Психологические основы технологии культурно-досуговой деятельности




 

Социально-психологическими основами технологии культурно-досуговой деятельности являются закономерности восприятия личностью культурно-досуговых программ через внимание, память, мышление и т. п. Однако следует учитывать, что восприятие дейст­вительности опосредованно прошлым социальным опытом, чувст­вами, интересами. В технологии культурно-досуговой деятельности главное - единство сознания и деятельности, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Не случайно С. Л. Рубинштейн подчерки­вал, что: "деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти послед­ние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения".

В изучении закономерностей восприятия, памяти и мышления психологические исследования сосредоточиваются на изучении преобразования внешних действий во внутренние, идеальные.

В психологии различаются восприятие с преобладанием познава­тельной направленности и восприятие с преобладанием эмоцио­нально-оценочного отношения к действительности. Соотношение познавательной и эмоционально-оценочной направленности восприятия может быть многовариантным. Так, преобладание эмоционально-оценочных моментов в технологии культурно-досуговой деятельности вызывается прежде всего ситуациями, связанными с преодолением заблуждений, ошибочных взглядов и оценок, с доказательством преимуществ одних духовных ценно­стей перед другими. Эмоционально-оценочные моменты в дея­тельности специалистов учреждений культуры могут проявляться в форме подачи материала, анализа фактов, выводах и теоретических обобщениях.

При восприятии культурно-досуговой программы с преобла­данием познавательной направленности внимание аудитории сосредоточивается на анализе рассматриваемой проблемы, рас­крытии закономерностей социальных процессов, при этом, ко­нечно, учитывается уровень подачи материала. В данной ситуа­ции доминирующим становится воздействие на разум, а воздействие на чувства должно сопровождаться сохранением или усилением внимания, выработкой устойчивого, неослабевающего интереса. Информация, затрагивающая коренные и ближайшие интересы аудитории, социальной группы, вызывает различные пе­реживания, психологические состояния и, по мнению П. М. Якобсо­на, "составляют для человека важнейший, непосредственно испыты­ваемый показатель жизненного процесса... Отсюда великая потребность во впечатлениях, готовность к их восприятию... Че­ловек реагирует эмоционально отнюдь не на все воздействия, которым подвергается... Отсюда избирательность эмоциональ­ных откликов на воспитательное воздействие и различный уро­вень интенсивности этих откликов". Психологическая "негативность" к восприятию аудиторией учреждений культуры, а, следовательно, и усвоению определенной информации может иметь в своей основе многие факторы, не зависящие от деятель­ности специалистов учреждения культуры и аудитории. Воспри­ятие информации осуществляется через взаимодействие потреб­ностей мотивов, мысли, чувств, настроений, интересов, т. е. через всю структуру личности. Поэтому интерес к содержанию куль­турно-досуговой программы реализуется через направленность мысли и чувств, в стремлениях познать глубже суть, осмыслить происходящие события, дать им оценку, выработать к ним ус­тойчивое отношение и мотивировать свое поведение.

Воздействие субъекта на объект, на его восприятие одновре­менно захватывает область чувств и разума, а степень воздейст­вия на эмоциональную или рациональную сферу сознания во многом определяется конкретной ситуацией, соотношением объ­ективных и субъективных факторов.

Уровни восприятия информации зависят прежде всего от представлений и реализуются в различных их фазах. Психологи указывают на несколько особенностей формирования представ­лений на основе словесного описания и восприятия информаци­онного факта. Каждая фаза характеризуется особенностями взаимодействия представлений с восприятиями и мышлением.

В представлениях перерабатываются данные восприятия; по­следнее связано с памятью, вызывается ассоциациями и означает некоторое обобщение. Выделяются три фазы формирования представлений. Представления первой фазы характеризуются не­достаточной расчлененностью и схематичностью отражения целост­ной ситуации и ее элементов. С точки зрения восприятия культурно-досуговой программы их можно характеризовать как такое психиче­ское состояние, когда имеющиеся знания или возможности воспри­ятия не позволяют понимать содержание информации в полном объеме, а "схватывается" лишь часть ее, без достаточного понимания сущности, взаимосвязей информации и т. п. Представления второй фазы могут быть адекватными и конкретными по отдельным признакам и неадекватными, схематическими для целостной си­туации и ее элементов по другим признакам. Представления третьей фазы отличаются осмысленностью, адекватностью и конкретностью отражения целостной ситуации и ее элементов. На нага взгляд, права X. М. Гафурова в том, что "взаимоотношение восприятия, представления и мышления имеет место на каждой фазе, причем различное, и зависит от уровня осмысления характерных признаков сложного объекта и его конкретных элементов". В техно­логии культурно-досуговой деятельности мышление как процесс обусловлен мыслительными способностями субъекта и объекта, изменение этого последнего в свою очередь необходимо обуслов­ливает новый ход мышления.

Внутренние закономерности процесса мышления проявляются в мыслительных действиях объекта через анализ, синтез, обобщение, понимание, усвоение, запоминание и т. д. Внутренние закономер­ности мышления объекта помогают преобразованию чувствен­ных данных. Использование человеком получаемых извне знаний принимает различные формы, выступая либо как анализ чувст­венных образов и их синтез, либо как мыслительный анализ и синтез словесных "образцов", понятий, образов.

Освоение мира в образах — это только одна из форм челове­ческого познания, а книжная культура не исключает элемента (причем значительного) образности. Для выявления его нужны определенный интеллектуальный уровень, полет фантазии, спо­собность чувствовать красоту литературного языка, т. е. доволь­но глубокое духовное развитие личности. А этот уровень, как известно, в первую очередь определяется социально-экономическими и социально-политическими условиями, сущест­вующими в конкретном обществе.

В ходе смыслового и интеллектуального воздействия аудито­рия воспринимает идеи в виде образов и понятий, осуществляет их мыслительную переработку. Интересы к информации можно рассматривать в зависимости от обусловленности интересов личности или аудитории системой общественных отношений и видами деятельности: от объекта — интерес к знаниям, информации, от субъекта (носителя) — индивидуальный, групповые интересы и т. д.

Диалектика развития интересов в технологии культурно-досуговой деятельности есть движение от любознательности к интересу, от неустойчивого интереса к устойчивому, превратившемуся в потребность. Устойчивый интерес к знаниям усиливает направленность внимания и восприятие аудитории, стремление к самостоятельной работе, развивает потребность в систематиче­ском обращении к источникам информации. Задача специалист учреждения культуры по отношению к аудитории с недостаточно развитыми познавательными интересами состоит в том, чтобы внесением новых знаний заинтересовать ее, развить к ним устой­чивый интерес, превратив его в потребность.

Действительность убедительно показывает, что интерес к по­литическим событиям и явлениям у подавляющей части населе­ния страны носит устойчивый характер. В организованных ауди­ториях создаются реальные возможности для получения необходимых знаний самостоятельно анализировать происходя­щие события, делать правильные выводы.

Психологические трудности, возникающие у человека в про­цессе восприятия и усвоения информации, получили название психологического барьера. Он возникает в силу воздействия на личность объективных факторов и психического состояния самой

личности. К объективным факторам относится содержание ин­формации, которое не воспринимается личностью или аудитори­ей, а к субъективным — психологическая невосприимчивость, обусловленная социальными установками, недостаточным уров­нем знаний и опыта. Эти факторы и определяют высоту психоло­гического барьера.

В культурно-досуговой деятельности (включая и домашнюю) существует до 450 различных форм — программ и видов пред­метной деятельности, где процесс восприятия и процесс общения сливаются воедино. Здесь отношения субъекта и объекта мы на­зываем перцептивно-коммуникативный процессом.

А. А. Бодалев, пишет: "...занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждого из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде, артист, лектор, слушатель и пр.). В связи со всем этим не остается постоянным значение сигнали­зирующих их чувственных качеств для воспринимающего. На первый план в восприятии выступают те качества в облике, экс­прессии и действиях воспринимаемого, которые в данных услови­ях приобретают особое значение. Так происходит потому, что на это качество распространяется вторичное возбуждение от актуа­лизации состояний и свойств, ими сигнализируемых. Восприятие чувственных признаков, которые сигнализируют о других осо­бенностях, присущих воспринимаемому человеку, благодаря от­рицательной индукции тормозятся". Технология культурно-досуговой деятельности строится с учетом различных психологи­ческих ситуаций для того, чтобы эффективно воздействовать на восприятие, понимание и усвоение сообщаемых знаний, которые и выстраиваются в единый коммуникативный процесс. Соответ­ствие распространяемых идей интересам аудитории еще не озна­чает их полного совпадения. Нельзя не видеть того, что возникают "ножницы" между внедряемыми взглядами и фактическим сознанием части людей. Для того и существует информация, чтобы привносить идеи, влиять на это сознание. Правильный технологический про­цесс позволяет воздействовать на аудиторию так, чтобы адресо­ванное ей сообщение стало фактом сознания и учитывает, что име­ются в виду конкретные личности с уже сложившейся системой взглядов, чувств, побуждений. Само восприятие личностью сообще­ния через лекцию, беседу или устный журнал, тематический вечер, праздник, обряд или ритуал — можно представить как взаимо­действие поступающей извне информации с информацией, нако­пленной ею ранее. При этом "все прошлое вовсе не уничтожается новыми впечатлениями, а новые раздражения складываются, суммируются с прошлым» образуя настоящее". Когда специалист учреждения культуры выходит на актуальную связь с аудитори­ей, эмпирически состав слушателей, зрителей обнаруживается сравнительно просто — достаточно установить число присутст­вующих в зале. Однако такое знание дает ему слишком мало. Важно знать их возраст и профессии, образовательный уровень. Но и эти сведения еще не дадут полного представления об ауди­тории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: