Условия и способы развития у студентов компетенций в образовательном процессе вуза




Педагогическая компетентность выпускника вуза

Основные понятия: компетенция, компетентность, диагностика. обобщенная педагогическая задача, исследование, творчество

Требования к компетентности:

• знать основные психолого-педагогические понятия, ведущие идеи педагогики, педагогические закономерности, принципы и спосо­бы организации деятельности; уметь их применять в стандартных социально-профессиональных ситуациях;

• знать процедуры осуществления эвристической, исследовательской, творческой деятельности;

• уметь осуществлять самодиагностику уровня сформированности социально-профессиональной компетентности.

Вопросы для изучения

1. Насколько актуально для выпускника вуза и что означает быть компетентным специалистом?

2. Каковы особенности эвристической, исследовательской, творческой деятельности?

3. Как посредством обобщенных задач осуществить самодиагностику социально-профессиональной компетентности?

Основная литература

1. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А Коновальчик. – Минск: Аверсэв, 2003. – С. 7–29.

Дополнительная литература

1. Жук, О.Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учеб. пособие / О.Л. Жук, С.И. Сиренко. – Минск: РИВШ, 2007. – 192 с.

2. Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – 383 с.

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

 

Для современной системы высшего образования характерны следующие образовательные тенденции:

• профессионализация высшего образования, что означает пере­ход от высшего академического, фундаментального образования к профессиональному, содержание и технологии которого должны со­ответствовать будущей профессиональной деятельности студентов; при этом образование характеризуется гибкостью, непрерывностью, уровневостью и ступенчатостью;

• массовость высшего образования, что актуализирует проблему его качества;

• усиление роли личностного развития и усложнение задач про­фессионального совершенствования, что повышает требования к го­товности выпускника вуза к постоянному самообразованию;

• внедрение в сферу высшего профессионального образования «рыночных механизмов», систем менеджмента качества, что предпо­лагает определение образовательных целей и результатов на основе требований экономической эффективности.

Анализ вышеприведенных основных тенденций социально-производственной сферы показывает, что в современных социально-экономических условиях востребована модель не узкопрофессиональ­ной подготовки выпускника вуза, жестко ориентированной на конк­ретные объекты и предметы труда, а модель подготовки выпускника интегрального типа. В новой модели цели, содержа­ние и результаты подготовки выпускника формулируются в комплекс­ном и интегрированном виде с учетом изменений в профессиональ­ной деятельности и не ограничиваются узкопрофессиональной сфе­рой их применения. Такая модель включает не только профессио­нальную квалификацию выпускника, определяющуюся системой знаний, умений и навыков, но и базовые личностные качества и системно сформированные универсальные умения и способности, ко­торые в современной международной практике определяются как ключевые компетенции. Вот почему модель подготовки выпускника интегрального типа называется компетентностной, а системно-деятельностный подход, на основании которого она разрабатывается, – компетентностным.

В психологической науке при разработке моделей развития чело­века понятие компетентности появилось как интегративная проблема теории деятельности и поведенческих концепций. Оно применяет­ся к ситуациям, и которых личности необходимо решать проблемы при минимальных затратах собственных ресурсов и достижении более качественного результата. С позиций психологии компетенция – это интегративное свойство личности, основанное на знаниях и опыте, которое формируется и проявляется в определенной учебной или социально-учебной деятельности, а также в жизненной или профессиональной ситуациях при совокупности внутренних или внешних условий и требований.

В педагогической науке компетенция рассматривается как един­ство знаний и опыта, способность и готовность выпускника действо­вать в складывающейся ситуации и решать профессиональные, соци­альные и личностные проблемы.

Исследователи проводят различия между категориями «компетенция» и «ком­петентность». Компетентность трактуется как актуальное личностное качество, как «компетенция в действии». Компетентность включает не только когнитивную (система знаний, умений и навыков) и опе­рационально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

В разработанном на основе компетентностного подхода макете образовательного стандар­та высшего образования первой ступени Республики Беларусь ком­петенции представлены в соответствии с тремя группами: академи­ческие, профессиональные, социально-личностные. Заметим, что в группу академических компетенций входят информационные, а группу социально-личностных компетенций составляют социальные и коммуникативные. В указанном образовательном документе рас­крыта сущность названных групп компетенций, формируемых у сту­дентов в процессе их профессиональной подготовки:

Þ а к а д е м и ч е с к и е, включающие знания и умения по изучаемым дисциплинам, способности и умения учиться;

Þ с о ц и а л ь н о – л и ч н о с т н ы е, обеспечивающие культурно-ценност­ные ориентации личности, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;

Þ п р о ф е с с и о н а л ь н ы е, которые состоят из обобщённых знаний
и умений формулировать проблемы, решать задачи, разрабаты­вать проекты и обеспечивать их выполнение в избранной сфере
профессиональной деятельности [15].

В макете образовательного стандарта сформулированы об­щие требования к уровню подготовки специалиста (п. 6) и формиру­емым у студентов компетенциям (п. п. 6.2-6.4).

6.2 Требования к академическим компетенциям

Специалист должен обладать следующими академическими компетенциями:

• владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

• владеть системным и сравнительным анализом;

• владеть исследовательскими навыками;

• уметь работать самостоятельно;

• быть способным порождать новые идеи (креативность);

• владеть междисциплинарным подходом при решении проб­лем;

• иметь навыки, связанные с использованием технических уст­ройств, управлением информацией и работой с компьютером;

• иметь лингвистические навыки (устная и письменная комму­никация);

• уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

Специалист должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

• обладать качествами гражданственности;

• быть способным к социальному взаимодействию;

• обладать способностью к межличностным коммуникациям;

• владеть навыками здоровъесбережения;

• быть способным к критике и самокритике (критическое мыш­ление);

• уметь работать в команде.

6.4 Требования к п рофессиональным компетенциям

Специалист должен обладать следующими профессиональными

компетенциями в сфере организационно-управленческой деятельности:

• работать с юридической литературой и трудовым законодательством;

• организовывать работу малых коллективов-исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда;

• контролировать и поддерживать трудовую и производствен­ную дисциплину;

• составлять документацию (графики работ, инструкции, пла­ны, заявки, деловые письма и т. п.), а также отчетную докумен­тацию по установленным формам;

• взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

• анализировать и оценивать собранные данные;

• разрабатывать, представлять и согласовывать представляе­мые материалы;

• вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заин­тересованными участниками;

• готовить доклады, материалы к презентациям и представи­тельствовать на них;

• пользоваться глобальными информационными ресурсами;

• владеть современными средствами телекоммуникаций.

 

Таблица 1 – Сравнительный анализ знаниевой и компетентностной моделей образования

Компоненты образователь ного процесса Знаниевая модель Компетентностная модель
Цель обучения Освоение систе­мы готовых зна­ний, умений, навыков Овладение системой знаний, умений, навыков; опытом применения полученных зна­ний в различных ситуациях, формирование компетенций
Результаты образования Освоение сис­темы знаний, умений, навыков как алгоритма деятельности в типичных жиз­ненных или профессиональных ситуациях; формирование «ориентировоч­ного компонента творческой активности» Сформированность у выпуск­ника социально-профессио­нальной компетентности: ос­воение опыта решения про­фессиональных, социальных, личностных проблем, задач высокой степени неопреде­ленности, разработки меж­дисциплинарных, приклад­ных проектов; формирование «деятельно-творческого ас­пекта образованности»; развитость мотивационной, цен постно-смысловой, эмоционально-волевой сфер личности выпускника, его духовно-нравственных и гражданских качеств
Содержание обучения Предметоцентрич ность обуче­ния; преобладают «декларативные» знания Усиление практико-ориенгированного, междисциплинарного, прикладного аспектов содержания обучения; преобладают ценностно-смыс­ловые и деятельностные зна­ния
Способы обучения Преобладание объяснительно-иллюстративных и репродуктив­ных методов обу­чения Преобладание активных, проектных, исследователь­ских форм и методов обуче­ния, проблемно-модульных, личностно ориентированных технологий, соответствующих способам будущей профессиональной деятельности
Позиции преподавателя и обучающегося в учебном процессе Усиление обу­чающей, контро­лирующей и оце­ночной функций преподавателя Увеличение доли самостоя­тельной учебной и исследова­тельской работы студентов, усиление роли их самооценки и самоконтроля в учебном процессе

 

.

Условия и способы развития у студентов компетенций в образовательном процессе вуза

1. Социально-профессиональная компетентность – это много­структурное, интегрированное свойство личности, которое не может полноценно развиваться в узкой профессиональной подготовке. Необходимо реализовывать содержательно-технологи­ческую интеграцию социально-гуманитарной, общепрофессиональ­ной и специально-предметной подготовки студентов, при которой: 1) анализ изучаемых явлений и процессов, осмысление осваиваемых ценностей выступает для студентов как средство их самоопреде­ления и самосовершенствования; 2) в основе освоения студен­том видов деятельности (рефлексивной, организаторско-коммуникативной, про­ектной) лежат активные, диалоговые, исследо­вательские методы обучения.

2. Компетенции не могут эффективно формироваться в традицион­ных лекционио-семинарских формах на основе готовых знаний, уме­ний и навыков. Компетентность как интегрированное социально-ди­дактическое личностное качество развивается на основе самостоя­тельно приобретенною опыта решения разнообразных задач и ситуа­ций, имитирующих будущую профессиональную деятельность сту­дентов с учетом ее социального контекста. В этой связи самостоя­тельная работа студентов, организуемая в логике их будущей профес­сии, получает статус базовой составляющей учебно-воспитательного процесса.

3. Основными средствами организации и управления самостоя­тельной работой студентов выступают: активные, интерактивные методы обучения; технология проблемного обучения проектные, исследовательские, информационные технологии; рейтинговая система оценки знаний; тестирование.

4. Включение студентов во внеаудиторную социально значимую деятельность. Это обеспечит содержательно-технологичес­кую согласованность педагогических средств обучения и воспита­ния в профессиональной подготовке студентов и более действенное их влияние на личностное и профессиональное развитие будущего выпускника.

5. Соответствие содержания производственной (педагогической) практики структуре формируемых профессиональных компетенций студентов; при этом эффективным средством построения адекват­ного содержания практики может выступать использование обоб­щенных задач, имеющих межпредметный, профессиональный характер и допустимый уровень неопределенности. Приобретение студентами опыта решения таких задач способствует развитию обобщенных умений, универсальных способностей, которые входят в состав разных клю­чевых компетенций.

Компетенции наиболее эффективно формируются в образователь­ном процессе вуза посредством технологий, способствующих во­влечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач. К таким тех­нологиям относятся:

• технологии проблемного обучения, которая обеспечивает индивидуальный характер обучения, регулирование темпа работы, уровня сложности и объема учебного материала, поддерживается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности студентов;

• технология обучения как учебного исследования, для которой характерны: выявление проблемы; сбор данных – «верификация»; экспериментирование; построение плана исследования; анализ хода исследования; выводы, рефлексия результатов. В процессе учебного исследования студенты совершают умствен­ные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация, система­тизация, проверка достоверности и др.), на основе чего у них формируются интеллектуальные способности и исследовательские умения.

• коммуникативные технологии (мозговой штурм, дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты и другие активные формы и методы), которые направлены на организацию работы в группе, сотрудничество; формирование у студентов универсальных умений, связанных с согласованием интересов и постановкой общих целей деятельности, анализом и представлением информации или по­лученных результатов, самопрезентацией, культурой доказательства собственных суждений, осмыслением и оценкой разных точек зре­ния, принятием решения и др.);

• проекты, которые носят прикладной, междисциплинарный харак­тер, а их содержание и способы выполнения соответствуют содержа­нию и технологиям будущей профессиональной деятельности студен­тов. При разработке проектов студенты проходят следующие этапы исследования:

– анализ данных и постановка проблемы (задачи);

– построение проекта деятельности по разрешению проблемы;

– осуществление проектной деятельности;

– рефлексия промежуточных результатов;

– коррекция способов и средств достижения целей-результатов;

– рефлексия, проверка, оценка.

• игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, моделирующих профессиональные проблемы и задачи, осуществляют роли и функции, адекватные социальному контексту будущей профессии. Через участие в игре студенты приобретают опыт разрешения профессиональных, со­циальных, личностных задач и ситуаций, который и выступает осно­вой развития у них социально-профессиональной компетентности;

• кейс-технологии (анализ ситуаций), которые обеспечивают:

– проблемно-исследовательский характер учебного процесса;

– прикладную и профессиональную направленность учебного процесса;

– активизацию и увеличение доли самостоятельной работы;

– вовлечение студентов в разрешение учебно-социальных задач и ситуаций, имитирующих профессиональные и социальные проблемы и виды деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: