СОБОР САГРАДА ФАМИЛИА В БАРСЕЛОНЕ




НОРМЫОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

 

 

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

 

110. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

СОБОР САГРАДА ФАМИЛИА В БАРСЕЛОНЕ

 

Пр…чудливый ош…ломительный гр…ндиозный собор Саграда Фамилиа (Святого Семейства) в Барселоне самый необычный храм в Испании и возможно самое зн…чительное и (не)в…роятное сооружение XX века по м…штабу и художестве…ному сов…ршенству соп…ставимое только с великими г…тическими соборами. Будучи ещё (не)дострое…ным собор по словам арх…епископа Барселоны воспринима…тся как исти…но м…стическое тв…рение. А его с…здатель Антонио Гауди-и-Корнет (1852–1926) 32 лет от роду пр…ступивший и всю д…льнейшую жизнь о…давший возв…дению этого ш…девра всё чаще пр…дст…вляется (не)просто как г…н…альный зо…чий, а как «вд…хнове…ный святой». С 1998 года идёт по…г…товка к пр…ч…слению великого испанца к лику св…тых.

Стр…ительству собора Саграда Фамилиа пр…дшествовали м…стич…ские оз…рения Хосе М. Бокабельи. Он (н…)был (н…)…скетом (н…)монахом но …влялся глубоко верующим человеком извес…ным (Б,б)арселонским издателем и книг…т…рговцем. Мысль о необх…димост… с…ружения к…ф…дрального собора в честь Святого Семейства пришла Бокабелье в Монсеррате главной (К,к)аталонской святыне (во)время пр…дстояния у образа Святого Семейства. Позже издатель увид…л во сне того зодчего кому пр…дн…зн…чалось во…двигнуть храм хрупкого молодого человека с яркими голубыми глазами. Через несколько дней когда Бокабелья вошёл в к…б…нет главы стр…ительного совета он ст…лкнулся с Гауди и сразу узнал в нём архитектора из сна. Гауди (ни) (с) (кем) (не)возможно было спутать (огнен…о)рыжие волосы и прон…цат…льные голубые глаза «н…отр…зимые глаза пр…рока» по словам первого биогр…фа зо…чего …вляли собой д…статочно ре…кое …вление среди смуглых (К,к)аталонцев.

В плане храм пр…дставлял собой л…тинский крест в центре которого пр…дпол…галось в…здвигнуть в…личестве…ный 170-метровый купол. Три стр…мительных взмывающ…х (в)высь ф…сада Рождества Славы и Страстей Господних д…лжны обр…мить купол с юга запада и востока. Из них Гауди успел закончить только ф…сад Рождества. Словно пр…ецируя в р…альност… ап…калиптическое в…дение Гауди создал образ собора как(бы) пл…вящ…гося в огне Страшного Суда подобно п…следней оплывающ…й свече за…же…ной на земле ч…л…веком.

Арх…тектурное с…ружение Гауди упод…блял пр…родному орг…низму. Дерево мой учитель (не)редк… повт…рял мастер. В…роятно име…но великая книга пр…роды подск…зала ему как разрушать уст…явш…еся к…ноны и открывать новые ор…г…нальные формы. Его собор в…ликий во всех смыслах словно прор…ста…т из земли как сильные мощ…ные побеги (не)вида…ного гиган…ского р…стения. Это поднимающ…еся к небу древо Гауди об…гатил и дополнил р…стительными и животными мотивами. Кажется всё богатство пр…родного мира пр…дставлено здесь с…л…мандры ласточки черепахи куры овцы одуванчики кип…рисы к…мыши пап…р…тники розы оливы ап…льсины гр…наты ч…ртоп…л…х кукуруза лот…с. В душе Гауди был п…жалуй новым Ноем который хотел бы захв…тить в свой к…вче… (не)только все живые сущ…ства но и саму землю с её камнями и ра…щел…нами п…щерами и ст…лактитами землю пор…ждающую жизнь в пр…красных формах н…сущих отсвет н…бесной красоты.

Внутрен…ее убранство собора по замыслу Гауди д…лжно было напом…нать лес. И он сделал к…ло…ны подобными деревьям а их «разв…твления» спро…ктировал так что(бы) исключить р…спор и этим снять не…бх…димость в устройстве контрофорсов такого готика (не)знала. «Ветви» к…ло…н ра…ходятся перер…стая в п…верхности сводов с …тверстиями в (виде) цв…тков по…солнуха из(давн…) поч…та…мого в Каталонии символа души. Выше архитектор ра…пол…жил второе перекрытие в результате все нефы зал…л рас…ея…ный свет поступающий (с)верху и создалось вп…чатление буд(то) на «кронах» к…ло…н з…стыл н…бесный сво…. В законче…ном же соборе говорил Гауди мя…кий свет будет лит…ся через око…ные пр…ёмы нах…дящиеся на различной высоте и тогда каждому покаж…т…ся что светят звёзды.

В…рхушки шпилей Гауди покрыл золотыми м…заиками как в (В,в)изантийских храмах. Кроме того следуя (К,к)аталонской тр…диции к…рамической обл…ц…вки он пр…менил гл…зурова…ную полихромную к…рамику нал…жение её тонким слоем п…звол…ло в…зуально усилить сп…ральное дв…жение (в)высь. Один св…ще…ник спросил Гауди почему он так бесп…ко…тся об о…делке шпилей ведь (ни)кто (не)увид…т их. Монсеньор ответил архитектор их будут р…згляд…вать ангелы.

Гауди пр…дст…влял собор не только п…средником между небесами и землёй но и полем боя против…борствующ…х чувств. Не(случайно) к архитектурным формам и цвету способным глубоко в…здействовать на человека он пр…сов…куп…л звук. К…нструкция собора спро…ктирова…на так что(бы) здание функци…нировало как гр…нд…озный орган и ветер пр…ходя через отверстия башен звучал подобно настоящему хору.

Хотя Гауди (не)успел зав…ршить собор ставш…й главным импульсом всего его сущ…ствования он (во)многом осущ…ствил своё пр…звание создать храм как живой плод души возвыше…ный и ч…л…вечный. Сам мастер в последние (пол)года жизни пос…лился рядом с р…бочей пл…щадкой в мал…нькой деревя…ной пр…стройке. Людям уд…влявш…мся его крайней (не)пр…т…зательности в одежде и пище он совсем в духе какого(нибудь) средн…векового …скета говар…вал см…рение плоти есть радость духа. В крипте собора Саграда Фамилиа в м…нашеском обл…чении хотя он (не)был монахом с ч…тками в руках архитектора и пох…р…нили. А собор Святого Семейства задума…ный как искупление грехов (К,к)аталонцев (на)всегда стал частью их духовной жизни. Ещё при Гауди он сделался местом п…ломничества ныне(же) к нему устр…мля…тся множ…ство людей со всего мира ибо по словам (А,а)мериканского архитектора Луи Салливана это дух воп-л…щё…ный в камне.

 

111. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

 

ХРАМ НЕБА В ПЕКИНЕ

 

Знаменитый храмовый комплекс Храм Неба в Пекине один из самых совершенных по исп…лнению и ун…кальных по х…рактеру памятников тр…дицио…ной китайской архитектуры. И едва ли н… единственный архитектурный ш…д…вр (н…)имеющий отношения к бу…дизму. По(скольку) больш…нство значительных культовых сооружений Китая храмов м…н…стырей паго… связа…о именно с этой религиозной тр…дицией. По меркам тр…дицио…ного (К, к)итайского зодч…ства Храм Неба весьма внушит…льный архитектурный комплекс. С севера на юг внешние стены храмового …нсамбля пр…ст…раются на 1600 метров с запада на восток на 1700 метров. Площадь Храма Неба сост…вляет 270 гектаров.

Ныне Храм Неба музей. Но в имп…раторском Китае он служил для отпр…вления культа неба возникшего в глубокой древности в эпоху Чжоу (XI–III вв. до н. э.). Император поч…тался в Китае как сын Неба (по)этому этот культ отн…сился к числу важнейших офиц…альных культов государства вплоть до св…ржения м…нархии в 1911 году.

Обширный храмовый комплекс начали возв…дить в южной части Пекина при императоре Юнлэ из д…настии Мин (1368–1644 гг.; обратим вн…мание на то что летоисч…сление в (К,к)итайской культуре осущ…ствлялось не по годам от Рождества Христова что было бы по крайней мере странно а по имп…раторским д…настиям). (В)течени… ХV–XVI ст…летий его неоднократно перестраивали. Задумывался этот архитектурный ансамбль как Храм Неба и Земли но позже си…метрично ему в северной части Пекина стали возводить отдельный Храм Земли. Так оказалось два храма один посв…щен Земле другой исключительно Небу. Однако до сих пор в храмовом комплексе есть два типа строений круглые и квадратные (по)скольку согласно (К,к)итайским косм…логическим пр…дставлениям Небо имеет форму круга а Земля квадрата.

В тр…дицио…ном Китае все дома усадьбы храмы и пос…ления включая большие города обн…сили стенами в плане они предст…вляли собой квадраты ориентирова…ные по сторонам света. (При)чем главный вход в город дом или храм делали с южной стороны так как юг сч…тался источником положительной силы ян. Лицом к югу сидел на своем пр…столе и (К,к)итайский имп…ратор. Храм Неба в плане то(же) обр…зует квадрат ч…тко ориентирован…ый по сторонам (С,с)вета. Он обн…сен двумя рядами стен первые замыкают с…кральное пространство храма вторые отделяют внешнюю часть комплекса от внутренней в которую разрешалось входить только имп…ратору и высшим с…новникам. Во внешней части находит…ся дворец имп…ратора Зал Великого Неба Кухня для небожителей и другие второстепенные постройки. Во внутренней возв…дены наиболее важные культовые сооружения.

В северной части внутреннего пр…странства …нсамбля выс…тся самое главное и знаменитое сооружение комплекса Храм Моления об Урожае его обычно и называют в прост…речии Храмом Неба. Имп…раторским культам в Китае свойствен…а особая с…мволика света и чисел. Храм Неба покрывает чер…пичная крыша (ярко)синего цвета такого же цвета пол…галось быть одеждам с…новников уча…ствовавших в покл…нени… Небу. К храму ведет лес…ница в каждом пролете которой девять ступеней это число считалось символом высшего ян. Таково и число три (по)этому храм стоит на (трех)ступенчатой пл…тформе а в…нчает его (трех…)ярусная крыша. Деревя…ное покрытое красным лаком здание имеет в основани… круг оно поко…тся на облиц…ва…ной (бело)снежным мрамором те…расе с широкими б…л…юстрадами и лестницами. К…ническую черепичную крышу по…держивают 28 деревя…ных коло…н. Пор…жает красотой подкупольное пространство Храма Моления об Урожае на потолочных перекрытиях часто повторяется золотой орн…ментальный рисунок два дракона бор…тся за «огне…ную жемчужину». Это эмблема имп…раторской власти.

Пр…порции храма таковы что созд…ется вп…чатление буд(то) купол взмывает на (голово)кружительную высоту в действительности же высота постройки около 30 метров. Вокруг алт…ря и на нем самом выст…влен…ы р…туальные сосуды и треножники из бронзы сдела…ные по образцам (трех)тысяч…летней давности. Здесь как и в других храмах комплекса можно увидеть огромное к…личество произведений тр…дицио…ного китайского и…ску…ства скульптуру художественную ре…бу б…рельефы древние музыкальные инструменты и многое другое.

Храм Моления об Урожае как и весь комплекс действовал лишь раз в году в день зимнего солнцестояния 25 декабря по западному к…лендарю когда силы жара и света ян (мужское эн…ргетическое начало) побеждают силы холода и мрака инь (женское эн…ргетическое начало). В этот день император (в)соответстви… с древним р…туалом совершал жертвоприношение Небу и молился о богатом урожае в гр…дущем году. В древности в жертву приносили живых свиней но позже их заменили мул…жи.

Некоторые постройки храмового ансамбля обладают замечательными а…кустическими э…фектами. На юге внутренней части комплекса расп…ложен Алтарь Неба огромная круглая о…дела…ная мрам…ром (трех)…ярусная платформа с четырьмя лестницами ведущими (на)верх. А…кустические свойства сооружения таковы что голос человека стоящего на пл…тформе слышен тем кто находит…ся (в)низу гораздо лучше чем самому говорящему. Этот (не)обычный э…фект создали что(бы) усилить голос императора произносящего на Алтаре Неба молитвы и св…ще…ные формулы во время жертвоприношения. Интересна и так называемая Стена отр…жающая звук возведе…ная из кирпича. Она способна слова произнесе…ные даже ш…потом с одной стороны донести до человека находящегося по другую ее сторону. В п…риметре стена достига…т 64 метров.

В конце XIX века в Храм Моления об Урожае попала молния. Здание сильно пострадало и пришлось проводить значительные рест…врацио…ные работы. Это прои…шествие многие китайцы посчитали пр…двестием скорого п…дения царствующей д…настии. Интересно что в 1911 году м…нархию действительно свергли (в)ходе Син р…волюции.

 

112. Расставьте знаки препинания.

 

ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

 

Восьмым чудом света называли в Средневековье Святую Софию Константинопольскую. Среди многочисленных храмов построенных византийскими зодчими пожалуй не найдётся более грандиозного по замыслу и исполнению сооружения. Не случайно о Святой Софии слагали легенды греки называли ее Великой церковью а посмотреть на это «чудо архитектурной и богословской мысли» стекались паломники со всего мира. Красота и величие храма повлияли даже на выбор веры на Руси. Древнерусский летописный свод «Повесть временных лет» (ХII век) сообщает что послы князя Владимира посетившие Константинополь так восхитились Софией что не могли понять на небе они пребывают или на земле.

Святая София снаружи подобна огромному кораблю или ковчегу плывущему наперерез волнам этого мира и напоминает громадную скалу возвышающуюся как оплот веры и твердыня духа.

Храм производит впечатление массивного сооружения со временем его обстроили множеством мощных укрепляющих опор контрфорсов но внутри создается ощущение что тяжеловесная масса камня преображенная под воздействием света максимально облегчена. Всякий входящий бывает поражен высотой храма и словно парящим над зданием гигантским куполом его диаметр составляет около 32 метров перекрывающим центральный неф на высоте 40 метров. Купол опирается на барабан с 40 окнами. И эти 40 окон в солнечную погоду характерную для Средиземноморья сливаются в единую сияющую полосу света так что кажется будто купол не соприкасается со сводом храма. Отсюда и родилась легенда о том что купол Святой Софии свешивается с неба на золотых цепях. На самом деле он поддерживается мощными столбами-опорами но они столь искусно спрятаны в стены открывающиеся в боковые нефы многочисленными арками что тяжесть каменной массы не ощущается а пространство храма воспринимается как единое насквозь пронизанное светом.

Богатая облицовка стен и пола храма цветными мраморными плитами резные капители колонн драгоценные мозаики подчеркивают его великолепие и создают ощущение праздника. Ранее это ощущение многократно усиливалось в дни богослужений когда на литургии пели сразу несколько хоров.

Величественный храм построили в 532–537 гг. В ту пору Византия переживала необычайный расцвет Константинополь как второй Рим затмил славу и блеск Рима первого и диктовал всему христианскому миру свою волю. Заказчик Святой Софии император Юстиниан хотел выразить посредством этого храма собственное представление о красоте Горнего мира и одновременно о величии империи в которой император-автократор (самодержец) олицетворяет собой образ Пантократора (Вседержителя) Царя Небесного.

Но осуществить столь впечатляющую монументальную постройку Юстиниан смог лишь благодаря двум архитекторам Исидору из Милета и Анфимию из Тралл. Исидор являлся крупнейшим математиком своего времени собравшим все сохранившиеся труды Архимеда. Исидор блестяще осуществил идеи Архимеда на практике. Он рассчитал сложнейшую конструкцию купола Святой Софии а Анфимий воплотил в камне его расчеты. В результате математический гений и практический опыт научные и богословские познания позволили создать храм равного которому не было в средневековом мире.

По приказу Юстиниана при строительстве Святой Софии использовались колонны из порфира привезенные из Рима и мраморные столбы из знаменитого храма Артемиды Эфесской который в древности причисляли к семи чудесам света. Так император утверждал свою победу над античным искусством считавшимся эталоном красоты и гармонии.

В ХV веке под ударами турок-османов Византия пала. Константинополь переименовали в Стамбул а храм Святой Софии в течение почти тысячи лет считавшийся главным храмом христианского Востока превратили в мечеть. Под его куполом появились огромные щиты с изречениями из Корана некоторые мозаики сбили алтарную преграду с иконами удалили а рядом с храмом выстроили четыре огромных минарета. Но по-прежнему величественное здание поражало воображение. Известно что султан Ахмет однажды приказал своему зодчему Махмеду-ага возвести мечеть подобную Святой Софии. Архитектор долго изучал храм производя скурпулезные измерения и составляя его описание во всех деталях и подробностях. Однако пока он исследовал строения красота гармония и мудрость инженерного устройства все более и более восхищали его. В конце концов он был настолько покорен гением византийских мастеров что не дерзнул повторить в точности такую же постройку а используя пропорции храма возвел сооружение меньшего размера. Так в Стамбуле появилась Голубая мечеть. Несмотря на то что зодчий рисковал навлечь на себя гнев султана он отдал дань величию древних. Сам мастер согласно легенде принял православие потому что красота Святой Софии стала для него доказательством красоты Христова учения.

В 30-х годах ХХ века под давлением общественности Айя софия как именуют храм турки стала музеем. Теперь он открыт для всех христиан, мусульман и любого кто хочет увидеть этот удивительный памятник былого величия Византии и свидетельство человеческого гения приблизившегося к познанию законов Божественной красоты.

 

113. Расставьте знаки препинания.

 

НОТР-ДАМ ДЕ ПАРИ

 

Нотр-Дам что в переводе с французского означает наша дама это собор посвященный Богородице. Поэтому и не удивительно что свой Нотр-Дам есть практически в каждом городе Франции. Но самый известный конечно же парижский Нотр-Дам де Пари собор Парижской Богоматери стоящий на острове Сите. Такое удачное его расположение позволяет в старой части города любоваться строением отовсюду. В соборе все соразмерно пропорционально просто. Все гениально. Кредо неизвестных нам по имени зодчих можно сформулировать в двух словах ничего слишком колонны в центральном нефе не слишком массивны своды из шести нервюр арки укрепляющие ребра свода соединяющихся в одной точке не слишком замысловаты.

Если встать на площади перед западным фасадом собора и не торопясь внимательно его осмотреть не трудно заметить как при движении снизу вверх формы становятся легче воздушнее рельефнее разнообразнее. Западный фасад собора украшают две 69-метровые башни. В одной из них юго-западной находится главный колокол собора отлитый в ХVII веке. По преданию при отливке колокола для особой чистоты звучания в сплав добавили драгоценные камни и золото. В верхних частях башен выше уровня обходной галереи располагаются знаменитые химеры Нотр-Дам это они усугубляли уродство Квазимодо и наводили ужас на ночных прохожих. Лев головою задом дракон и коза серединой говорили об этих олицетворениях грехов и болезней древние. Чудится будто отвратительные твари дышащие невидимым адским огнем вытягивая длинные языки смеются и издеваются над городом издают какие-то тревожные нечеловеческие звуки смущая души и сотрясая умиротворенную тишину небес.

Однако всем этим жутким и фантастическим существам как и изображениям грешников и чертей в сценах Страшного суда нет места внутри храма там царит спокойствие порядок и тихая молитва. Храм земное небо и Нотр-Дам впечатляет поистине небесной гармонией.

Многое в базилике служит тому чтобы создать впечатление ирреальности пространства. Свет попадает в собор не напрямую а преломляясь через витражи. Каждый из них по-своему неповторим не только по набору сюжетов но и по узорной композиции рам выполненных из камня. Особенно сложно устроены розы. В западной розе на один квадратный метр стекол приходится всего 0,146 квадратных метров каменной рамы. Обширные двухнефные галереи опоясывающие собор со всех сторон могут вместить до полутора тысяч человек. Первоначально в нефах существовали круглые окна небольшого размера так что даже днем там царил полумрак. В ХIII веке их значительно расширили и потоки света стали вливаться в храм. К восточной северной и южной стенам здания был присоединен ряд капелл где хранились священные реликвии. В годы французской революции многие из них оказались уничтожены но до сих пор сокровищницы Нотр-Дам хранят часть Древа Господня – Креста, гвоздь от Распятия и главную святыню Терновый венец Христа. Ежегодно в страстную пятницу терновый венец положенные на хрустальное кольцо тоненькие иссохшие переплетенные меж собой терновые прутики с утраченными шипами выставляют в соборе на всеобщее поклонение.

К счастью в те мятежные годы Нотр-Дам миновала участь базилики в Клюни, церкви Святого Мартина в Туре и ряда других выдающихся памятников французского средневекового зодчества снесенных до основания. Но и он пострадал весьма сильно. Лишь в середине ХIХ века многие разрушенные архитектурные детали включая галерею королей некоторые сбитые революционерами статуи порталов и башен а также отдельные элементы интерьера сумел восстановить французский архитектор и знаток старины Эжен Виолле-ле-Дюк.

Спустя почти 30 лет после надругательств и вреда причиненных собору якобинцами другой страстный поклонник старины писатель Виктор Гюго замыслил роман где Нотр-Дам де Пари становится едва ли не самым главным персонажем могучим прекрасным и грозным воплощением гения средневекового человека строительством своих соборов сумевшего дополнить красоту самой природы. Оглядываясь в прошлое писатель скорбит о том что больше никогда не будет создана книга подобная энциклопедии в камне Нотр-Дам де Пари. В те времена простые люди хорошо знавшие Священную историю свободно читали и передавали ее посредством храмового зодчества и изобразительного убранства даже сейчас через века Нотр-Дам живо отражает стремление своего создателя а им был весь народ охваченный подвигом благочестивого труда запечатлеть землю небо Священную историю и современность в едином потоке жизни.


114. Расставьте знаки препинания.

 

ХРАМ ЗУБА БУДДЫВ КАНДИ

 

Ныне Канди небольшой городок в горной части Шри-Ланки а некогда он был столицей древнего царства.

Храм Зуба Будды в Канди знаменит тем что в нем хранится самая почитаемая во всем буддийском мире реликвия зуб Будды. Ежедневно сюда стекается множество паломников для ритуальных простираний и молитв перед драгоценной святыней которая содержится во внутреннем дворе главного святилища храма в охраняемой двумя монахами комнате за решетчатой дверью. Зуб покоится в последнем из семи золотых вложенных друг в друга футляров выполненных в форме ступы.

Зуб Будды относится к одному из двух видов буддийских реликвий «телесным останкам» сохранившимся после сожжения на погребальном костре признанных учителей буддизма. Другой вид «реликвии личного употребления» подразумевает почитание предметов или частей предметов которыми они пользовались.

По преданию во время кремации тела Будды в местечке Кушинагара в Индии один из его учеников выхватил Зуб Учителя из огня. В течение восьми веков реликвия оставалась в Индии а в 371 году согласно палийской хронике Махавамса (V век) принцесса Хемалатха привезла Зуб в Анурадхапуру древнюю столицу Сингальского государства (Шри-Ланка). Она бежала из индийского царства Калинги из-за начавшихся там распрей спрятав Зуб в прическе. Правивший в ту пору царь Мегхавани поместил святыню в специальный павильон Дхаммачакка (Колесо Закона) выстроенный еще в III веке до н. э. и символически передал Зубу всю полноту своей власти. С тех пор Зуб Будды почитается не только как священная реликвия но и как важнейшая царская регалия владение которой дает право на верховную власть в стране. Неудивительно что в смутные периоды истории претенденты на сингальский трон прежде всего стремились завладеть святыней.

Согласно хронике Мегхавани учредил в честь Зуба праздник проводимый в месяце эсала (июль–август). Самые ранние описания этого торжества оставили китайские монахи Фа Сянь (V век) и Сюань Цзан (VII век) наблюдавшие за ним во время пребывания на острове. Во второй половине ХIХ века церемонию довелось увидеть русскому востоковеду И. П. Минаеву. В соответствии с его описанием торжественная процессия с участием священнослужителей факельщиков музыкантов и танцоров сопровождалась шествием слонов один из которых вез золотой ларец с Зубом Будды. Царь вынимал святыню из футляра и ей воздавались должные почести после чего Зуб помещали обратно в реликварий запечатывали его и возвращали в храм. С небольшими изменениями эта церемония сохраняется до сих пор.

Фа Сянь рассказывает что когда Зуб Будды попал в Анурадхапуру царь долго раздумывал где бы его поместить. Он отверг все предложения монахов расхваливавших свои обители и решил что святыня сама выберет для себя достойное место. Зуб положили на колесницу запряженную белыми конями и никем не управляемые они двинулись в путь в сопровождении толпы горожан. Там где кони остановились и выстроили первый храм Зуба Будды. Храм возвели возле царского дворца и украсили драгоценностями а венчал его шпиль с прекрасным рубином. Царь трижды в день орошал зуб чистой водой и воскуривал перед ним благовония.

Трёхэтажный храм Зуба Будды привлекает внимание прежде всего старинной резной стеной выходящей на берег озера и каменным входом. Возвели храм во второй половине XVII века но в первозданном виде он простоял недолго уже царский сын перестроил его в двухэтажный а следующий монарх добавил к зданию различные архитектурные украшения. Впрочем несмотря на эти изменения и в плане и в форме крыши и в декоре храм сохранил черты присущие ранним буддийским святилищам.

 

115. Расставьте знаки препинания.

 

ХРАМ СОЛОМОНА

По преданию сам Бог сотворивший Небесный Иерусалим до того как построили земной город повелел Соломону возвести Храм по образу Небесного. О том поведал царь в своей Книге Премудростей «Ты повелел мне построить храм во святейшее Твое Имя и алтарь в городе где Ты обитаешь по образцу святейшей скинии который Ты приготовил от начала!». Согласно масонской легенде царь Соломон завладев троном Давида занялся строительством храма и царского дворца. Для этого он заключил союз с царем древнего Тира Хирамом правившим по соседству с Израилем. Хирам предоставил Соломону целую армию каменщиков и плотников которых возглавлял главный мастер строителей храмов, посвященных богу Дионису Хирам Абифф самый ловкий и искусный из когда-либо существовавших в мире строителей. Под его началом было 183 600 ремесленников надсмотрщиков и подневольных работников. Хирам Абифф знал тайны мастерства и секретные слова которые помогали безошибочно оценить уровень работы любого строителя. Однажды три подмастерья захотели вынудить его сообщить им секреты Великого Мастера и подстерегли Абиффа в храме где он молился у незавершенного алтаря, а когда Великий Мастер отказался назвать секретный пароль, то убили его циркулем угольником и молотком (три эти предмета стали символами масонства).

От великолепия Храма Соломона куда впервые принесли Христа-младенца и где двухсотлетний Симеон распознал в Нём Бога сохранилась пятиметровая колонна с ажурной капителью в изысканном римском композитном стиле. Колонна извивается подобно могучей анаконде желобки-канелюры бегут по ней на манер тонких змеек среди гроздьев и листьев вьющегося винограда извечного символа распространения веры. Такие колонны иногда плетенные из двух называют змеиными и происходят они с Востока. По-видимому колонну из храма знавшего Христа но возведённого Иродом Великим до его рождения вытесали вместе с другими похожими в память Первого Храма. Вероятно они в числе иных знаков напоминали о чуде в день освящения Храма. Тогда Соломон обратился с сердечной речью к Господу предлагая Ему из походного храма перейти в каменный с тем чтобы отдохнуть от множества кровопролитных сражений и побед одержанных евреями с Его помощью на пути в землю обетованную. И Всевышний одобрил Соломона: Слава Господня — благодатная сакральная энергия — нежным облаком заполнила Храм. Онемели даже священнослужители. На миг ожило убранство Храма изображавшее сокрытый в его стенах утраченный рай земной. Засияло предвечным светом листовое золото стен потолков полов. Взмахнули крыла серафимов пахнули живым ароматом вышитые и вытканные на завесах розы. Толстые колонны танцевали не сходя с места как змеи а по ним бежали белки среди прорастающего винограда и лавра а менора из символа отлитого в золоте превратилась в настоящее древо жизни усыпанное цветами и яблоками.

Предположительно легендарный Храм Соломона представлял собой прямоугольное строение. Его обращённый на восток вход украшали два медных литых столба. По лестнице поднимающейся между ними попадали в передний зал отделявший внешний двор от внутреннего святилища. В глубине Храма находилась святая святых тёмное помещение без окон где хранился ковчег Завета. Его оберегали простиравшие крылья херувимы вырезанные из масличного дерева. Здесь же располагалось священное место Божественного Присутствия в период исхода сопровождавшее иудеев в виде светящегося столпа. Позже оно стало невидимым но пребывало в ковчеге Завета. Во внутреннем дворике перед входом в Храм стояли бронзовые жертвенники и «медное море» огромная чаша весом около тридцати тонн откуда брали воду для ритуальных омовений.

116. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Составьте план текста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: