Понятие коммуникации. Отношение, опосредование, взаимодействие. Медиа-отношение. Слово как начало коммуникации. Социальные приложения слова. Коммуникация как социальное слово. Историчность коммуникации. Практики коммуникации и основы их исследования. Базовая структура коммуникации. Основные виды коммуникации: межличностная, организационная, публичная, коммуникация в малых группах, политическая, межкультурная, массовая. Перспективные виды коммуникации. Модели коммуникации: передачи сообщений, социокультурные модели. Прикладные научно-образовательные проекты в изучении коммуникации. Понятие о коммуникативных науках.
Современные подходы к изучению коммуникации. Динамика и диалогичность методологии исследования коммуникации. Коммуникативная природа теории коммуникации. Модель Р.Крейга и ее приложения. Основные направления в изучении коммуникации: основные понятия и идеи, базовые утверждения, возможности и ограничения в изучении коммуникации, теории и персоналии. Системно-кибернетическое, риторическое, социально-психологическое, социально-культурное, феноменологическое, критическое, семиотическое направления в изучении коммуникации. Диалогизм взаимодействия основных направлений. Теория коммуникации как открытая прикладная система идей и принципов.
Вопросы для контроля:
1. Виды коммуникации: вербальная и невербальная
2. Виды профессионально ориентированной коммуникации: коммуникация в организациях, политическая коммуникация.
3. Виды профессионально ориентированной коммуникации: межкультурная коммуникация и публичная коммуникация.
4. Коммуникации в обществе: разновидности, идеи, понятия, прикладное значение.
5. Объективные и интерпретативные подходы к коммуникации.
6. Основные структурные модели коммуникации. Охарактеризуйте элементы и специфику каждой модели.
7. Семиотические особенности коммуникации. Проблема, знака, значения и смысла в коммуникации.
8. Уровни коммуникации: межличностная коммуникация, коммуникация в малых группах, массовая коммуникация
9. Формы речевой коммуникации: диалог, монолог, спор, стратегия и тактика аргументации
Учебно-методические материалы:
1. Гнатюк О.Л.Основы теории коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2010.
2. Луманн Н. Реальность масс-медиа. М.: Канон+, 2012. 240 с.
3. Маклюэн, М. Понимание Медиа: [пер. с англ.] / Маршалл Маклюэн. - [3-е изд.]. - М.: Кучково поле, 2011. - 462 с.
4. Евдокимов В. А.Массмедиа в социокультурном пространстве [Электронный ресурс]: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2014. - 224 с.
5. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для бакалавров рекламы и связей с общественностью (модуль дисциплин "Коммуникология") / Ф. И. Шарков; Междунар. акад. бизнеса и упр., Ин-т соврем. коммуникационных систем и технологий. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Дашков: Изд-во Шаркова, 2010. – 590 с.
История рекламы
Реклама в современном мире – сложное, комплексное, многофункциональное явление, основанное на взаимосвязи множества экономических и социальных факторов, часть социокультурной, политической и экономической жизни общества. В экономической сфере реклама неразрывна с производством, торговлей, товарами и услугами, в социокультурной – зрелищностью, различными акциями, в политической – с выборами, партиями, лозунгами, листовками, манифестациями. Эти сферы рекламной деятельности пересекаются в истории рекламы. Исторический аспект позволяет проследить изменения в визуальной и вербальной культуре разных стран, их взаимовлияние и взаимопереходы.
Вопросы для контроля:
1. История рекламной коммуникации. Протореклама.
2. История развития рекламы и СМИ в античном обществе
3. Развитие рекламы в западноевропейской средневековой культуре
4. Рекламно-информационная деятельность в эпоху Нового времени XVI – XVIII вв.
5. Развитие западноевропейской рекламы в XIX веке
6. Развитие рекламы в Англии в XIX в.
7. Особенности развития французской рекламы XIX в.
8. Рекламный процесс в Германии XIX в.
9. История выставочного жанра в Европе
10. Развитие североамериканской рекламы в XIX – ХХ вв.
11. Развитие рекламы в США после Гражданской войны (до Первой мировой войны)
12. Американская реклама после Первой мировой войны
13. Развитие американской рекламы XIX - ХХ вв. Первые рекламные агентства. Великие рекламисты и новаторы
14. Виды проторекламы на Руси
15. Развитие печатной и других форм рекламы в России XVIII – XIX вв. Специфика основных видов рекламы, распространенных в дореволюционной России.
16. История советской рекламы (1917 – 1984 гг.)
17. Реклама новой России (1985 – 1990 гг.)
Учебно-методические материалы:
1. Березовая Л.Г. История мировой рекламы, или старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра»: учебное пособие-М: Изд-во Ипполитова, 2008.-672с.
2. Витале Джо. Идеи на миллион долларов от Брюса Бартона, основателя крупнейшего мирового агентства BBDO. - М.: Эксмо, 2008.
3. Сивулка, Дж. Мыло, секс и сигареты: история американской рекламы [Текст] / Пер. с англ. / Дж. Сивулка. – СПб.: Питер, 2001. – 582 с.
4. Тайгент, М. Всемирная история рекламы [Текст] / пер. с англ. / М. Тайгент. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 270с.
5. Ученова, В.В. История отечественной рекламы. 1917-1990 [Текст]: Учебное пособие по дисциплине «Основы рекламы и паблик рилейшнз» для студентов вузов, обучающихся по направлению 520600 и специальности 021400 «Журналистика» / В.В. Ученова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 287с.
6. Ученова, В.В. История рекламы [Текст]: Учебник / В.В. Ученова, Н.В. Старых. – СПб.: Питер, 2003. – 304с.
7. Ученова, В.В. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа? [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и реклама / В.В. Ученова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 248с.
8. Уэллс, У. Реклама: принципы и практика. [Текст] / У. Уэллс, С. Мориарти, Дж. Бернет [пер. с англ. Под ред. Л.Богомоловой]. – СПб.: Питер, 2008. – 736 с.