Рекомендации педагогам по работе с аутичными детьми.




Ранний детский аутизм – искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью. Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в своей собственный мир (греч. auto – сам).

Коррекционную работу многие психологи предлагают проводить в следующих направлениях:

1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации.

2. Развитие навыков самообслуживания.

3. Развитие речи и коммуникативных склонностей.

 

Основные правила воспитания детей с РДА.

(составлены по рекомендации Черепановой Г.Д.)

 

Правило Рекомендации Пути выполнения
№ 1 Соблюдайте режим дня ребенка. Ø Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.
№ 2 Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях. Ø Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и так далее; для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности. Ø В ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания. Ø В уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.
№ 3 Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами, схемами и так далее. Ø Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.
№ 4 Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и так далее). Ø Организуйте совместное с ребенком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и так далее.

 

СОСТАВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ КУРСА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТРЕТЬЕМУ РАЗДЕЛУ КУРСА

Вопросы для самоконтроля студентов

1. Что Вам известно о представленности в популяции, времени выделения, полиэтиологии синдрома раннего детского аутизма?

2. Перечислите особенности психического развития при раннем детском аутизме.

3. Что можно сказать о страхах в структуре РДА?

4. Раскройте суть психологической характеристики РДА.

5. Расскажите об уровнях эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте.

6. Укажите проблемы дифференциальной диагностики синдрома РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении.

Лабораторные занятия по третьему разделу

 

Раздел 3. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития

Тема 3.3. Страхи в структуре нарушений при РДА

1. Дайте определение синдрома РДА.

2. Перечислите возможные клинико-психологические причины возникновения РДА.

3. Отметьте основные различия РДА как особой формы психологического дизонтогенеза и синдрома аутизма при психоневрологических заболеваниях и детской шизофрении.

4. Охарактеризуйте основные группы РДА.

5. Опишите особенности познавательного развития, игровой деятельности, учебной деятельности детей с РДА.

6. Опишите страхи свойственные детям в процессе раннего и дошкольного развития в норме.

7. Раскройте специфику переживания страхов детьми с синдромом РДА.

8. Каким образом соотносится ситуация развития страхов с когнитивным развитием ребенка с РДА.

9. Какие современные методы коррекции в работе с аутичными детьми дают возможность поддерживать эмоциональный тонус ребенка с синдромом РДА.

 

Лабораторное занятие № 2.

Тема 3.4. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА.

1. Психологическая классификация раннего детского аутизма.

2. Представьте четыре варианта аутистического развития.

3. Раскройте варианты родительских позиций по отношению к вариантам аутистического развития.

4. Раскройте уровни речевого развития относительно психологической классификации.

5. Раскройте уровни эмоциональной регуляции относительно психологической классификации уровней речевого развития, родительских позиций. вариантов аутистического развития.

Тестовые задания для самоконтроля студентов по третьему разделу

Раздел 3. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое

Нарушение развития

 

Тема 3.1. Время выделения, представленность в популяции, межполовые различия. Полиэтиология синдрома РДА, кодификация в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров

1.___________________________________________________ -одно из наиболее сложных нарушений психического развития и относится к группе первазивных (всепроникающих) расстройств.

· РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ;

· сенсорное нарушение;

· психопатия;

· акцентуация характера;

· детская шизофрения.

2. Впервые клинический синдром детского аутизма описал_______________.

· З. Фрейд

· Л.Каннер

· Л.С. Выготский

· А.Н. Леогтьев

· А.Р. Лурия

3. Что относят В.В. Лебединский и О.С. Никольская к первичным и вторичным расстройствам при РДА, говоря о патогенезе?

К первичным расстройствам при РДА повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность (гиперстезия); слабость энергетического потенциала.
К вторичным расстройствам при РДА Аутизм как уход от окружающего мира; стереотипии; сверхценные интересы; фантазии; расторможенность влечений.

4. Псевдокомпенсаторные аутостимуляторные образования, возникающие в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений извне, закрепляющие аутистический барьер –это __________________.

· Стереотипии, интересы, фантазии, влечения

· Негативизм, страхи, агрессия, тормозимость

· Стереотипии, негативизм, интересы, страхи

· Влечения, агрессия, тормозимость, интересы

· интересы, фантазии, негативизм, страхи

5. Трудности коммуникации, побочные реакции на сенсорные раздражители, нарушения речи –это _______________________.

· Клинические признаки аутизма;

· Характеристика гипертимии;

· Признаки детской шизофрении;

· Психологические признаки тревожности;

· Признаки детской психопатии

6. ________________ встречается у мальчиков в 3 -4 раза чаще, чем у девочек.

АУТИЗМ

7. Установите верное соответствие

частота проявления детского аутизма; 3 -6 случаев на 10000 детей
частота сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации 21-26 из 10000 детей

 

8. Эти проявления:

-выявляется в первые месяцы жизни, на протяжении первого года;

-начинает ходить раньше, чем говорить;

-встречается у мальчиков и девочек;

-познавательный дефект, тяжёлый социальный прогноз, речь не несёт коммуникативной функции;

-классический аутизм (РДА) – встречаются при синдроме

· Каннера · Аспергера · Леша-Нихана · Ульриха-Нунана · Ретта 9. Эти проявления:  
-странности, особенности проявляются на 2-3 году жизни, чётко -к младшему школьному возрасту; -речь появляется раньше ходьбы; -чаще встречается у мальчиков; -интеллект более сохранен, социальный прогноз лучше, речь используется как средство общения; -зрительный контакт лучше, хотя ребёнок избегает чужого взгляда; -вариант относят к аутистической психопатии – встречаются при синдроме

· Каннера

· Аспергера

· Леша-Нихана

· Ульриха-Нунана

· Ретта

 

10. F 84.0 –это код по МКБ десятого пересмотра

· Детского аутизма

· Атипичного аутизма

· Атипичного аутизма с умственной отсталостью

· Атипичного аутизма без умственной отсталости

· Синдрома Ретта

11. F 84. 5. –это код по МКБ десятого пересмотра

· Другого дезинтегративного расстройства детского возраста

· Гиперактивного расстройства, сочетающегося с умственной отсталостью и стереотипными движениями

· Синдрома Аспергера

· Другими общими расстройствами развития

· Общим расстройством развития, неуточнённого

Тема 3.2. Особенности психического и социального развития при РДА: снижение жизненного тонуса и порога аффективного дискомфорта, специфические нарушения восприятия, речи, мышления, поведения.

12.У детей с РДА наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности ___________, что препятствует нормативному формированию высших психических функций.

ВНИМАНИЯ

13.Характерная черта –психическая _________, когда устойчивость внимания измеряется секундами, после чего ребёнок может выключаться из ситуации, проявлять агрессию.

i. пресыщаемость;

ii. лабильность;

iii. неустойчивость;

iv. стабильность;

v. задержка.

14.__________ человека мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта.

ЛИЦО

15.–парадоксальные реакции на сенсорные стимулы;

-нарушение ориентировки в пространстве;

-искажение целостной картины реального предметного мира –это характеристика

· сенсорно-перцептивной сферы;

· когнитивной сферы;

· эмоциональной сферы;

· волевой сферы;

· личностной сферы.

16.. Повышенная любовь к музыке, повышенная чувствительность к запахам, стремление получить активирующие впечатления, склонность к нанесению себе повреждений–это характеристика

· сенсорно-перцептивной сферы;

· когнитивной сферы;

· эмоциональной сферы;

· волевой сферы;

· личностной сферы.

17.Отмечается хорошая механическая ________________, что создаёт условия для сохранения следов эмоциональных переживаний, это стереотипизирует восприятие окружающего.

ПАМЯТЬ

18.___________________ фантазии детей ярки, образны, могут носить агрессивный характер, это закрепляет неадекватные страхи.

· патологические;

· неадекватные;

· необычные;

· оригинальные;

· нездоровые.

19.Речевые характеристики: возможное неовладение разговорным языком, необходимость чёткого произнесения слов с называнием и показом предметов при обучении- относятся к

· Первой группе РДА;

· Второй группе РДА;

· Третьей группе РДА;

· Четвёртой группе РДА;

· Пятой группе РДА.

20.Уровень интеллектуального развития детей с РДА связан со своеобразием

· аффективной сферы;

· когнитивной сферы;

· волевой сферы;

· двигательной сферы;

· личностной сферы.

21.У аутичных детей обнаруживаются сложности в символизации, в установлении причинно-следственной зависимости, хотя они могут ориентироваться в стереотипной ситуации –это информации о

· мышлении;

· внимании;

· воображении;

· памяти;

· речи.

 

22.Соотнесите проявления аутичных детей с особенностями их развития:

выраженная сверхпривязанность; отсутствие привязанности или её невыраженность; страхи; агрессия; негативизм проблемы поведения аутичных детей
Избегание взгляда в глаза; невозникновение «феномена улыбки»; невыраженность антиципирующей позы; неадекватность реакции на эмоциональное выражение другого; трудности взаимодействия с окружающими; трудности произвольной организации Особенности аффективного развития при раннем детском аутизме


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: