в космосе», изд-во «Ребенок в детском саду», 2002г. стр.456.

7.Левитан Е. П. «Твоя Вселенная, «Твой звездный город», «Длинноволосые звезды», изд-во «Просвещение», 20012, стр. 325.

8.Леонов А. «Человек вышел в космос», Санкт-Петербург, изд-во «Юна», 2011, стр.158.



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: