Связь с критериями и философией стандартов ISO серии 9000




 

Универсальность семейства стандартов ИСО заключается в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев ка­чества для каждого отдельного вида продукции и услуг (например, требуемых технических характеристик продукции). Это было бы и невозможно: ведь качество есть способность продукции или услуг удовлетворять потребности людей, а потребности бесконечно раз­нообразны. Стандарты семейства ИСО 9000 задают лишь методо­логию функционирования системы качества, которая в свою оче­редь должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, про­изводимых предприятие, иными словами — обеспечивать высокую степень удовлетворенности потребителей.

Философия ISO 9000 основывается на экономически эффек­тивном применении «правила доверия», позволяющем рациональнее использовать ресурсы как каждого предприятия в отдельности, так и экономики в целом. Философия стандартов ISO 900 нацеливает организации независимо от видов их деятельности на переход к более высокой ступени их развития и предполагает соответствие следующей концепции:

1. Первоосновой качества является человек, рассматриваемый не как необходимый ресурс, а как личность, от гармоничного развития которой, от заинтересованности её в своей деятельности и деятельности организации зависит благосостояние предприятие;

2. Управление качеством – это не ограниченная предметными рамками узкая специфическая деятельность, а управление всем предприятием, всеми аспектами его жизнедеятельности;

3. Успеха добивается та организация, которая основывается на командном подходе к координации совместной деятельности сотрудников;

4. В основе управления качеством находится устранение не самих дефектов, а их глубинных причин.

 

Важно четко разделять два понятия — управление качеством и сертификация систем качества. Управление качеством — одна из функций управления предприятием, которая позволяет реально обеспечивать высокий уровень качества продукции и услуг за счет разумного управления производством и обслуживанием. Система управления качеством организована в соответствии со спецификой и задачами конкретного предприятия. Стандарты ИСО 9000 пред­лагают методику построения такой системы, которая может быть официально сертифицирована.

Сертификация системы качества сама по себе не может обес­печить повышение качества. Она всего лишь показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно фун­кционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продук­ции/услуг предприятия.

Сертификацию проводят специализированные сертификаци­онные организации (или регистры). Эти регистры аккредитованы при соответствующих государственных и международных органах стандартизации, что позволяет обеспечить доверие к выдаваемым ими сертификатам.

Наличие сертификата ИСО 9000 является сейчас важным фак­тором успеха на многих рынках или даже выхода на них. Оно свиде­тельствует о принадлежности компании к цивилизованному делово­му миру. Кроме того, системы качества многих компаний требуют наличия сертифицированных систем качества у их поставщиков.

Универсальность семейства стандартов ИСО заключается в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев ка­чества для каждого отдельного вида продукции и услуг (например, требуемых технических характеристик продукции). Это было бы и невозможно: ведь качество есть способность продукции или услуг удовлетворять потребности людей, а потребности бесконечно раз­нообразны. Стандарты семейства ИСО 9000 задают лишь методо­логию функционирования системы качества, которая в свою оче­редь должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, про­изводимых предприятие, иными словами — обеспечивать высокую степень удовлетворенности потребителей.

Итак, что же представляет собой ИСО 9000? Наиболее точ­ным представляется такой ответ: ИСО 9000 — это схема проведе­ния бизнес-процесов, обеспечивающая возможность наивысше­го качества работы компании. Схема эта охватывает все этапы выпуска продукции и предоставления услуг: закупку сырья или комплектующих, анализ контракта, контроль качества, проекти­рование, создание, обработку, доставку, обучение персонала, а также обслуживание и поддержку клиентов. Не лишен определен­ного смысла и шутливый ответ: ИСО 9000 можно считать первым всемирно признанным знаком «Образцово-показательное веде­ние хозяйства».

Давление, принуждающее предприятие осуществить серти­фикацию, оказывается потребителями, а не законодательными органами. Едва ли не самым важным фактом, касающимся этого стандарта, является то, что многие компании, особенно в Евро­пе, требуют регистрации по ИСО 9000 от своих поставщиков то­варов и услуг. То есть, проще говоря, нет регистрации по ИСО 9000 — не будет заключен контракт. В США, например, NASA и Министерство обороны теперь требуют от своих поставщиков сер­тификации по ИСО 9000.

Дает ли ИСО 9000 гарантию качества? Разумеется нет: ИСО 9000 следует рассматривать лишь как один из многих факторов, ко­торые необходимо учесть, принимая решение о заключении сдел­ки с поставщиком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: