Открытие отсутствия образа




 

Если мы живём с точки зрения идей о себе и представлений кем являемся, кем себя воображаем, то это создаёт также и эмоциональную среду. Например, если мы думаем, что мы хорошие и достойные люди, мы создаём хорошие и подобающие эмоции. Но, если мы думаем, что мы никчёмны, тогда мы создаём негативные эмоции. Итак, у нас может быть хороший образ себя или плохой образ себя, что эмоционально ощущается или лучше или хуже, хотя не важно как именно, потому что, если мы смотрим глубже – в самую суть всех образов, там есть это ощущение не подлинности и не реальности. Для этого есть причина. Это от того, что до тех пор, пока мы принимаем себя за образ в наших умах, мы никогда не сможем почувствовать себя совершенно достаточными. Мы не сможем почувствовать себя вполне достойными. Даже если образ является позитивным, мы не чувствуем себя вполне воодушевлёнными.

Если мы готовы посмотреть глубоко под видимости, то, то что мы ожидаем обнаружить, или, по крайней мере, надеемся обнаружить – это некий великий, сияющий образ. Большинство людей хотят найти в глубине своего подсознания идею или образ себя, который является действительно хорошим, очень замечательным, вполне достойным восхищения и одобрения. Тем не менее, когда мы начинаем всматриваться непосредственно под образ себя, то находим что-то совершенно неожиданное – может даже немного тревожное поначалу. Мы начинаем находить отсутствие образа. Если прямо сейчас ты посмотришь под своё представление о себе, и при этом не добавишь никакой другой идеи или другого образа, но если ты просто смотришь под любое определение себя, ты видишь, что определения — это только образ и только идея, а заглядывая под них, то, что ты находишь — это отсутствие образа, отсутствие идей о себе. Не лучший образ и не худший образ, но отсутствие образа. Это настолько неожиданно, что большинство людей отшатнутся от этого почти инстинктивно. Они попятятся обратно – к более позитивному образу. Но если мы действительно хотим знать, кем мы являемся, если хотим докопаться до сути того конкретного образа жизни, в котором наше страдание возникает из-за веры, будто мы – это что-то, чем на самом деле не являемся, тогда мы должны быть готовы посмотреть под образ, под наше представление друг о друге, и особенно — под представление о самих себе.

Что такое переживание ощущения и знания себя как отсутствие образа, отсутствие идеи, отсутствие всех понятий вообще? Во-первых, это может быть дезориентирующим или сбивающим с толку. Твой ум может думать: «Но там должен быть образ! Я должен носить маску! Я должен представить себя кем-то или чем-то, или каким-то индивидуальным образом». Но, конечно, это просто ум, просто обусловленность мышления. Это в действительности просто проявление страха, поскольку страшно знать, чем мы на самом деле являемся. Так как, когда мы смотрим на то, чем мы по-настоящему являемся – под наши идеи, под наши образы – там нет ничего. Там нет вообще никакого образа.

В Дзен есть один коан – загадка, на которую ты не можешь ответить умом, но можешь ответить лишь через смотрение непосредственно на себя, в ней говорится: «Каким было твоё истинное лицо, прежде чем твои родители родились?» Итак, конечно, если твои родители ещё не родились, значит и ты ещё не родился, тогда у тебя нет тела, у тебя нет ума. Так что, если ты не родился, ты не можешь представить и образ себя. Итак, в загадке спрашивается: Чем ты являешься на самом деле, когда ты смотришь за пределы всех образов и всех представлений о себе, когда ты смотришь абсолютно откровенно, прямо здесь и прямо сейчас, когда ты стоИшь полностью внутри себя и смотришь под мышление, под идеи, под образы? Хочешь ли ты войти в это пространство, в место, которое не отбрасывает ни образ, ни идею? Действительно ли ты хочешь и готов быть настолько свободным и настолько открытым?

 

2 ГЛАВА Распутывая наши страдания

Люди всегда были вынуждены задумываться о своей собственной жизни, и одна из вещей вещь, которую замечали почти все – страдание является одним из самых частых элементов человеческого бытия. Многие пытались понять или объяснить страдание на протяжении всей истории человечества. У всех наших мировых религий есть свой уникальный способ для решения страданий людей и того чувства отчуждённости и в некотором роде отрезанности, которое многие ощущают. Так много людей ощущает себя отделёнными друг от друга, и это порождает ещё большее чувство страха и изоляции. Так что, всегда был этот глубокий и неизменный вопрос: «Почему мы страдаем?»

Это не единственный вопрос, что люди задавали на протяжении веков, но в некотором роде это самый сокровенный вопрос, потому что в действительности мы биологически запрограммированы не страдать. Другими словами, когда мы чувствуем конфликт, когда мы ощущаем какое-то беспокойство, то наше тело напрягается. Когда мы страдаем, тело напрямую реагирует на это – наше дыхание меняется, частота биения сердца меняется; тело посылает сигнал, что что-то не совсем правильно. Многими путями, мы биологически побуждаемы найти способ не страдать. Так странно, даже при том, что мы биологически спроектированы не страдать, мы все равно страдаем.

Очевидно, мы действительно были устроены так, чтобы быть счастливыми; когда мы чувствуем себя счастливыми, даже наше тело работает на оптимальном уровне. Когда мы чувствуем себя хорошо, мы открыты, мы здоровее и энергичнее. Всё что касается нашей жизни и всего этого механизма, который создала эволюция, настроено, чтобы нам быть счастливыми, быть в покое, быть любящими, и открытыми. И все же, одно из самых частых переживаний, которое есть у людей глубоко внутри, настолько глубоко, что зачастую мы пытаемся прятать или отрицать его — это постоянный элемент человеческого страдания.

Итак, давайте посмотрим ещё глубже в само понятие страдания, почему мы страдаем, а также изучим, где же выход из страдания, выход в любой текущий момент. Не обязательно выходить из будущего страдания, потому что будущее всегда будет оставаться чем-то неизвестным.

Когда мы начинаем смотреть на причину страдания, она открывается нам очень простой. Мы часто думаем, что источник боли находится где-то вне нас самих — вот сегодня идёт дождь, или слишком ветрено и мы замёрзли, или кто-то что-то сказал, что причинило нам вред, или кто-то из семьи обращался с нами грубо, когда мы были маленькими — и так далее, так далее, так далее — все эти разные причины, по которым, как мы думаем, мы страдаем. Но где это место, из которого возникает страдание? Есть ли первичный момент, из которого вытекает страдание. Когда мы действительно начинаем смотреть на страдания, то видим: то, что страдает — это я и ты. Это наше ощущение “я” страдает, оно чувствует напряжение, тревогу, отчуждение, и одиночество. Конечно, это то же самое “я”, которое чувствует счастье, радость, любовь и мир, но что именно есть в этом «я», что делает его таким склонным к страданию?

При ближайшем рассмотрении мы видим, что одним из преобладающих качеств самосознания является то, что мы чувствуем себя отделёнными, чувствуем себя «отличными от». Я — моё “я” — здесь, и ты — твоё “я” — там. Это нечто такое, что естественно и спонтанно приходит к нам при рождении. Когда мы рождаемся, мы начинаем процесс становления индивидуальностью, или, другими словами, процесс отделённости. Если вы наблюдали за младенцами, то видели, что увлекшись, они достаточно долгого могут смотреть на себя в зеркале. Когда они очень маленькие, они смотрят на себя, но не узнают. Но спустя несколько месяцев, даже до того как они начинают говорить, вы замечаете тот момент, когда младенцы начинают понимать, что в зеркале видят самих себя. Им становится очень интересно, и они восхищаются, и, смотря на этот комочек тайны в зеркале, у них появляется некое первичное узнавание: «это же я!»

С течение жизни ребенок будет узнавать его или её имя и целый ряд общечеловеческих ценностей, нравов и систем мышления: что правильно, что неправильно, что должно быть, чего не должно быть, кто и что должен был бы сделать, кому и что не следовало бы делать, и так далее. Как я упоминал ранее, по мере взросления мы учимся всему этому концептуальному миру, всему этому образу мышления. Мы были воспитаны и посвящение в то как люди думают – как они осмысливают жизнь, как они смотрят на жизнь — и мало-помалу, по мере взросления, мы принимаем себе способ видения жизни, принятый в нашей культуре, способ видения себя, видения друг друга, а также видения мира в целом. В вопросе, откуда возникает страдание, мы видим, что оно возникает с создания «тебя» и «меня» — с ощущения отделённости себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: