Вопрос № 2. Отечественный опыт подготовки психологов.




 

В нашей стране психологов готовят на психологических и психолого-педагогических факультетах классических и педагогических университетов. Специальность 03.03.01 “Психология” включена в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. По неполным данным, к концу 90-х годов двадцатого столетия в государственных и негосударственных вузах Российской Федерации было создано около 120 психологических факультетов и отделений. До 1991 г. в России существовали лишь факультеты психологии Московского, Ленинградского и Ярославского университетов, отделения психологии в Саратовском и Ростовском университетах, а также факультеты педагогики и психологии МГПИ им. В.И. Ленина.

Социально-экономические реформы начала 1990-х гг. привели к легализации рынка частных психологических услуг и формированию спроса на практических психологов в различных сферах: политике, рекламе, производстве и пр. Рынок платных образовательных услуг также потребовал привлечения специалистов по вопросам психологии образования. Введены должности психолога в медицинских учреждениях. Вместе с тем сократился спрос на психофизиологов, специалистов по инженерной психологии и психологии труда в связи со свертыванием отечественного производства и кризисом, охватившим военно-промышленный комплекс и всю сферу наукоемких технологий.[1]

Если до 90-х гг. ХХ века подготовка психологов имела академическую направленность и студенты ориентировались на преподавательскую и научную работу, то сегодня большинство выпускников связывают свою карьеру с практической работой, а специализация приобрела конкретно-прикладную направленность.

Программа подготовки психологов-бакалавров (4 года) в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования помимо углубленного изучения общих курсов предполагает также прохождение следующих обязательных специальных дисциплин:

общая психология;

общий психологический практикум;

история психологии;

социальная психология;

клиническая психология;

психофизиология;

педагогическая психология;

психология развития и возрастная психология;

психология труда;

психодиагностика;

зоопсихология и сравнительная пси­хология;

экспериментальная психология;

психогенетика;

анатомия центральной нервной системы;

физиология центральной нервной системы;

физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем;

антропология;

математические методы в психологии.

 

Кроме того, программой подготовки предусматриваются спецкурсы по выбору студентов и факультативные психологические курсы.

Подготовка магистров (2 года) предпо­лагает специализацию в одном из основных направлений психологической науки.

Во многих крупнейших вузах и психо­логических НИИ существует аспирантура и докторантура. Защита кандидатских и докторских диссертаций проводится по следующим специальностям:

19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии;

19.00.02 — психофизиология;

19.00.03 — психология труда, инже­нерная психология, эргономика;

19.00.04 — медицинская психология;

19.00.05 — социальная психология;

19.00.06 — юридическая психология;

19.00.07 — педагогическая психология;

19.00.10 — коррекционная психология (психология слепых, глухонемых и умствен­но отсталых детей);

19.00.13 — психология развития, акмеология.

Наибольшее число кандидатских и докторских диссертаций традиционно защищается по педагогической и общей психологии, наименьшее — по дифференциальной психологии, психодиагностике, юридической психологии, психофизиологии.

Всего за всю историю в России защищено около 600 докторских диссертаций по психологии.

Крупнейшими по численности обучаемых психологическими факультетами в России являются факультеты

1) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,

2) Санкт-Петербургского государственного университета,

3) Военного университета (г. Москва),

4) Ярославского государственного университета им. Н.П. Демидова.

На факультете психологии МГУ подготовка психологов осуществляется на кафедрах общей психологии; психофизиологии; нейро- и патопсихологии; возрастной психологии; педагогики и педагогической психологии; педагогики; психологии и методики преподавания в высшей школе; социальной психологии. При факультете действуют курсы переподготовки лиц с высшим образованием на психологические специальности. Обучение ведется на вечернем и дневном отделениях.

В Военном университете численность обучаемых по специальности «психология» составляет несколько сот человек. На базовой кафедре факультета – кафедре психологии - создано 8 предметно-методических комиссий, в которых трудятся около 50 докторов и кандидатов наук. Кроме того, при Военном университете ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовку офицеры, назначенные на должности психологов воинских частей и соединений ВС РФ и других силовых ведомств.

Факультет психологии СПбГУ, основанный так же, как и аналогичный факультет МГУ, в 1966 г. имеет 9 кафедр и 11 специализаций: общая психология и психология личности; психология развития и дифференциальная психология; экспериментальная и прикладная психология; психологическое обеспечение профессиональной деятельности и менеджмента; медицинская психология; социальная психология; юридическая психология; психология со­циальной работы; спортивная психология; политическая психология; специальная психология (психология детей с проблемами развития). Существуют дневное и вечернее отделения, ведется переподготовка лиц с высшим образованием.

Сегодня в стране образовано множество учебных заведений, открыты факультеты психологического и психолого-педагогического профиля. В частности, в Москве ведется подготовка психологов на факультетах психологии Московского городского педагогического университета, Московского городского психолого-педагогического института, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного социального университета, Института молодежи, Современном гуманитарном университете и т.д.

В 1995 г. на базе Российской академии наук открыт Республиканский центр гуманитарного образования (университет) Министерства образования России. В его структуру входит Институт психологического образования (ИПО), в котором ведется подготовка магистров психологии, аспирантов, а также повышают квалификацию преподаватели вузов. В отличие от практической ориентации других факультетов обучение в ИПО направлено на подготовку научных работников и преподавателей высшей школы.

 

Вопрос № 3. Содержание и специфика профессионального

обучения психологов.

 

Период освоения профессии психолога - это важный этап общего процесса профессионализации личности молодого человека. Именно в ходе обучения в ВУЗе у будущего специалиста формируются основные представления о содержании и особенностях избранной профессии, происходит становление первичных профессиональных навыков и умений, развитие профессиональной направленности личности.

Приобретаемые в ходе подготовки специальность и квалификация в значительной мере определяют потенциальные границы включения психолога в те или иные сферы и виды деятельности.

Высшее образование в области психологии предполагает несколько самостоятельных циклов обучения, каждый из которых завершается получением соответствующей степени, дающей определенные пра­ва при продолжении обучения и при устройстве на работу.

Системообразущим фактором, определяющим в конечном итоге содержание, организационные формы и методику обучения, являются цели образования.К числу наиболее общих целей современного профессионального образования необходимо отнести:

- обеспечение всесторонней социализации и эффективной адаптации обучаемых к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям;

- формирование и развитие профессионально значимых знаний, умений, качеств;

- культивирование ценностей личностного роста, развитие рефлексивно-гуманистического менталитета будущего специалиста и др.

 

Основным нормативным документом, определяющим целевые ориентиры подготовки специалистов, является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Стандарт - это интегрированная междисциплинарная категория, призванная закрепить представления о целевой модели такого сложного многопрофильного, многоуровневого объекта, как образовательная система.

Федеральный государственный образовательный стандарт - нормативный документ, который:

- учитывает состояние социокультурной среды, потребностей и возможностей заинтересованных сторон;

- ориентируется на оптимальный конечный результат образования;

- предусматривает преемственность стандартов по ступеням образования;

- учитывает национально-региональные особенности в развитии образования и личностей учащихся;

- соответствует интересам государства, отдельно взятого региона и типа учебного заведения, требованиям воспитания и развития личности обучаемого;

- нормализует учебную нагрузку обучаемых, приводит ее в соответствие с требованиями разного уровневой подготовки в различных типах учебных заведений с учетом преемственности в обучении.

 

Установленные стандарты принимаются за эталон при оценке качества образования и подготовки специалиста. Цели профессионального обучения определяются исходя из представлений о будущей профессиональной и общественной деятельности специалиста. Такая деятельностная модель должна быть прогностической, учитывать перспективы и тенденции развития научно-технического прогресса в профессиональной сфере деятельности.

В современных экономических условиях в качестве значимого критерия эффективности функционирования образовательной системы предлагается рассматривать “конкурентоспособность” специалиста как его готовность к успешной деятельности на рынке труда.

Направленность процесса профессиональной подготовки на всестороннее, творческое саморазвитие личности психолога реализуется в таких функциях обучения, как образовательная, воспитательная, развивающая и психологической подготовки. При этом:

§ образовательная функция связана с расширением объема знаний, умений, навыков;

§ развивающая – со структурным усложнением психики обучаемых, выражающемся в развитии его профессиональных способностей;

§ воспитательная– с формированием и изменением социально значимых отношений человека;

§ функция психологической подготовки – с формированием психологической готовности обучаемых к реализации будущей деятельности.

 

Проблема адекватного определения целей актуальна для современного образования и зависит от множества факторов. К таким факторам относятся

§ представления общества о социальных функциях представителей той или иной профессии,

§ содержании и особенностях будущей профессиональной и общественной деятельности выпускника,

§ об общих тенденциях развития общества и образования и пр.

 

Для реализации целей образования в рамках учебного заведения должны быть сформированы соответствующие специфике подготовки конкретного специалиста содержание и технология.

В самом общем виде содержание профессионального образования – это весь тот научный и культурный потенциал общества, который в определенных объемах и формах включается в контекст образовательного процесса учебного заведения. Элементы научно-культурного потенциала должны быть адекватны задачам всестороннего развития обучаемых как будущих субъектов профессиональной деятельности.

Основными элементами содержания профессионального образования психолога являются:

а) научные психологические знания об объектах и процессах окружающего мира, способные послужить основой для их привлечения в профессиональной деятельности и жизнедеятельности будущего специалиста;

б) нормативные представления об основных видах и способах профессиональной деятельности выпускника, о профессионализме психолога и динамике его развития;

в) ценностные отношения к объекту изучения и профессиональной деятельности;

г) способы профессионального и научного мышления.

Коротко остановимся на каждом из выделенных компонентов содержания обучения.

А) Научные знания по психологии, выражая сущность психических явлений, находят отражение в таких компонентах, как теории, концепции, научные факты и выводы, гипотезы, принципы, закономерности, научные понятия и проблемы и т.п. В них отражены попытки объективного и целостного объяснения закономерностей проявления, развития и взаимосвязей различных психических явлений. Отличительной чертой научного знания в условиях учебного заведения является его целесообразное структурирование и адаптация с учетом логики образовательного процесса, а также закономерностей познавательной деятельности учащихся и необходимости использования в будущей профессиональной деятельности. Такое знание в большей степени ориентировано на формирование и развитие деятельностных способностей будущего специалиста с учетом временных и технологических параметров учебного процесса.

Б) Представление о видах и способах профессиональной деятельностипсихолога (как элементах содержания образования, подлежащих усвоению) призвано воссоздать нормативно заданные технологические параметры функционирования и взаимодействия военного психолога с другими специалистами и должностными лицами. Основными формами здесь является репрезентация типичных ситуаций его профессиональной деятельности, нормативных моделей поведения и способов решения профессиональных задач, а также основных этапов, закономерностей и технологий развития профессионализма самого психолога.

В) К важным элементам содержания образования относятся ценностные отношения будущего специалиста в сфере профессиональной деятельности. Речь идет о формировании ценностных приоритетов, мировоззренческих установок личности психолога, направляющих его деятельность и регулирующих его отношения с другими специалистами и клиентами.

Отличительной тенденцией современного образования, связанной с попыткой преодолеть противоречие между ценностями будущей профессиональной деятельности и ценностями человеческой самореализации, является его гуманитаризация. Дело в том, что профессионализм всегда предполагает определенную ограниченность развития личности кругом задач, решаемых в процессе данного вида деятельности. В то же время в жизни каждого человека возможны ситуации, требующие перехода от ролевых отношений к личностно-смысловым. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда перед человеком возникает проблемно-конфликтная ситуация, преодолеть которую с помощью ранее усвоенных стереотипов социального поведения затруднительно. В этих случаях от человека требуется способность к ориентированию в сложной системе ценностей и смыслообразующих мотивов. Именно в подобных ситуациях свободного выбора личность особенно рельефно проявляется как субъект деятельности. Обеспечить эту «свободу выбора» и призваны гуманитарные знания, полученные в учебном заведении.

При определении ценностей как одного из основных элементов содержания профессионального образования психолога, необходимо учитывать, что деятельность данных специалистов весьма специфична по характеру сопряженности психологических, этических, правовых и иных аспектов той информации, которая имеет отношение к психической реальности конкретного человека. Самое трудное – это сформировать у будущих специалистов адекватное понимание необходимости, возможности и меры своего профессионального вмешательства в личную жизнь другого человека.

Развитие способности к сочетанию без оценочного отношения к личности, нуждающейся в психологической помощи, и реализации социального заказа на обеспечение вполне определенных параметров его психической активности в различных видах деятельности является ключевой задачей при формировании личности самого психолога. В этой связи критериями эффективности личностно-профессионального развития можно считать осознание будущими специалистами гуманистического характера профессии психолога, признание само ценности человеческой личности, уважение прав человека на свободу самовыражения и др.

Профессиональный менталитет психолога находит отражение в таком понятии, как профессиональная позиция. Выражая совокупность отношений специалиста к различным сторонам профессиональной деятельности, профессиональная позиция реализуется в определенном стиле выполнения профессиональных обязанностей, отношениях и взаимодействии с другими людьми. Характеризуя «ценностное» отношение специалиста к объекту деятельности, она выражает понимание им меры возможности преобразования его исходных сущностных параметров в соответствии с полученным заказом (целью) и выявленных закономерностей саморазвития данного объекта.

Г) Следующим элементом содержания обучения в вузе являются способы профессионального мышления - преобладающие приемы решения проблемных задач, анализа проблемных ситуаций, принятые в данной профессиональной области. При этом основным содержанием профессионального мышления психолога выступают научные знания об объекте профессиональной деятельности и способах его изучения и воздействия. Необходимость развития мышления будущих психологов обусловлена особенностями их профессиональной деятельности, задачи которой отличаются чрезвычайной сложностью и многофункциональностью.

В реальной деятельности развитие мышления специалиста-психолога всегда связано с выполнением профессионально значимых задач. Задача как основание для мышления возникает в том случае, если выявлено некоторое отклонение функционирования «системы» (т.е. объекта деятельности психолога) от нормы. В этом случае, сравнивая реальное положение дел с нормативными требованиями, закрепленными в так называемой «нормативной модели», психолог фиксирует наличие значимого отклонения от нее. Поиск путей, средств и способов возврата психологических параметров системы к нормативным показателям и составляет содержание любой профессионально значимой задачи практического психолога.

На важность развития профессионального мышления указывает и то обстоятельство, что, сравнивая реальное положение и нормативную модель, психолог сталкивается с необходимостью сопоставления двух «образов» одного и того же объекта, находящихся в разных качественных плоскостях своего проявления. Нормативная модель всегда представлена в виде научных понятий и терминов, а реальная деятельность и объект этой деятельности - в виде процессов и явлений, непосредственно происходящих в жизни. Соотнесение двух таких разнородных представлений возможно только с использованием специальных познавательных средств - критериев и показателей. Критерий, отражая сущностные свойства объекта, одновременно выражает и связь мышления психолога с его научными предпосылками. В итоге структура мыслительной задачи психолога может быть представлена следующим образом:

  Дано – научное (нормативное) описание объекта
       
Оператор – типы мыследеятельности   Найти – способы возврата системы (объекта) к "норме"

Таким образом, само мышление психолога выступает в роли «оператора», позволяющего привести объект к "нормальному" функционированию, а тип мышления, направленный на поиск путей и средств возврата управляемой системы к норме, называется " критериальным" типом мышления.

Критериально ориентированное профессиональное мышление характеризуется способностью психолога определить, прежде всего, существенные параметры системы и при необходимости в соответствии с ними выбрать адекватные средства и способы возврата ее к норме. При этом основным содержанием профессионального мышления психолога выступают научные знания об объекте профессиональной деятельности и способах его изучения и воздействия на него, функциями его по отношению к объекту деятельности являются:

- диагностика реального состояния объекта по поводу его соответствия нормативным требованиям путем регистрации наиболее существенных параметров (критериев) объекта (исследовательский тип мыследеятельности);

- выбор адекватных средств и способов воздействия на объект, осуществление преобразований путем непосредственного воздействия на объект (управленческий тип мыследеятельности);

- оценка достаточности и адекватности существующих нормативных оснований, предопределяющих функционирование и саморазвитие объекта, нормирование и перенормирование (проектирование) характеристик объекта и условий его функционирования (проектировочный тип мыследеятельности).

 

  Профессиональное мышление  
       
Исследовательский тип мышления   Управленческий тип мышления   Проектировочный тип мышления
Получение нового знания на основе изучения и регистрации наиболее существенных параметров объекта и соотнесения их с нормой   Преобразование объекта с учетом выявленных критериальных расхождений с нормой   Создание и внедрение новой нормы, приводящей в соответствие внешние условия функционирования объекта с внутренними (психологическими) механизмами его саморазвития
               

 

Рис. 12. Основные типы профессионального мышления психолога.

 

Ориентация на указанные критерии и соорганизация различных типов мыследеятельности (исследовательского, управленческого, проектировочного) в собственной практике позволяет психологу обеспечить комплексное воздействие на объект, а развитие профессионального критериально ориентированного мышления психолога во многом способствует становлению полной психологической структуры профессиональной деятельности.

В условиях обучения названные типы профессионального мышления могут быть сформированы у обучаемых посредством решения психолого-педагогических задач, моделирующих соответствующие элементы реальной профессиональной деятельности.

Таким образом, можно отметить, что главный результат процесса обучения состоит в формировании у обучаемого целостной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и ценностного отношения к действительности. В этом заключается основное предназначение любой дидактической системы, и именно по этим показателям оценивается степень ее эффективности. Для выпускника высшего учебного заведения это означает овладение профессионально значимыми знаниями и способами деятельности, которые бы гарантировали ему успешность трудовой деятельности по полученной специальности.

Кроме компетентности, к числу наиболее значимых факторов успешности профессиональной деятельности относят способности специалиста. Способность выделять и эффективно решать актуальные проблемы становится сегодня важнейшим качеством специалиста. Поэтому задача развития деятельностных способностей у обучаемых в настоящее время выходит на первый план.

 

Содержание обучения и его результат представлены в ряде нормативных документов. К их числу относятся:

§ квалификационные требования к выпускнику учебного заведения,

§ учебный план,

§ учебные программы и тематические планы,

§ расписание учебных занятий.

«Деятельностная модель» специалиста отражена в специальном нормативном документе – квалификационных требованиях, т.е. требованиях к уровню профессиональной подготовки выпускника вуза. При этом квалификационные требования (квалификационные характеристики) разрабатываются для каждой специальности комиссиями в составе представителей учреждений, предприятий и организаций, для которых ведется подготовка специалистов данного профиля, и представителей соответствующего вуза. Они согласовываются с заинтересованными сторонами, утверждаются руководителями вузов и доводятся до всех участников учебного процесса.

Учебные планы и учебные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов, профессиональных образовательных программ и квалификационных требований к выпускникам вуза по соответствующим специальностям.

Учебный план – это документ учебного планирования, содержащий названия учебных дисциплин, определяющий время на их изучение и распределение по семестрам. Он разрабатывается на каждую специальность.

Учебная программа - документ, определяющий научное содержание, методическое построение каждой дисциплины учебного плана, наименования и основные вопросы разделов и тем, регламентирующий учебное время по разделам, темам и видам учебных занятий.

Тематический план разрабатывается на период действия учебного плана и программ и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя по определенной дисциплине. Он конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, имеет перечень учебных вопросов, организационно-методические указания по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия. Тематический план разрабатывается кафедрой, подписывается начальником кафедры и утверждается руководителем вуза. В тематический план оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания дисциплины.

Для студентов основным документом планирующим его учебную активность, является расписание учебных занятий на каждый день, в котором перечислены учебные дисциплины, виды учебных занятий, места их проведения и фамилии преподавателей.

Решению главных задач профессионального обучения во многом способствует адекватность и эффективность применяемых в ввузе педагогических технологий. Технология обучения может быть рассмотрена как способ организации и осуществления образовательного процесса, опосредованный применением совокупности методических средств в конкретных организационных формах педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых.

Различают общепедагогический уровень технологии (характеризует образовательный процесс в вузе, регионе), частнометодический (методика преподавания конкретного предмета) и локальный уровень (характеризует решение частных дидактических и воспитательных задач, например технология проведения урока, технология формирования понятий и т.п.). В современной практике образования находят применение разнообразные педагогические технологии, ориентированные на различное соотношение продуктивных и репродуктивных форм познавательной активности обучаемых, их возрастные психологические особенности и особенности овладеваемой ими деятельности. Широкое распространение в нашей стране и за рубежом в последние годы получили технологии, основанные на использовании дистанционных форм образования с применением современных телекоммуникационных средств обучения и позволяющие охватить значительное количество обучаемых в отдаленных районах страны.

Совокупность названных векторов (т.е. содержание и технология образовательного процесса) образует так называемое дидактическое пространство, организационной единицей которого является учебное занятие, а логико-дидактической – учебная дисциплина. Именно в их рамках обеспечивается целесообразный синтез научного и учебного знания, элементов будущей профессиональной деятельности и методических средств в интересах формирования профессиональной готовности будущего специалиста. К основным видам учебных занятий относятся лекции, семинары, практические и групповые занятия, самостоятельная работа, индивидуальные собеседования с преподавателем, а также различные формы контроля текущей и итоговой успеваемости (зачеты, экзамены).

Кроме учебной деятельности, призванной обеспечить моделирование в учебном процессе всех основных признаков профессиональной деятельности, предполагается осуществление студентами и самостоятельной исследовательской деятельности в рамках избранной специальности. В этих целях в учебном плане подготовки психологов предусмотрены такие виды учебно-познавательной деятельности, как выполнение лабораторных работ в рамках общего психологического практикума, написание курсовых работ по специальности и написание итоговой квалификационной работы.

Выполнение лабораторных работ предполагает овладение навыками применения отдельных методических приемов и средств психологического исследования по заранее указанной тематике и представление полученных результатов по достаточно формализованной схеме.

Специфика курсовой работы состоит в том, что она обеспечивает углубленное усвоение отдельной учебной дисциплины, а содержание курсовой работы предполагает показ широты тех источников, в которых представлены материалы по выбранному предмету исследования.

Итоговая квалификационная работа предполагает осуществление широкого круга исследовательских мероприятий, самостоятельный выбор темы дипломной работы, разработку методического замысла, предполагающего сбор эмпирического материала и обобщение полученных данных в виде научного текста.

Помимо исследовательской деятельности в ходе учебных занятий студенты могут принимать участие в заседаниях научных кружков по избранной специальности, разработке научных (конкурсных) работ, участвовать в научных конференциях. Лучшие научные работы могут быть опубликованы в печати.

При этом логика построения учебного процесса в вузе, ориентированного на профессиональную подготовку специалистов, по сравнению с традиционной академической школой совершенно иная: на смену предметному построению учебного процесса (когда основная цель - усвоение содержания учебной дисциплины) приходит деятельностное основание для организации учебной активности студентов. Это означает, что учащийся усваивает не абстрактное, теоретическое знание, а знание, вплетенное в «ткань» повседневной жизнедеятельности. Знание, ориентирующее специалиста в окружающих его психологических явлениях, находящее свое применение в практической деятельности, является, по сути, знанием технологическим.

 

 

СИТУАЦИИ УЧЕБНЫЕ УЧЕБНЫЕ Профессионально

деятельности и проф. ЗАДАЧИ ДЕЙСТВИЯ важные качества

ДЕЙСТВИЯ специалиста

               
   
     
 
   
 
 
 

ПВК

ПВК

 

 

       
   


методическое

обеспечение

 

профессиографическое

изучение

Рис. 13. Алгоритм выделения профессионально значимых элементов

деятельности психолога и их моделирования в учебном процессе

 

При деятельностном подходе ведущим элементом обучения выступают критериально обоснованные способы преодоления затруднений в будущей профессиональной деятельности. В этом случае научная компонента характеризуется привлечением в большем объеме технологического знания, способного обеспечить решение практических задач. Соответственно содержание подготовки специалиста в высшем учебном заведении призвано представить обучаемым модель этой деятельности (включая обобщенные способы преодоления затруднений) и на ее базе организовать вхождение курсанта в профессию (см. рис.13).

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе позволяет обучаемому воспроизводить ее значимые элементы, овладевая тем самым логикой профессионального мышления психолога, формируя у себя соответствующие профессионально важные качества. При этом в качестве основного результата процесса обучения начинают рассматриваться не сами знания и умения, а стоящие за ними способы мышления и деятельности.

Задачи формирования и развития необходимых профессиональных качеств практического психолога как субъекта деятельности могут быть успешно решены путем применения в ходе обучения таких методов и средств, которые обеспечивают:

- вовлечение социального контекста в ткань процесса обучения, воспроизведение задач на ценностную рефлексию, оценку и выбор, проблемный поиск и самоопределение, а в целом - профессионально ориентированную активизацию личностного потенциала учащихся;

- воспроизведение наиболее существенных функционально-технологических аспектов отрабатываемой профессиональной ситуации, облегчая тем самым перенос сформированных навыков и умений в реальные условия профессиональной деятельности;

- воссоздание по ряду психических параметров модели реальной профессиональной деятельности и процесса профессионализации будущего специалиста;

- системное ориентирование обучаемых в усваиваемом материале за счет повышения информативной емкости всех форм подготовки и учебных продуктов, а также за счет развития у обучаемых навыков системного анализа;

- активное осуществление учащимися мыслительных функций и организацию их коммуникации в условиях игрового моделирования профессиональной деятельности, интеграции логического и социально-психологического аспектов освоения и анализа ими профессиональной деятельности;

- личностную ориентацию передаваемого «живого» учебного знания, обеспечивающего персонализированный вариант освоения норм профессии.

Логика взаимодействия практического психолога с объектом его профессиональной деятельности предполагает отбор для обучения студентов тех учебных д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: