Глава 2. Основные функций




Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика и история …………………………………………5

1.1 История ………………………………………………………………………5

1.2 Современное состояние……………………………………………………8

Глава 2. Функций ……………………………………………………………16

Заключение

Список Литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Совершенствование системы антимонопольного регулирования и работы управлений, непосредственно осуществляющих контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России. Таким образом, разработка новых подходов к совершенствованию политики антимонопольного регулирования по оптимизации деятельности в условиях современного рынка, выявление достоинств и недостатков, используемых в настоящее время методов оценки и их обоснования, важно обеспечить как на уровне государства, так и на уровне отдельных его субъектов.

Целью отчета об учебно-ознакомительной практики является ознакомление с историей, функциями, правовыми основами деятельности ФАС.

Глава 1. Характеристика и история

История

 

Антимонопольная служба появилась в России в начале 90-х годов. В 1991 году – распадается Советский Союз.В руках у граждан оказываетсячастная собственность. В связи с этим на территории государства возникают рыночные отношения, развивается конкуренция. Из-за преобразований в экономике появилась потребность в законе, который бы контролировал все процессы новой рыночной системы. Таким образом, в 1991 году в свою силу вступает Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». С него и начинается формирование антимонопольного законодательства в России.

14 июля 1990 года в соответствии с законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Приказом ГКАП России 17 октябре 1991 года во всех субъектах Российской Федерации созданы территориальные ведомства. В Тюменской области антимонопольный орган начал действовать с 1 марта 1992 года.

За время своего существование антимонопольные ведомства не раз меняли названия и свои полномочия. После ГКАП был образован Государственный антимонопольный комитет. В 1998 году Указом президента Российской Федерации создано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Созданное министерство вновь, как и в начале существования антимонопольной службы России, выполняло контроль за соблюдением требований Закона о конкуренции. Также оно было уполномочено следить за деятельностью естественных монополий на транспорте и связи, за оказанием государством поддержки малому предпринимательству.

9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной в соответствии с Указом Президента России №314 от 9 марта 2004 года Федеральной антимонопольной службе.

С самого начала и до настоящего времени тюменская антимонопольная служба обеспечивала государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на территории области. В первые годы функционирования органа особое внимание уделялось соблюдению закона при проведении приватизации.

С 1994 года сфера контроля была расширена. Антимонопольным органам дополнительно был поручен контроль за соблюдением рекламного законодательства.

В 1995-1996 годах антимонопольное управление активизировало работы по созданию в Тюменской области Программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках области региона. В ноябре 1996 года программа была утверждена Администрацией области. Она получила высокую оценку в госкомитете России и в числе немногих была направлена экспертам Европейского Сообщества. Тюменская областная Дума в течении 4-х лет утверждала мероприятия по реализации Программы. Особое внимание Программе было уделено в 2000 году. Тогда она была профинансирована почти на 100%.

В 1998-1999 годах территориальные антимонопольные органы получают дополнительные полномочия. С созданием Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства они становятся органами по регулированию деятельности субъектов естественных монополий.

С 2001 года антимонопольная служба контролирует и рынки финансовых услуг.

В связи с реформированием федеральных исполнительных органов государственной власти, с 2004 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области прекратило деятельность по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителя.

 

 

Современное состояние

 

Функции, которыми должен быть наделен Федеральный антимонопольный орган, на протяжении всех 15 лет его существования неоднократно менялись. Первый российский закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 года. Все положения, касающиеся полномочий, функций, задач антимонопольных органов, были прописаны в нем. В 1992 году был принят закон «О защите прав потребителей», а в 1995 году — закон «О рекламе». Контроль за исполнением этих двух законов был возложен на антимонопольный орган. Тогда же вышел закон «О естественных монополиях», часть функций по закону была передана энергетическим комиссиям, а регулирование деятельности таких естественных монополий, как транспорт и связь, вменялось в обязанности антимонопольному ведомству. С 1998 года в связи с выходом ФЗ «О защите конкуренции на рынках финансовых услуг» данная сфера деятельности (кредитных, страховых, лизинговых организаций) также подверглась антимонопольному контролю. С упразднением Министерства и созданием на его базе Федеральной антимонопольной службы вопросы регулирования всех естественных монополий переданы новой Федеральной службе по тарифам. Также были сняты функции контроля за исполнением законодательства о защите прав потребителей. Сегодня Федеральная антимонопольная служба занимает одну из ключевых позиций среди министерств и ведомств, осуществляющих экономическую политику в Российской Федерации. Служба призвана обеспечивать децентрализацию экономических решений, свободу конкуренции на товарных рынках, рынке финансовых услуг, в сфере рекламной деятельности, а также контроль за размещением государственного и муниципального заказа. Эта деятельность имеет большой эффект не только в плане экономии бюджетных средств, но и для развития конкуренции.

Основные функции Федеральной антимонопольной службы можно охарактеризовать как:

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции № 135-ФЗ» от 26 июля 2006 г.);

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

Надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 г.)

Надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок;

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».

ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). ФАС имеет возможность каждодневно получать самую серьезную поддержку своих действий, вести серьезные дела и не допускать избирательного правоприменения. Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О государственных закупках», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».

В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. В настоящее время УФАС России насчитывает более 80 территориальных подразделений.

Центральный аппарат УФАС включает в себя следующие управления:

Управление контроля топливно-энергетического комплекса;

Управление контроля транспорта и связи;

Управление контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;

Управление контроля промышленности и оборонно-промышленного комплекса;

Управление контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса;

Управление контроля финансовых рисков;

Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Правовое управление;

Аналитическое управление;

Управление информационных технологий;

Финансовое управление;

Управление государственной службы;

Управление административной реформы и контроля платных государственных услуг;

Административное управление;

Управление делами;

Управление контроля размещения государственного заказа;

Управление контроля социальной сферы и торговли;

Управление международного экономического сотрудничества;

Управление контроля иностранных инвестиций;

Управление контроля электроэнергетики;

Управление по борьбе с картелями;

Управления контроля органов власти.

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Функции и полномочия ФАС России в сфере контроля над размещением госзаказов определены Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных органов» Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов, за размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, контроль над которыми осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере.

Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году.

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

· предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;

· защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;

· привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;

· взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Работа ФАС России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль экономической концентрации в соответствии с главой 7 Федерального Закона «О защите конкуренции», а также в соответствии с Правилами осуществления государственного контроля над экономической концентрацией в области использования водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2009 №314.

Федеральная антимонопольная служба регулярно осуществляет анализ рынков. Это необходимо для подготовки ежегодного доклада Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции – в соответствии со ст.23 23 ФЗ «О защите конкуренции», а также при контроле экономической концентрации - согласно ФЗ «О защите конкуренции», ФАС России осуществляет предварительный контроль лишь крупных сделок, действительно оказывающих влияние на конкуренцию, поэтому каждое из рассматриваемых ходатайств требует тщательного анализа рынка.

Деятельность Федеральной антимонопольной службы регламентируют 49 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Для определения конкретного круга полномочий ФАС России Правительством принято Постановление «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и Положение о ФАС России.

В пределах своей компетенции, ФАС России имеет право издавать индивидуальные правовые акты. При ФАС России действует Общественно-консультативный совет, в который входят представители наиболее влиятельных некоммерческих объединений и бизнес - ассоциаций. Совет проводит мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений. Аналогичные советы формируются и в территориальных органах ФАС России. При ФАС России действуют Экспертные советы по ключевым рынкам. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих объединений и контролирующих органов власти. Такая практика позволяет ФАС России объективно оценивать ситуацию на соответствующих рынках и повышает транспарентность принимаемых ФАС России решений. ФАС России активно сотрудничает с международными организациями и зарубежными ведомствами в области антимонопольной политики, борьбы с недобросовестной конкуренцией и государственного регулирования естественных монополий. Международная деятельность ФАС России направлена на:

· содействие интеграции экономики России в мировое экономическое пространство;

· реализацию международных обязательств Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ФАС России;

· участие в процессе формирования концепции общего европейского экономического пространства,

· защиту российских интересов посредством участия в профильных международных организациях;

· внедрение в российскую практику передового зарубежного опыта, повышение квалификации специалистов ФАС России;

· подготовку и реализацию проектов технического содействия со стороны международных организаций в интересах ФАС России.

Практическое значение определения состава антимонопольного законодательства состоит в том, что применение целого ряда норм федеральных законов связывается с необходимостью точного установления круга актов, входящих в антимонопольное законодательство.

В соответствии с антимонопольным законодательством на государство возлагается обязанность обеспечить свободу экономической деятельности, поддерживать конкуренцию, следить за тем, чтобы на территории Российской Федерации не устанавливались какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Отмеченные ограничения могут вводиться лишь в соответствии с федеральным законом, и только в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В этой связи следует отметить, что конституционной обязанности государства обеспечить свободу экономической деятельности и конкуренцию корреспондирует право предпринимателей и потребителей на добросовестную конкуренцию. Конституция России запрещает любую экономическую деятельность (как на товарных, так и на финансовых рынках), которая направлена на монополизацию экономики и недобросовестную конкуренцию. Основополагающие конституционные принципы антимонопольного регулирования развиваются в большой группе федеральных законов, среди которых центральное место занимает Закон о конкуренции.

Будучи первым российским антимонопольным законом, данный нормативный акт опирается на весьма богатый опыт подготовки и применения законодательства о конкуренции зарубежных стран (например, в США антитрестовское законодательство существует уже более 100 лет) и содержит все его основные черты.

С самого начала формирования правовой базы рыночных реформ в различных областях экономики России законодатель стремился следовать принципам поддержки конкуренции. Поэтому среди большого массива антимонопольного законодательства выделяются законодательные акты, принятые на основе Закона о конкуренции и включающие отдельные положения антимонопольной направленности.

 

Глава 2. Основные функций

 

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года);

надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года);

надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года);

надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года);

надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года).

С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

 

Заключение

 

В первой главе отчета об учебно – ознакомительной практике я рассмотрел характеристику федеральной антимонопольной службы, характер деятельности, историю становления антимонопольного законодательства. Во второй главе рассмотрел основные функций ФАС.

 

 

Список литературы

1. https://www.tyumen.fas.gov.ru/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: