Полезные мысли святых отцов (О духовном отце)




Чтобы иметь успех в борьбе со страстями, нужно позаботиться иметь опытного наставника, не ласкателя, а справедливого. И в земных науках требуются наставники и долгое обучение; так можно ли обойтись без них в самом трудном и великом — деле небесном?

Перед духовником благоговей, как перед слугой Божиим или Ангелом, но не привязывайся к нему по-человечески, руку целуй, как икону или как язвы Христовы, лишнего с ним не говори, тем более не шути, не старайся возбудить его расположение: ведь он не для дружбы, а для спасения души. Бойся же его развлекать или соблазнять. Плохо, если привяжешься к нему и он заслонит собой образ Христа в твоем сердце: для этого держи в памяти его наставления, но не черты лица, иначе получишь не врачевание, а вред.

Испытывающие какую-либо тревогу сердечную, или какое-либо недоумение, или раздвоение в совести своей должны обращаться к духовному своему отцу или к другому кому опытному в деле духовной жизни (если не имеют своего отца), сопровождая сие уповательною молитвою, да откроет Господь чрез них истину и подаст успокоительное разрешение недоумений и смущений, и затем совершенно успокаиваться на их слове.

«Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато здрав будешь». Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открывать, хотя это и больно, и стыдно, и позорно, и унизительно. В противном случае рана остается неизлеченною и будет болеть, и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваскою останется для других душевных немощей, греховных привычек и страстей. Священник — врач духовный, покажи ему раны не стыдясь, искренно, с сыновней доверчивостью: ведь духовник — твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви — за тебя он должен дать ответ Богу.

Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? Оттого, что весьма многие скрывают свои душевные раны и язвы, от этого они болят и раздражаются и нельзя к ним приложить никакого врачевства.

Овца, выбравшаяся из ограды своего пастыря, бывает пищею зверя, и дитя, перелезшее через ограду Божественной покорности отцу своему и блуждающее в непроходимых дебрях самости, делается добычею диавола, древнего губителя душ наших.

Скажи же мне: почему, тогда как наставник твой подлежит такой опасной ответственности, ты не хочешь даже слушать его, и притом для твоей же пользы?

Будьте же всегда, чада мои, в ограде детской покорности к духовному отцу своему и пребывайте в ней, дондеже Господь потребует вас к Себе. Блаженны будете вы, если любовь ваша к путеводителю не остынет в вас до смерти. Аминь.

- Источник: Схиигумен Савва.В дополнение к общему молитвослову. - М.: Неугасимая лампада, 2013. - 224 с. С. 93-99.

 

Помочь другому — заслужить вечное воздаяние. Но Господь предупреждает, что заставить немощного брата споткнуться, удержать его от делания добра или подтолкнуть ко злу — заслужить вечные муки. Страшен грех, но научить другого греху — несравненно хуже. «Тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». Наказание его будет велико. Быть брошенным в море с жерновным камнем на шее — значит не иметь надежды на спасение. (Источник: https://pravoslavie.ru/3881.html)

«Всем будь послушен во всяком добром деле, только не следуй за любостяжательными, или сребролюбцами, или миролюбцами, да не явится послушание твое делом диавольским ». Прп. Исаак Сирин Ниневийский. Слова подвижнические. Слово 9. 94.

«Послушание» - чудо веры! «Совершить его может один Бог. И совершили его те человеки, которым дан был Богом этот дар свыше. Но когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны: тогда они подобны упоминаемым в Евангелии здателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его». Святитель Игнатий Брянчанинов. т. 4, письмо 54.

«Пользуйся таким советником, который, все испытав сам, умеет в терпении обсудить, что требует рассуждения и в твоем деле, верно может указать истинно тебе полезное»

«Для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым, надо иметь духовную опытность, а более всего — духовное помазание. Таково об этом предмете учение Писания и отцов. Советник благочестивый, но неопытный скорее может смутить, нежели принести пользу» [9, т. 4, письмо 18].

Священник Дионисий Дунаев:

... Рассмотрим вопрос детально. У некоторых священников «... вместо власти любви возникает стремление к господству над душами пасомых. Наиболее часто эта страсть проявляется в желании добиться от духовных чад исполнения подвига совершенного послушания. Священник, в особенности молодой, сверх меры «ревностный», начинает стяжать «подвиг старчества», требуя от прихожан безоговорочного послушания, полного отсечения собственной воли, отдачи себя во власть пастыря. Он категорически запрещает даже в непостные периоды чтение светских книг, журналов, посещение театров, кино, концертов, участие в культурных мероприятиях. Подвергая жесткой цензуре всю жизнь своих прихожан, такой пастырь совершенно не считается с личными особенностями, условиями жизни и возможностями каждого из них, а главное, в соблазне гордыни переоценивает собственные дарования, предписывая себе редчайший дар прозорливости, которым обладали лишь избранные духовные старцы, например преп. Серафим Саровский, оптинские подвижники, протоиерей Иоанн Кронштадтский и Алексей Мечев и некоторые другие». (Настольная книга священнослужителя, т. 8, стр. 637-638, М.1988)

… следует различать духовничество в миру и духовничество в монастыре. Смешение этих принципов как раз и ведет к лжестарчеству, когда «...некоторые духовники «переносят сугубо монашеское понятие беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной и семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане». (Иеромон. Иларион (Алфеев). Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999). Абсолютное послушание в монастыре необходимо в силу того, что поступающий туда человек отрекается от всего привычного: профессии, семьи, материальных благ, мирских увлечений и даже имени; он нуждается в адаптации и поэтому поручается для духовного окормления опытному старцу. Здесь полное послушание обусловлено теми особенностями монастырской корпорации, куда попадает послушник. А в миру, если появляется «монастырский» принцип духовничества, то получается следующая картина: около приходского священника формируется группа духовных чад; решение всех вопросов личной и деловой жизни зависит всецело от последней инстанции — благословения или запрещения духовного отца. Он, как заботливый сват, подбирает молодежи будущих супруг и супругов, будущим студентам сам подсказывает, в какие следует поступать ВУЗы, может заставить уйти с работы, характер которой покажется ему «не христианским», может настоять на разводе или принятии пострига, может запретить прихожанам вкушать пищу зарубежного производства (кока-колу, рис, кофе и т. д.) или украшать ёлку на Новый год. Мне известен случай, когда подобный «старец» запретил своей духовной дочери с диагнозом рак груди пройти химиотерапию, тем самым рискуя её жизнью, даже не приняв мер, чтобы, может быть, самому ее исцелить. Есть множество подобных примеров.

- Источник: www.duhovnik.ru/main/heronda?id=187

*** *** ***

Священник Алексей Уминский:

- По каким признакам можно определить, что общение с духовником дает тебе реальную пользу, и ты спасаешься?

- Если ты не впадаешь в уныние, если ты весел. Неверный совет духовника может привести к унынию.

- А что касается выбора пути, монашеского или семейного, насколько мнение духовника здесь определяющее?

- Оно второстепенно. У человека этот выбор — всегда внутренний, это всегда внутренний позыв, это его призвание. А призвание всегда идет от Бога прямо к сердцу человека.

— Источник: www.duhovnik.ru/main/to_talk?id=226

… Вступить в брак по принуждению, так же как принять монашество по послушанию, безумно и грешно; и грех, конечно, лежит на том священнике, который накладывает такую невыносимую ношу на того, кто принимает монашество, или на тех, кто вступит в брак. Это недопустимо.

- Источник: Митрополит Антоний Сурожский «Берегитесь, братья мои, священники!» Часть 2.www.duhovnik.ru/main/somnenie?id=155

Ø Если не у кого спросить совета — у нас есть достаточное руководство — совесть, и невозможно, чтобы кто-нибудь был лишен ее помощи. Святитель Иоанн Златоуст

v Всякий советник хвалит свой совет, но иной советует в свою пользу; от советника охраняй душу твою и наперед узнай, что ему нужно; ибо, может быть, он будет советовать для самого себя; может быть, он бросит на тебя жребий и скажет тебе: «путь твой хорош»; а сам станет напротив тебя, чтобы посмотреть, что случится с тобою. Не советуйся с недоброжелателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения. Не советуйся с женою о сопернице ее и с боязливым — о войне, с продавцом — о мене, с покупщиком — о продаже, с завистливым — о благодарности, с немилосердным — о благотворительности, с ленивым — о всяком деле, с годовым наемником — об окончании работы, с ленивым рабом — о большой работе: не полагайся на таких ни при каком совещании, но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узна́ешь, что он соблюдает заповеди Господни, который своею душою — по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою.

Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине. Библия. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова [37: 7-19].

Много статей о том — кто такой духовник, для чего он нужен, какие бывают духовные отцы, каким должен быть духовник, как найти духовника, как искать духовного отца, как к нему относиться, как получить пользу от духовника, в чём смысл послушания духовнику, кто такие прозорливые старцы, как измерить святость старца, если не у кого спросить совета и многое другое вы найдёте на сайте www.duhovnik.ru

Чтобы понять - как наставляли истинные прозорливцы - необходимо познакомиться с их духовным опытом – почитайте их житие, наставления, проповеди, письма к духовным чадам.

Прозорливые старцы нашего времени: Схиархимандрит Виталий (Сидоренко), схиархимандрит Гавриил (Стародуб), архимандрит Иоанн ( в миру Крестьянкин).

*** *** ***

Понятие «духовный отец» - это особая статья. Священник, которому по обстоятельствам исповедуешься, не обязательно твой духовный отец. Духовный отец – это особое духовное родство. Я думаю, что это больше, сильнее, чем духовник, проверяется временем и свыше указывается – Господь указывает. Об избрании духовного отца, опять же, надо молиться, чтобы Господь послал.

- Источник: ''О самом важном''. Протоиерей Валериан Кречетов. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с. Стр. 25-26.

******

v Совесть является первым законом Божиим, который он начертал глубоко в сердце первозданных людей и который впоследствии каждый из нас, рождаясь, получает от своих родителей, как ксерокопию. Те, которые утончают свою совесть через ежедневное исследование самих себя, уже чувствуют себя чужими этому миру, и мирским людям их утонченное поведение кажется странным. Однако те, которые не исследуют своей совести, не получают пользы ни от духовного чтения, ни от советов старцев. Они не могут соблюдать и заповедей Божиих, потому что становятся уже бесчувственными.

Чувствительные и ревностные люди, соблюдающие все с точностью, обычно испытывают несправедливое отношение со стороны бесчувственных, постоянно уступая им из любви, однако любовь Божия всегда пребывает с ними. Часто от своей большой чувствительности они сами себя мучают, преувеличивая свои небольшие прегрешения или беря на себя чужие ошибки. Однако Бог опять услаждает их Своей райской добротой и духовно укрепляет их.

Те, которые ранят или обижают чувствительных людей, внутренне не являются людьми.

Называющие себя чувствительными и утверждающие, что имеют любовь и деликатность и терпят несправедливости со стороны других людей, но при этом говорящие: «Пусть им Бог воздаст», подвергаются осмеянию от лукавого, сами того не понимая, потому что таким образом проклинают с вежливостью. В этой жизни все люди сдают экзамены, чтобы попасть в иную жизнь, вечную, – чтобы попасть в рай. Помысел говорит мне, что это вежливое проклятие ниже духовного проходного бала.

Кто обижает других, тот навеки обижает самого себя, а кто с радостью принимает обиды, которые ему причиняют, заслуживает вечного воздаяния с избытком.

Часто Благий Бог отдает добрых людей в руки злых, чтобы они отдали им свою доброту и заслужили небесную награду.

Каждый человек получит плату от того хозяина, на которого работал. Тот, кто работает для Христа, получит «сторицею» здесь и «живот вечный» (Мк. 10:30), а кто работает на черного хозяина, тому он делает жизнь черной еще здесь.

Те, которые работают для Христа, но с гордостью, портят свои добродетели, подобно тому как портится яичница, когда в нее попадет помет: тогда она годится только на то, чтобы ее выбросили вместе со сковородой.

Страдающие без вины уподобляются Христу. Также блаженны страдающие за свои грехи, потому что они расплачиваются за них в этой жизни.

Те которые всегда желают, чтобы другие отдавали себя им, а сами ничего не дают другим и постоянно просят у Бога, не отдавая Ему даже своих грехов (через покаяние), совершенно отчуждаются от Бога и сами себя предают в руки человекоубийцы. Поскольку они возделали любовь к самим себе, то естественно, что в душе их выросло великое беспокойство и они испытывают адские муки уже в этой жизни.

Как благость Божия все использует во благо, так и мы, Его создания, тоже все должны использовать во благо, чтобы приносить пользу и самим себе, и другим.

Добрые люди получают пользу даже от падений своих собратьев, используя их как надежные тормоза, чтобы быть осторожными и не попасть под откос. А лукавые, к несчастью, не получают пользы даже от чужих добродетелей, потому что переводят их на свой язык с помощью своего лукавого словаря и из-за этого помрачаются тьмой человекоубийцы, духовно вредят самим себе и другим, всегда огорчаются и огорчают этой своей духовной мрачностью своих собратьев, в то время как облачная погода вызывает огорчение только у людей, страдающих от печали.

Злонравные люди постоянно задыхаются от помыслов и обдают холодом своих холодных сердец и душат помыслами страдающих людей, когда те приходят к ним за утешением. Добрые же своей духовной (благодарностью) любовью, соединенной с состраданием душат демонов, освобождают души и источают своими собратьям божественное утешение.

Горячая любовь Христова питает лучше всякой вещественной пищи, давая душе и телу множество калорий, а также зачастую без лекарств исцеляет неизлечимые болезни и успокаивает души.

Те, которые по своей чистой любви готовы пожертвовать даже жизнью, защищая своих собратьев, подражают Христу. Они поистине являются величайшими героями, потому что даже смерть их боится, ибо они презрели ее ради любви. Они побеждают смерть и обретают под надгробным камнем ключи вечности, легко достигая вечного блаженства.

Для чувствительного человека предпочтительнее один раз погибнуть ради любви, спасая своего ближнего, чем оказаться равнодушным или струсить, а затем всю жизнь страдать от угрызений совести.

Пожертвование ради собрата скрывает в себе великую любовь ко Христу. Имеющие благое произволение подать милостыню, но ничего не имеющие и страдающие из-за невозможности это сделать, подают милостыню кровью своего сердца.

Желающие мученически пострадать ради любви Христовой при отсутствии мучителей могут проявить эту свою любовь, которой горят их сердца, в телесном подвиге, совершаемом ради душ усопших, которые горят в огне, чтобы те получили хотя бы небольшое облегчение.

Безразличные и немилосердные люди, которые думают только о себе, бесчувственно насыщая себя, наполняют одновременно свои сердца большим беспокойством, внутренне страдают от угрызений совести и мучаются уже в этой жизни. Тогда как милосердные, всегда питая своей любовью других, неизменно бывают насыщены любовью Божией и Его обильными благословениями.

- Источник: Преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис). Письма. Письмо третье. https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/pisma/3_2

v Братия!если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов (своих. – прим. составителя). (Библия. Послание Иакова 5: 19-20)

v Бог духовно укрепляет и освобождает от крестов (испытаний) Своих усердных чад, которые помогают поднимать кресты своим собратьям.

- Источник: Преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис). Письма. Письмо третье. https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/pisma/3_2

v Праведный Алексий Мечёв:

Бывают минуты, когда очень хочется какому-нибудь человеку помочь, это несомненно Господь располагает так сердце на спасение другого; только будьте чистыми сосудами, чтобы Он мог через вас действовать и иметь орудием в Своих руках.

Не задавайтесь большими заданиями, а делайте то, к чему призовет Господь.

- Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/otryvki-iz-obshhikh-nastavlenij/

v Добрый человек поручится за ближнего, а потерявший стыд оставит его.

Не забывай благодеяний поручителя; ибо он дал душу свою за тебя.

Грешник расстроит состояние поручителя, и неблагодарный в душе оставит своего избавителя.

Поручительство привело в разорение многих достаточных людей и пошатнуло их, как волна морская;

мужей могущественных изгнало из домов, и они блуждали между чужими народами.

Грешник, принимающий на себя поручительство и ищущий корысти, впадет в тяжбу.

Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же.

Главная потребность для жизни – вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу.

Лучше жизнь бедного под дощатым кровом, нежели роскошные пиршества в чужих домах.

Будь доволен малым, как и многим.

Худая жизнь – скитаться из дома в дом, и где водворишься, не посмеешь и рта открыть;

будешь подавать пищу и питье без благодарности, да и сверх того еще услышишь горькое:

«пойди сюда, пришлец, приготовь стол и, если есть что у тебя, накорми меня»;

«удались, пришлец, ради почетного лица: брат пришел ко мне в гости, дом нужен».

Тяжел для человека с чувством упрек за приют в доме и порицание за одолжение. (Библия. Сирах 29: 17-31)

Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом;

здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства;

нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной;

лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь. (Библия. Сирах 30: 14-17)

Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон.

Бдительная забота не дает дремать, и тяжкая болезнь отнимает сон.

Потрудился богатый при умножении имуществ – и в покое насыщается своими благами.

Потрудился бедный при недостатках в жизни – и в покое остается скудным.

Любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им.

Многие ради золота подверглись падению, и погибель их была пред лицем их;

оно – дерево преткновения для приносящих ему жертвы, и всякий несмысленный будет уловлен им.

Счастлив богач, который оказался безукоризненным и который не гонялся за золотом.

Кто он? и мы прославим его; ибо он сделал чудо в народе своем.

Кто был искушаем золотом – и остался непорочным? Да будет это в похвалу ему.

Кто мог погрешить – и не погрешил, сделать зло – и не сделал?

Прочно будет богатство его, и о милостынях его будет возвещать собрание. (Библия. Сирах 31: 1-12)

Во всех делах твоих будь осмотрителен, и никакая болезнь не приключится тебе. (Библия. Сирах 31: 26)

*******

– Геронда, если колдовство подействовало на человека, возымело над ним силу, то как от него освободиться?

– Освободиться от колдовства можно с помощью покаяния и исповеди. Потому что прежде всего должна быть найдена причина, по которой колдовство подействовало на человека. Он должен признать свой грех, покаяться и поисповедоваться. Сколько же людей, измученных наведенной на них порчей, приходят ко мне в каливу и просят: «Помолись за меня, чтобы я освободился от этой муки!» Они просят моей помощи, но при этом не вглядываются в себя, не пытаются понять, с чего началось происходящее с ними зло, – для того чтобы устранить эту причину. То есть эти люди должны понять, в чем была их вина и почему колдовство возымело над ними силу. Они должны покаяться и поисповедоваться, для того чтобы их мучения прекратились.

- Источник: преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба. Часть четвертая. Черные силы тьмы. Глава первая. О колдовстве.

https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/4

Вглядываться в себя, пытаться понять – с чего начались любые негативные изменения, произошедшие с вашим здоровьем или здоровьем дорогих вам людей, или в жизни вашей или ваших близких, - нужно ВСЕГДА! Нужно всегда искать причину злоключений для того, чтобы понять её и устранить как можно скорее! Если же не искать – можно очень долго мучиться, искупая свой грех, не ведая греха и не понимая искупления этого греха! (Виктория Шурыгина)

И это надо знать:

Есть мужчина, очень богат, болен, но не желает жить по заповедям, исповедоваться и причащаться, а его капитал ему не помогает исцелиться. Вот что он придумал: заплатить священникам, чтобы они ему воспитали святую, с которой он намерен сожительствовать без венчания, чтобы через блудное сожительство посредством колдовства перекинуть на нее все свои болезни и болезни почек (т.к. только через согрешения действует колдовство), и чтобы она успела родить ему дочь и желательно умерла при родах. Её семью он намерен умертвить до того, как станет с ней сожительствовать, чтобы потом никто её не искал и не мог спасти. А после её смерти он планирует жить здоровым и богатым с дочерью. Он вычитал в Библии про Иова, который жил праведно и потерял всё, что ему дал Бог: деньги, семью, но принял это со смирением, и Бог дал ему новую семью и деньги. Так вот этот мужчина хочет внушить женщине, которую просил сделать святой, чтобы она также отнеслась к потери своего бизнеса, денег, родных, а потом создала с ним семью и радовалась с ним тому, что всё это он с ней сотворил. Какова идея? А главное: какой в этом смысл? И какой в этом смысл для него? Зачем мужчине желать смерти близким какой-то женщины, если он не имеет корыстных целей в отношении неё? Думаю, ответ ясен.

Этот мужчина реально существует и пока не оставил своего намерения! Будьте осторожны! Не попадите в его сети! Чтобы вашими руками не совершили зло!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: