Развитие коммуникативных навыков дошкольников
Детский сад - это пространство, в котором дети учатся строить отношения друг c другом и с социумом. Отсутствие должных коммуникативных навыков тормозит адаптационный процесс. Поэтому на первом этапе усилия педагога направлены на то, чтобы сплотить детский коллектив и создать в нем атмосферу доброжелательности. Этому способствуют коммуникативные игры и совместная деятельность.
Умение взаимодействовать с другими детьми является ступенькой психологического взросления личности. В дошкольном учреждении у ребенка должна сформироваться коммуникативная компетентность для более успешного перехода на следующую образовательную ступеньку.
Развитие коммуникативных навыков в детском саду - беспрерывный процесс. Он продолжается и на музыкальных занятиях, где дети учатся передавать эмоции с помощью речевых и неречевых средств, таких как (мимика, жесты, поза, пантомима, танец, инструментальная импровизация).
Можно выделить несколько проблемных форм самовыражения, которые мешает течению образовательного процесса:
- агрессивное поведение: крикливость, драчливость, грубость – свидетельство эмоциональной напряжённости ребенка,
- обидчивость, выражающаяся в болезненных переживаниях, если не выбирали, проигнорировали,
- застенчивость, которая выражается в неуверенности, робости, тревожном состоянии, напряжении, страхе перед сверстниками,
- демонстративность, она является устойчивой особенностью личности.
Эти негативные формы характеризуются невниманием к другим детям и неспособностью понимать чувства другого человека.
Коммуникативные знания, умения и навыки возможно и необходимо развивать во всех видах музыкальной деятельности.
Слушание (восприятие) музыки – один из самых сложных разделов в музыкальном развитии дошкольников. Стараюсь использовать наглядность, дидактические игры, поэтическое слово.
Не менее важно и то, что во время обсуждения прослушанного произведения, мы побуждаем ребёнка к освоению чрезвычайно необходимого умения - развёрнутого высказывания, когда дошкольник излагает свои мысли подробно и обстоятельно, наполняя при этом речь прилагательными и наречиями. Тут же мы обращаем внимание и на культуру общения - ведь не секрет, что детям свойственно выкрикивать, перебивать друг друга. Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он понял и не понял, в какой помощи он нуждается, и соответственно, попросить что-то объяснить, повторить, высказать собственное мнение по поводу услышанного.
«Пение». В пении используются приемы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, передавая «волшебную палочку», пение в небольших ансамблях, с солистами, дидактические игры («Передай звук по цепочке», «Огонек свечи» и др.). Освоение совместно-последовательной модели сотрудничества позволяет сформировать умение координировать, регулировать совместные действия, поддерживая единый темп и ритм работы. Одновременно повышается понимание зависимости между результатом своей деятельности, результатом деятельности партнера и общим итогом работы. Так же мы практикуем пение фольклорных песен, где дети знакомятся с бытовой формой жизни. Сюжет этих песен дети стараются обыграть показами во взаимодействии друг с другом. Например: игра-попевка «Ваня,Ваня, простота» В своей работе особое внимание нужно уделять подбору песенного репертуара, который направлен на развитие вокальных и коммуникативных навыков.
Например, коммуникативная игра «Здравствуйте ладошки», «В этот чудесный день», «Доброе утро», «Назови ласково имя» и другие.
Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения,
коллективизма, т. е. создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
Хорошо развивают социально коммуникативный навык «Музыкально-ритмические движения». Основное место в музыкально-ритмических движениях занимают игры.
Что такое «Музыкальная игра»? Это активная деятельность, направленная на
выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познаёт жизнь. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Так же в этом разделе делается акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчикам — умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам — умение принять приглашение или отказать, не обидев партнера.
Меняется и характер отношения к сверстнику - он воспринимается как партнер по совместной деятельности, т.е. как равный. Обогащая музыкально-слуховые навыки, дети учатся понимать, что движения, жесты, мимика, пантомимика имеют свой смысл. С их помощью можно выразить настроение, отношение к другому человеку, можно рассказать целую историю не издавая не звука. Упражнения «Успокой друга», «Секрет», танец «Поссорились-помирились», «Прогулка в лесу», полька «Знакомство»
Эффективно реализуются следующие задачи:
• Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативность, готовности к общению со сверстниками.
• Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
• Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
• Уверенность в себе.
Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм
оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс участия.
Музыкально-ритмические движения чрезвычайно важны для формирования
положительных черт характера, эмоционально-волевых качеств личности.
Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке.
Это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность. Таким образом, музыкально-ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Такой вид действий помогает детям взаимодействовать вместе, предлагать свои идеи, где-то даже отставая свою мысль. Партнёры учатся уважать друг друга. Не подводить свой коллектив.
Коммуникативные игры направлены на формирование позитивного отношения друг к другу, на умение владеть своими чувствами, сопереживать другим, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать.
Коммуникативные игры предполагают следующие условия:
- учитывать индивидуальные особенности личности каждого ребенка,
- принятие любого выбора ребенка,
- желание педагога играть вместе с детьми,
- доброжелательное отношение к воспитанникам,
- умение педагога идти от потребностей ребенка,
- способность к импровизации, в зависимости от обстоятельств,
- поощрять инициативу детей, когда дети могут отказаться от запланированной деятельности и высказать другое предложение.
При разучивании игры педагог показывает личный пример («делай, как я»). В дальнейшем, продолжает принимать активное личное участие в игровой деятельности, корректируя и направляя процесс до тех пор, пока в этом будет необходимость.
В коммуникативных играх исключается момент сравнения и соревнования, чтобы не спровоцировать у детей такие качества, как конкурентность или демонстративность.
Детей не принуждают к игре, чтобы не вызвать негативных эмоциональных реакций.
Важно, чтобы коммуникативная игра была вариативна.
Текст игры не требует предварительного разучивания и запоминается в процессе многократного повторения.
Коммуникативная игра направлена на воспитание положительных черт личности: доброты, отзывчивости, смелости, доброжелательности, коммуникабельности.
Игры можно использовать в любых режимных процессах, на любых занятиях, во время прогулки, досуговой, игровой деятельности, в группе и индивидуально.
Большое количество игр проводится в кругу. Круг – особое уникальное пространство, которое включает в процесс всех участников и позволяет игрокам видеть каждого участника. На мой взгляд эта самая удачная форма игры для нового коллектива.
В своей практике я часто использую коммуникативные игры в начале занятия, когда мы с детьми приветствуем друг друга и в конце.
В приложении приведу несколько примеров любимых и часто используемых игр.
«Элементарное музицирование» даёт возможность каждому ребёнку
проявить себя в творческой работе, придаёт уверенности в себе, своих силах.
Игра в оркестре, помогает детям научиться исполнять музыкальное произведение слаженно, не выделяясь из общего звучания. В этом виде деятельности дети открывают для себя мир музыкальных звуков, совершенствуются в выразительности исполнения.
Развивают волевые качества, сосредоточенность, внимание, упорство. В достижении поставленной задачи преодолевается нерешительность, робость.
Учит положительному эмоциональному настрою от участия в совместной деятельности, совместной радости творческого музицирования. Работая над музыкальным произведением, учу детей исполнять музыку слаженно, не выделяясь из общего звучания. Объясняю ответственность каждого ребенка за общий результат работы, умению взаимодействовать в коллективе сверстников, поддерживать своих товарищей. Игра в оркестре развивает сосредоточенность, внимание, упорство в достижении поставленной задачи, помогает ребенку преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Эти ситуации объединяют детей вокруг общих задач, помогают им договариваться, помогать друг другу, активно взаимодействовать в привлекательных для них видах детской музыкальной деятельности.
Музыкально - дидактические игры используются в свободное время, в них играют с детьми группами или подгруппами используя детские музыкальные и шумовые инструменты. Настольно-печатные игры: «Ритмическое лото», «Осенний паровозик», и т.д.
Игра-драматизация -– это коллективное и совместное со взрослыми действие, большая свобода для проявления индивидуальности и творчества. В игре – драматизации происходит общение детей между собой и общение ребенка со взрослыми, но в новом качестве - через роль. Дети с удовольствием включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы спектакля в самостоятельную игровую деятельность. Игра - драматизация способствует развитию не только творческих способностей дошкольников, но и навыков общения. Способствует развитию контактности, доброжелательности, взаимоуважения к своим товарищам, ответственности за общий результат деятельности.
Мы живем в век информации.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. И здесь на помощь педагогу и родителю приходят электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых используются различные электронные устройства. Наши педагоги сами создают «Интерактивные игры» и успешно их применяют на музыкальных занятиях, на родительских собраниях и в кружковой работе.
Таким образом современные педагогические технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствуют коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Приложение: