Сравнение кадрового аудита с диагностикой, исследованием и консалтингом проводит в своем исследовании Сухарев С.А.[1]
Многие аудиторы и консультанты, а также аудиторские и консультативные организации занимаются научными исследованиями: имеют официальные научно-исследовательские программы, выполняют исследования по контрактам, публикации и др.
Различие в целях аудита, преследующего коммерческие цели на основе неукоснительного соблюдения аудиторских стандартов, и научного исследования сферы управления персоналом исключает сопоставление их эффективности.
Научное исследование организаций, например, в рамках диссертационного исследования, в большинстве случаев преследует свои собственныеобщие некоммерческие научные цели, что снижает его нацеленность надостижение эффективности исследуемых организаций. Это приводит к тому, что практические работники в большинстве случаев не заинтересованы в осуществлении научного исследования на своем предприятии. Кроме того, хотя проблема эффективности управления персоналом является общей для большинства современных организаций, существуют свои принципиальные особенности у каждой организации. Таким образом, решение проблемыэффективности управления персоналом не может быть полностью обеспечено общими научными работами.
Аудит является видом коммерческой активности в отличие от консультирования, обеспечивает свой коммерческий успех исключительно строгим следованием принципам аудиторской деятельности, соблюдение которых, по сути, обеспечивает соблюдение принципов научного исследования, а значит, результаты аудита могут служить реальной базой оптимизации практического состояния управления персоналом.
Ю.Т.Одегов и П.В. Журавлев, утверждают что «исторически профессиональный аудит стал формироваться как следствие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методические указания, нормы и правила, а аудиторы их строго придерживаются»[2].
Сухарева С.А прогнозирует постепенное вытеснение консультирования в диагностической работе аудитом. Автор считает, что консультирование представляет собой форму (метод) осуществления усилий по совершенствованию деятельности. Сухарев С.А. утверждает, что «под процессом консультирования» понимается «любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это». По нашему мнению, данное определение выдвигает на определяющую роль диагностический элемент системы консультационной помощи. Сухарев С.А. в своем исследовании ссылается также на высказывание Питера Блока о том, что под консультированием понимается любая внешняя политика «изменить или улучшить ситуацию» при отсутствии и непосредственного управления ею. «Большинство штатных работников в сущности являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют».
При рассмотрении проблематики управленческого консультирования, как вида профессиональной деятельности, Сухарев С.А. приводит выводы ЛэрриТрей и Роберта Литцгерма по утверждению которых «управленческое консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, даютрекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений»[3].
Консультирование по управлению персоналом является элементом системы управленческого консультирования. Консультирование и аудит являются смежными областями профессиональной деятельности. Занимаясь вопросами совершенствования исследуемой деятельности, аудиторы выполняют консультативную работу. Неукоснительно следуя профессиональным стандартам аудита, диагностическая работа в рамках консультирования по сути может быть названа аудитом. Аудит в целом имеет принципиальные отличия от консультирования, сущность которых не позволяет отнести аудит к разновидности консультирования. При этом аудит может являться формой выполнения работы и по консультированию. Даже в финансовом (бухгалтерском) аудите деятельность по изучению операций(в бухгалтерском аудите — бухгалтерских счетов, операций по ним, отчетов) и видах рекомендаций по совершенствованию их выполнения, может быть отнесено к методу, форме осуществления усилий по консультированию.
Эволюция аудиторского дела показывает, что все большее значение, в общей сумме оказываемых аудиторских услуг, приобретают консультативные услуги.
Наибольшее значение, среди которых имеет консультирование в области управления. По мнению Сухарева С.А., отнесение диагностических консультационных услуг и аудиторских (при условии соблюдения аудиторских стандартов) обусловлено общностью подходов к выполнению работ — независимый, профессиональный внешний эксперт оценивает операции организации и вносит суждения об их соответствии определенному критерию в форме письменного отчета. Все большее признание в мировой управленческой практике первостепенной роли эффективности в выполнении функции управления персоналом организации, создает спрос на аудиторские услуги в этой области. Заполнение этого рынка аудиторскими фирмами и диагностический подход к решению проблем управления, также влияет на отношение к подобным услугам какк аудиторским.
Кадровый аудит | Диагностика | Консалтинг | Исследование | |
Понятие | ||||
Цель | ||||
Задачи | ||||
Отличия |