ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА




ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретические основы начального языкового образования»

 

1. МЕСТО ЭКЗАМЕНА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

Форма обучения – заочная

Курс – 3

Семестр – 5

 

2. ЦЕЛЬ ЭКЗАМЕНА – оценка сформированности профессиональных компетенций студентов в области начального языкового образования.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

В результате освоения дисциплины «Теоретические основы начального языкового образования »

Студент должен знать:

· предмет и задачи лингвистической науки, разделы языкознания;

· базовые лингвистические понятия, термины.

· основные понятия курса в их системно-структурных связях;

· особенности фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических единиц русского языка, законы их функционирования;

· основные направления и тенденции развития русского языка на современном этапе.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

· иллюстрировать теоретические положения примерами из родного и изучаемого языков;

·.различать единицы языка и единицы мышления, единицы языка и единицы речи;

· транскрибировать текст;

· определять грамматические значения предложенных форм и способы и средства их выражения.

  • выделять форму, содержание и функцию языковой единицы в тексте;

· различать основные закономерности, типичные явления и переходные случаи языковых явлений;

· выполнять фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ;

  • соотносить факты современного русского языка с фактами его истории;
  • корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания.

 

владеть:

теоретическими основами начального языкового образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНА

Понятие современного русского языка. Сущность языка. Язык как система. Функции языка. Язык и речь. Речь и мышление. Речь как деятельность. Виды речи. Понятие о речевом действии, его анализ. Возникновение и развитие речи у ребенка. Периодизация речевого развития. Важнейшие тенденции развития речи учащихся. Роль речи в развитии языка. Возникновение языка и происхождение конкретных языков. Различные теории происхождения языка. Понятие о родстве языков. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Образование национальных языков. Русский язык в кругу славянских и других мировых языков. Русский язык - национальный язык русского народа. Общенародный язык и его разновидности. Русский литературный язык. Функциональные стили.

Фонетика как раздел науки о языке. Речевой аппарат, его устройство и назначение. Система русских гласных (вокализм) и согласных (консонантизм) в артикуляционном, акустическом и функциональном аспектах. Чередование звуков. Звук как речевая и фонема как языковая единица. Система гласных и согласных фонем русского языка.

 

Фонетическая и фонематическая транскрипция. Слог как минимальная произносительная единица. Правила слогоделения. Русское литературное произношение в его историческом развитии. Основные орфоэпические нормы. Орфоэпические словари и справочники.

 

Русская графика. Происхождение и основные этапы развития письма. Понятие о графике и алфавите. Происхождение и состав русского алфавита. Графема. Соотношение между звуком (фонемой) и графемой. Слоговой принцип русской графики.

 

 

Русская орфография. Понятия «орфограмма» и «принцип орфографии». Принципы русской орфографии. Различия в понимании основного принципа русской орфографии. Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке. Перенос слов.

Лексический строй русского языка. Слово как единица языка. Семасиологическая характеристика современной лексической системы. Лексическое значение слова. Полисемия, омонимия, синонимия, антонимия. Исконная лексика и заимствования. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Фразеология: понятие о фразеологизме, признаки фразеологизмов, экспрессивно-стилистические свойства фразеологизмов.

 

Морфемика как учение о значимых частях слов. Типы морфем. Корни и аффиксы, специфика их семантики. Признаки корня. Однокоренные слова. Типы аффиксов. Аффиксы словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). Основа слова как особый структурный элемент. Основные понятия словообразования. Способы словообразования. Соотношение словообразовательного и морфемного анализа.

 

Морфологический строй языка. Принципы классификации частей речи. Знаменательные части речи: грамматические категории и лексикограмматические разряды. Служебные части речи, их отличие от знаменательных частей речи. Имя существительное как часть речи (значение, морфологические и синтаксические признаки).

 

Имя прилагательное как часть речи. Значение имени прилагательного. Разряды. Морфологические и синтаксические признаки.

Глагол как часть речи. Значение. Морфологические и синтаксические признаки. Причастие и деепричастие как формы глагола.

Синтаксические единицы: форма слова, словосочетание, предложение (простое, осложненное, сложное), сложное синтаксическое целое (ССЦ), текст. Синтаксические связи и отношения, средства их выражения. Типы синтаксических связей.

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения, их семантика, типы и формы выражения. Односоставные предложения. Осложненное предложение.

Понятие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения. Виды сложносочиненного предложения. Виды придаточных в сложноподчиненном предложении.

Текст как единство речевых единиц. Языковые средства создания связности и цельности текста. Художественный текст, его специфика. Функционально-смысловые типы речи: повествование, рассуждение, описание. Их языковые особенности. Речь как деятельность. Виды речи. Основные качества речи.

 

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

Экзамен проводится в устной форме (по билетам).

Каждый билет к устному экзамену включает два теоретических вопроса.

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Общими критериями оценки качества усвоения программы учебной дисциплины при устном ответе являются следующие:

«отлично» - показано знание теоретических и методических основ раскрываемого вопроса, владение понятийным аппаратом; продемонстрирована углубленная самостоятельная работа по изучению данного вопроса; материал изложен последовательно, проиллюстрирован примерами; практическое задание выполнено верно, теоретически обосновано.

«хорошо» - показано владение понятийным аппаратом, но при раскрытии вопроса допущены незначительные неточности методического или лингвистического характера; материал изложен последовательно, проиллюстрирован примерами; практическое задание выполнено верно, теоретически обосновано (допускаются незначительные неточности).

«удовлетворительно» - показано недостаточное знание теоретических и методических основ раскрываемого вопроса, слабое владение понятийным аппаратом; материал изложен последовательно, но возникают затруднения при подборе примеров; при выполнении практического задания допущены ошибки.

«неудовлетворительно» - показано незнание теоретического материала, понятийного аппарата; практическое задание выполнено неверно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: