Упражнения, применяемые для развития гибкости




Анализ литературы. Для получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методики исследования изучалась литература: о физических качествах младших школьников, о координационных способностях детей 7-11 лет, о возрастных особенностях детей 7-11 лет. Была изучена характеристика средств ОФП и СФП на этапе начальной подготовки у младших школьников; данные спортивной метрологии, позволившие объективно проанализировать и обосновать результаты исследований. Также были использованы рекомендации по художественной гимнастике тренеров. Всего было проанализировано 40 литературных источника отечественных авторов.

Педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения проводились на соревнованиях и на тренировках. Наблюдения велись за детьми младшего школьного возраста с декабря 2013г. по март 2014г.

Тестирования двигательных качеств. Важным организующим и направляющим Фактором в процессе физической подготовки является контроль над развитием качеств. Одним из показателей, характеризующих уровень общей физической подготовленности младших школьников, является успешная сдача ими тестов ОФП.

В результате серии научных исследований разработан комплекс педагогических контрольных тестов. Он характеризует уровень развития основных физических качеств детей, занимающихся художественной гимнастикой.

Для определения гибкости использовались тесты:

"ШПАГАТ" на правую ногу. Дети выполняют шпагат на полу. Измеряется расстояние от пола до бедра в сантиметрах. "Шпагат" позволяет определить развитие гибкости в тазобедренных суставах.

"МОСТ" фиксируется 2 секунды оценивается расстояние между руками и пятками ребенка в сантиметрах. "Мост" позволяет определить развитие гибкости позвоночного столба.

"ВЫКРУТ" в плечевых суставах со скакалкой выполняется три раза. Измеряется расстояние между кистями в сантиметрах. "Выкрут" позволяет определить подвижность в плечевых суставах.

Исходя из анализов литературных источников, использовались три теста, при помощи которых определялись следующие виды КС:

1 способность к сохранению равновесия;

2 способность к согласованию движений;

3 координационные способности, относящиеся к целостным двигательным действиям (способность к ориентированию в пространстве).

Тест "ЦАПЛЯ" выполняется следующим образом.

И.П. - стойка на правой (левой) ноги, колено левой (правой) развёрнуто в сторону, стопа прижата к колену опорной ноги. Руки вперёд ладонями книзу.

По команде испытуемой должен закрыть глаза и сохранять неподвижное положение максимальное количество времени.

Как только начинали наблюдаться небольшие колебания движения, секундомер останавливали.

Для определения способности к согласованию движений был взят тест "УПОР ПРИСЕВ - УПОР ЛЁЖА".

И.П. - О.С.

1. Упор присев;

2. Упор лёжа;

3. Упор присев;

4. И.п.

За одно полностью выполненное упражнение начисляется одно очко, каждое из четырёх фаз упражнения составляет ¼ очка.

Способность к ориентированию в пространстве оценивалась с помощью теста "ВОСЬМЁРКА". Ползанье в упоре, стоя согнувшись, по восьмиобразной дистанции.

И.П. - Стоя на получетвереньках (колени не касаются пола) между двумя кубиками, расположенными на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Ладонь одной руки находится на отметке, обозначающей середину расстояния между кубиками.

Задание: проползти на получетвереньках "ВОСЬМЁРКОЙ", огибая каждый кубик три раза. Оценивается время выполнения задания в секундах. Учитывается результат одной попытки.

Для определения общей физической подготовки были взяты следующие тесты:

1. Прыжок в длину с места. Измеряется расстояние в сантиметрах.

2. Бег 20 метров. Оценивается время выполнения задания в секундах. Бегут три попытки и лучший результат оставляют.

. Вис на согнутых руках. Оценивается время выполнения задания в секундах.

И.П. - вис на высокой перекладине хватом сверху, подбородок выше перекладины, не касается. Как только подбородок коснулся перекладины, секундомер останавливали.

Методы математической статистикой.

Все результаты экспериментальных исследований были обработаны с помощью методов математической статистики, изложенных в соответствующих руководствах.

5. среднее арифметическое значение признака:

6. среднее квадратическое отклонение - дисперсия:

7. ошибка среднего арифметического значения:

8. Ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

9. Достоверность различий определялась по ранговому коэффициенту корреляции:

По оценке достоверности полученных результатов в качестве основного был принят 1 - 5% уровень значимости.

 

Таблица № 1. Уровень двигательной подготовленности в начале исследования

Тесты Х б
Прыжок в длину с места (см) 120,2 9,1
Бег 20 м (с) 6,01 0,64
Вис на согнутых руках (с) 4,0 3,04
Шпагат (см) 19,8 4,9
Выкрут в плечевых суставах со скакалкой (см) 57,0 9,7
Мост (см) 8,8 0,7
Равновесие на одной ноге (с) 3,26 2,05
Передвижение в упоре стоя по 8-образной траектории (с) 39,13 8,3
Упор присев упор лёжа (в кол-ве раз) 6,26 3,65

 

Таблица № 2. Корреляционная таблица взаимосвязи развития гибкости и координации движений в начале исследования

Тесты "ЦАПЛЯ" Упор присев - упор лёжа. "ВОСЬМЕРКА"
Шпагат 0,2 0,2 0,2
Мост 0,3 0,08 0,1
Выкрут 0,08 0,3 0,2

 

На основе корреляционного анализа у младших школьников на этапе предварительной подготовки выявлена слабая обратно пропорциональная взаимосвязь между гибкостью позвоночного столба и согласованностью движений, а также подвижностью в плечевых суставах и статистическим равновесием. Полученный коэффициент корреляции составил r=0,08, что является недостоверным показателем. Наиболее сильная прямо пропорциональная взаимосвязь получена между подвижностью в плечевых суставах и согласованностью движений, коэффициент корреляции составил r = 0,3. Достоверность результатов не обнаружена (Р > 0,05).

 

Таблица № 3. Корреляционная таблица взаимосвязи развития координации движений и общей двигательной подготовленности в начале исследования.

Тесты Прыжок в длину с места Бег 20 метров Вис на согнутых руках
Равновесие на одной ноге 0,2 0,1 0,5
Передвижение в упоре стоя по 8 образной траектории 0,2 0,4 0,1
Упор присев- упор лёжа 0,4 0,03 0,7

Корреляционный анализ выявил наиболее тесную прямо пропорциональную взаимосвязь между скоростно-силовыми и силовыми способностями, коэффициент корреляции составил r = 0,7 и оказался достоверным (p < 0,05)

Как показал анализ литературных источников, в художественной гимнастике, для достижения высокого уровня спортивного мастерства, необходимо развитие у занимающихся такого качества, как гибкость. Это положение подтверждается и нашими экспериментальными исследованиями. Следовательно, основной задачей педагогического эксперимента к нас являлось совершенствование методики развития гибкости, на основе полученных результатов собственных исследований.

Процесс развития гибкости осуществлялся постепенно.

Дозировка упражнений, направленных на развитие гибкости, была небольшой, но упражнения применялись систематически, на каждом занятии. Также эти упражнения включались в утреннюю гимнастику.

Прежде чем приступить к упражнениям на повышение подвижности суставов, проводилась разминка для разогревания мышц.

Упражнения на растягивание давали эффект, если их повторяли до появления ощущения лёгкой болезненности.

Основными средствами развития гибкости являлись упражнения на растягивание, которые могли быть динамического (пружинистые, маховые, и т.п.) и статического (сохранения максимальной амплитуды при различных позах) характере.

Упражнения на растягивание выполнялись как с отягощением так и без него. школьник гимнастика гибкость ловкость

Использование отягощений позволяет акцентированно развивать мышцы, обеспечивающие движения в суставах.

Комплексы упражнений, направленные на развитие подвижности в различных сочленениях опорно-двигательного аппарата, состояли из упражнений активных (максимальная амплитуда достигается самим выполняющим) и пассивных (максимальная амплитуда достигается с помощью дополнительных внешних усилий). Нагрузка в упражнениях на гибкость на отдельных занятиях и в течение года увеличивались за счёт увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составлял 1 повторение в 1 секунду; при пассивных - 1 повторение в 1 - 2 секунды; удержание статических положений - 20-30 секунд.

При выполнении заданий на гибкость перед ребёнком ставилась конкретная цель, скажем дотянуться рукой до определённой точки или предмета. Подобный приём позволяет достичь большей амплитуды движений.

Основным методом развития гибкости повторный метод, где упражнения на растягивание выполнялись сериями по 10 - 12 повторений в каждой. Амплитуда движений увеличивалась от серии к серии. Подобные упражнения давали наибольший эффект, и если дети ежедневно выполняли и дома и не пропускали тренировок. На тренировках 40 % времени уделялось развитию гибкости. Применялось следующее соотношение в использовании упражнений на развитие гибкости: 40% - активные; 40%-пассивные; 20%-статические.

Так как у детей 5-6 летнего возраста занятия проводились 3 раза в неделю, использовалась система домашнего задания, которая включала в себя: упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника, в тазобедренных и голеностопных суставов, подколенных связок, а также, прыжки на скакалке. Для Развития гибкости в учебно-тренировочном процессе применялись упражнения скоростно-силового характера: пружинистые движения, махи с последующим удержанием ног. При этом, если упражнения выполнялись с отягощением, вес отягощения не должен был снижать скорость выполнения махов или пружинистых движений (отягощения не превышало 2-3% от веса тела ребенка). В качестве методов совершенствования гибкости использовались игровой и соревновательные методы, тогда занятия проходили интересно и весело (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая колени, сумеет поднять с пола обеими руками плоский предмет и т.д.).

Упражнения на гибкость выполнялись в такой последовательности: в начале упражнения для суставов верхних конечностей, затем - туловища и нижних конечностей.

Условия выполнения упражнения значительно облегчаются за счёт опоры. Упражнения сначала выполнялись у опоры, затем без опоры.

Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно.

Упражнения, применяемые для развития гибкости:

10.Повторные пружинящие движения, повышающие интенсивность растягивания. Н-Р: пружинящие наклоны вперёд.

11.Движения, выполняемые по возможно большей амплитуде. Н-Р: наклоны назад и вперёд до отказа.

12.Инерция движений какой либо части тела. Н-Р: махи ногами вперёд или в сторону с постепенно увеличивающейся амплитудой движения.

13.Дополнительная внешняя опора. Н-Р: захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельную часть тела с последующим притягиванием одной части тела к другой.

14.Активная помощь партнёра.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: