Психологические особенности подготовки родителей
К обследованию
На психолого-медико-педагогической комиссии
Алгоритм работы образовательного учреждения с семьей, имеющей ребенка с проблемами в развитии.
Своевременно сообщать родителям и заместителю директора (старшему воспитателю) о трудностях ребенка и о том, что вас беспокоит.
Для того, чтобы информация воспринималась близкими ребенка адекватно следует знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню развития или к уровню освоения образовательной программы (т.е. у родителя должно быть чёткое представление о том, что может/умеет делать ребенок в том или ином возрасте или что нужно освоить ученикам в том или ином классе, а также познакомить их с системой оценивания - за что конкретно ставится та или иная отметка по каждому предмету).
Необходимое условие работы с родителями на данном этапе - объективное оценивание деятельности ребёнка. Иногда учителя, особенно в начальных классах, завышают отметки, стремясь таким образом стимулировать ученика к дальнейшему обучению («не отбить у него желание учиться») или просто «жалея» его. В результате подобной практики ребёнок, вопреки ожиданиям, вовсе не стремится преодолевать появляющиеся перед ним учебные трудности, и родители такого ребенка, видя в дневнике и тетрадках положительные отметки, также спокойны, считая, что пусть худо-бедно, но всё же их ребенок учится. В итоге у родителей не возникает желание обратиться за помощью к специалистам. Поэтому, объективность оценивания уровня развития или знаний ребенка - важный фактор успешности работы с родителями ребенка с проблемами в развитии.
Чем раньше родители узнают о проблемах ребенка, тем больше шансов, что ребёнок преодолеет трудности и сможет впоследствии успешно найти своё место в жизни.
Реально убедиться в том, что ребёнок испытывает трудности в развитии, в усвоении учебной программы, родителям помогает наблюдение за ребенком на некоторых занятиях или уроках. Такое наблюдение со стороны способствует лучшему пониманию трудностей у своего ребенка, пониманию адекватности программы, по которой учится ребёнок, в соответствии с его возможностям и способностям.
2. Говорить родителям о каких-либо трудностях ребенка без его присутствия, выделяя при этом также достоинства ребёнка. Информирование в таком ключе поможет педагогам в установлении доверительных отношений с родителями и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического сопровождения ученика.
3. Привлекать родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления. Важно разделить ответственность с родителями ребенка, имеющими трудности в развитии, обучении. Чётко оговорите свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Педагогам важно будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими будут близкие, и как сильно в их участии нуждается ребёнок, а также описать конкретные шаги помощи со стороны педагогов, работающих с ребенком.
4. Дать родителям полную и достоверную информацию специалистах, работающих с детьми, имеющими трудности в развитии, обучении, социальной адаптации; о психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), процедуре обследования. Часто бывает, что многие мамы и папы не соглашаются обращаться в ПМПК, так как слышали от кого-то, что все дети, прошедшие комиссию, непременно отправляются в коррекционные школы, и перспективы дальнейшей их жизни весьма безрадостны.
На самом деле по результатам обследования ребёнка специалисты ПМПК не ставят никаких диагнозов, а делают выводы о том, имеются ли у ребенка особенности в психическом, физическом развитии, и дают рекомендации о том, какую образовательную программу сможет успешно освоить ребенок, какие формы и методы психолого-медико-педагогической помощи необходимы ребенку для преодоления возникших трудностей и какие специальные условия получения образования требуются обучающемуся. При этом родители самостоятельно принимают решение о предъявлении заключения ПМПК в образовательную организацию.
Фазы эмоциональных реакций родителей
Учет эмоционального состояния родителей поможет наиболее эффективно организовать процесс консультирования в образовательных учреждениях и своевременно подготовить родителей к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии.
Этапы работы с семьей
Исходя из принципов соблюдения интересов ребенка, необходима такая организация процесса консультирования, чтобы:
ü «удержать» родителей от преждевременного его прерывания;
ü свести до минимума количество посещений других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, сохранить время на работу с ребенком;
ü достичь в определенной степени адекватного осознания проблемы родителями ребенка;
ü «подвести» родителей к принятию адекватных состоянию ребенка решений по его воспитанию, обучению.
Психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, предотвратить большое количество ненужных страданий членов семьи, повысить эффективность самого консультирования.
Необходимо иметь позитивный настрой при общении с родителями ребенка, уметь выражать уважение и признавать права родителей на наличие определенных чувств, права им самим принимать решения.
Этапы подготовки к ПМПК |
1. Наблюдение воспитателя, учителя, классного руководителя за детьми «группы риска», испытывающими трудности в развитии, обучении, поведении |
Цель – выявление необходимости направления ребенка на ПМПК. Если педагог убеждается в том, что имеющиеся проблемы ребенка не решаются педагогическими методами, он должен поставить вопрос об обследовании на ПМПК |
2. Информирование педагогом руководителя образовательного учреждения (его заместителя) о намерении направить ребенка на ПМПК |
Цель – организация процесса подготовки ребенка к обследованию на ПМПК. |
3. Обследование ребенка специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом) |
При отсутствии специалистов в образовательном учреждении возможно направление ребенка в один из центров психолого-медико-социального сопровождения |
4. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума(при наличии) |
При подготовке заседания психолого-медико-педагогического консилиума необходимо проведение обследования всеми специалистами консилиума. |
5. Подготовка родителей (законных представителей) к ПМПК |
В разговоре с родителями (законными представителями) следует рассказать о деятельности, специфике работы ПМПК: определение образовательного маршрута, наиболее благоприятного для дальнейшего обучения и развития ребенка. |
6. Подготовка ребенка к ПМПК |
Работа с реакциями ребенка как личности (эмоциональный стресс, чувство неполноценности и др.) на процедуру обследования. |
7. Подготовка документов к ПМПК |
Родителям (законным представителям), педагогам образовательных учреждений необходимо подготовить документацию к ПМПК в соответствии с Положением об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий |