Кафедра нормальной физиологии им. профессора А.В.Завьялова




Кафедра нормальной физиологии им. профессора А.В.Завьялова

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

По дисциплине нейрофизиология

Факультет: клинической психологии. Курс: 1.

Форма обучения очная.

1. Возбудимые ткани. Классификация возбудимых тканей и их свойства.

2. Понятие раздражимости и раздражения. Классификация раздражителей.

3. Изменение ионной проницаемости на мембране в состоянии функционального покоя.

4. Мембранный потенциал и его происхождение.

5. Понятия возбудимости и возбуждения, критерии оценки возбудимости.

6. Локальный ответ и его свойства.

7. Потенциал действия, его фазы и механизмы. Свойства потенциала действия.

8. Изменение ионной проницаемости на мембране во время возбуждения.

9. Изменение возбудимости во время потенциала действия.

10. Функциональные свойства нервов. Типы нервных волокон.

11. Механизмы и законы проведения возбуждения по нервам.

12. Строение нервно-мышечного синапса и механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу.

13. Функции и функциональные свойства мышц.

14. Механизм мышечного сокращения и расслабления.

15. Одиночное мышечное сокращение, суммация одиночных мышечных сокращений.

16. Понятие о тетанусе, виды и механизмы тетануса.

17. Виды и типы мышечных сокращений и их характеристика.

18. Общие принципы работы ЦНС, понятие о рефлексе.

19. Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС.

20. Рефлекторная дуга, её звенья и их функциональное значение.

21. Основные принципы распространения возбуждения в ЦНС.

22. Свойства нервных центров.

23. Физиологическая роль центрального торможения и его виды.

24. Тормозные нейроны и их медиаторы.

25. Современное представление об основных видах центрального торможения и их механизмах.

26. Принципы координации рефлекторной деятельности.

27. Спинной мозг, строение и функции. Роль спинного мозга в организации и регуляции двигательной активности.

28. Функциональное строение продолговатого мозга. Роль продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса.

29. Физиология среднего мозга и его роль в регуляции мышечного тонуса.

30. Ретикулярная формация, особенности нейрональной организации, и её влияния.

31. Статические и статокинетические рефлексы.

32. Механизмы участия мозжечка в регуляции мышечного тонуса, фазных движений и вегетативных функций.

33. Черная субстанция и красноеядро и их функции.

34. Функциональная организация таламуса, его функции.

35. Гипоталамус как высший подкорковый вегетативный центр.

36. Современное представление о локализации функций в коре больших полушарий.

37. Лимбическая система, ее строение и функции.

38. Представление о соматической и вегетативной нервной системах.

39. Механизмы передачи возбуждения в вегетативных синапсах.

40. Роль вегетативной нервной системы в регуляции висцеральных функций организма.

41. Гуморальная регуляция функций организма.

42. Физиологические свойства гормонов и механизмы их действия.

43. Гипоталамо-гипофизарная система, гормоны гипофиза и их физиологические эффекты.

44. Гормоны щитовидной и паращитовидной желёз их функции.

45. Эндокринная функция поджелудочной железы.

46. Гормоны коры надпочечников и их функции.

47. Половые гормоны и их функции.

48. Функциональная организации сенсорных систем, их роль, регуляция их деятельности.

49. Свойства сенсорных систем и приспособление организма к окружающей среде.

50. Кодирование информации в нервной системе.

51. Функциональная характеристика системы зрения.

52. Теории и механизмы цвето- и световосприятия.

53. Периферический отдел зрительного анализатора, функции сетчатки, фоторецепторы.

54. Проводниковый и корковый отделы зрительной сенсорной системы.

55. Функциональная характеристика слуховой сенсорной системы. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы слухового анализатора.

56. Функциональная характеристика вкусовой сенсорной системы. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы вкусового анализатора.

57. Функции вестибулярной сенсорной системы. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы вестибулярной сенсорной системы.

58. Функции обонятельной сенсорной системы. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы обонятельного анализатора.

59. Кинестетический анализатор и проприорецепция. Локализация и виды проприорецепторов.

60. Функциональная характеристика тактильной сенсорной системы. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы тактильного анализатора.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ФГБОУ ВО КГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)

Кафедра нормальной физиологии им. профессора А.В.Завьялова

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

По дисциплине нейрофизиология

Факультет: клинической психологии. Курс: 1.

Форма обучения очная.

 

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

Задача №1

Известно, что ионные каналы мембраны клетки возбудимой ткани регулируют амплитуду мембранных потенциалов. Экспериментально обнаружено, что яд тетрадотоксин блокирует натриевые каналы мембраны возбудимой клетки.

Вопросы:

1. Как изменится при этом потенциал покоя?

2. Как изменится при этом потенциал действия возбудимой клетки?

3. Как при этом изменится распределение ионов на внутренней и внешней стороне клеточной мембраны?

Задача №2

Известно, что вокруг клеточных мембран возбудимых тканей существует неравномерное распределение ионов. Экспериментально увеличивали градиентконцентрации снаружи и внутри возбудимой клетки раздельно для ионов Na иK.

Вопросы:

1. Как изменится величина потенциала покоя при увеличении градиента концентрации для ионов Na?

2. Как изменится величина потенциала покоя при увеличении градиента концентрации для ионов K?

3. Как изменится величина потенциала действия при увеличении градиентов концентрации для ионов Na и K?

Задача №3

Известно, что в фазу медленной деполяризации потенциала действия возбудимой ткани наблюдается возрастание ее возбудимости, которая становится супернормальной, а при достижении пика невозбудимость становится абсолютной.

Вопросы:

1. Изобразите соотношение графиков потенциала действия и возбудимости.

2. Объясните повышение возбудимости в фазу медленной деполяризации.

3. Почему на пике потенциала действия наблюдается абсолютнаярефрактерность?

Задача №4

Известно, что каналы мембраны возбудимой клетки обладают ионной селективностью и активируются под действием разных раздражителей при этом изменяется взаиморасположение активационных и инактивационных ворот каналов.

Вопросы:

1. Чем структурно обусловленаионоселективность каналов?

2. Приведите классификацию ионных каналов по чувствительности к разным раздражителям.

3. Изобразите расположение ворот: в закрытом состоянии канала, в состоянии функциональной готовности, в активном состоянии.

Задача №5

Известно, что возбудимость является одним из основных свойств нервной и мышечной тканей. Экспериментально было установлено, что после нанесения на изолированный нерв и полоску миокарда надпорогового раздражения возникли потенциалы действия, в ходе которых происходило изменение возбудимости.

Вопросы:

1. Какой метод регистрации использовали для изучения потенциалов действия в нерве и полоске миокарда?

2. Как изучали изменения возбудимости в различные фазы потенциала действия?

3. Как изменяется возбудимость при возникновении потенциала действия?

 

ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

Задача №1

Известно, что суммация одиночных мышечных сокращений является одним из свойств мышечной ткани. В экспериментальных условиях изучали способность скелетной мышцы к суммации посредством нанесения двух последовательных раздражений.

Вопросы:

1. Какие условия необходимо выполнить, чтобы добиться суммации одиночных мышечных сокращений?

2. Почему при суммации одиночных мышечных сокращений увеличивается амплитуда сокращения?

3. При каких условиях повторяющиеся ритмические раздражения вызывают зубчатый, гладкий тетанус, оптимум и пессимум скелетной мышцы?

Задача №2

В эксперименте при нанесении порогового раздражения электрическим током на мышцу получили сокращение. Затем ввели вещество блокирующее кальциевые каналы и при повторном нанесении раздражения сокращения не наблюдали.

Вопросы:

1. Почему не возникло сокращение после введения блокатора кальциевых каналов?

2. Какова роль ионов кальция при мышечном сокращении?

3. Каким образом можно восстановить сократимость мышц?

Задача №3

В эксперименте на нервно-мышечном препарате при нанесении непрямого раздражения на мышцу наблюдали появления сокращения. Затем дистальнее электродов на нерв наложили турунду с анестетиком и через некоторое время нанесли повторное раздражение, при этом сокращение не наблюдали.

Вопросы:

1. Объясните почему не возникло сокращение на действие анестетика.

2. Какой закон проведения возбуждения по нервным волокнам иллюстрируется данным опытом?

3. Как можно восстановить проводимость нерва?

Задача №4

Известно, что утомляемость является одним из основных свойств возбудимой ткани. В эксперименте на нервно-мышечном препарате лягушки проводили ритмическое непрямое раздражение мышцы.

Вопросы:

1. Как изменится амплитуда мышечного сокращения после длительного раздражения нерва?

2. Как изменится амплитуда потенциалов действия в нервных волокнах при развитии утомления в мышце?

3. Как изменится частота потенциалов действия в нервных волокнах при развитии утомления в мышце?

 

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Задача №1

Одним из свойств нервных центров является центральная задержка.

Вопросы:

1. Чем обусловлена центральная задержка?

2. Каким свойством определяется готовность нервного центра к моментальной реализации своей функции?

3. Перечислите свойства нервных центров

 

ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Задача №1

Для изучения деятельности спинальных центров у лягушки последовательно перерезают корешки, связывающие спинной мозг с периферией.

Вопросы:

1. Какие функции выполняют передние и задние корешки спинного мозга?

2. Какие эффекты будут наблюдаться у лягушки при перерезке всех задних корешков с левой стороны?

3. Какие эффекты будут наблюдаться у лягушки при перерезке всех передних корешков с правой стороны?

Задача №2

В эксперименте у собаки произведено полное удаление мозжечка.

Вопросы:

1. Какие нарушения поведения наблюдаются при этом у животного?

2. Какие функции выполняет мозжечок?

3. С какими структурами мозга связан мозжечок и какое функциональное значение имеют эти связи?

Задача №3

При поперечной перерезке ствола мозга у животного наблюдается состояние децеребрационнойрегидности.

Вопросы:

1. В чем это состояние проявляется?

2. Между какими структурами нужно сделать перерезку для получения указанного состояния?

3. Какие механизмы лежат в основе децеребрационнойрегидности?

Задача №4

У децеребрированной кошки при пассивном повороте головы в правую сторону увеличивается тонус мышц-разгибателей обеих правых конечностей, при повороте головы влево – левых конечностей.

Вопросы:

1. Какие причины лежат в основе данного явления?

2. Какие виды тонических рефлексов вы знаете?

3. В каких отделах центральной нервной системы находятся центральные звенья тонических рефлексов?

Задача №5

В эксперименте на кролике электрическое раздражение таламуса, гипоталамуса и ретикулярной формации вызывает характерные изменения электрической активности коры головного мозга.

Вопросы:

1. В чем состоят эти изменения при раздражении таламуса?

2. В чем состоят эти изменения при раздражении гипоталамуса?

3. В чем состоят эти изменения при раздражении ретикулярной формации?

Задача №6

У животного в эксперименте произведена перерезка спинного мозга.

Вопросы:

1. Какие симптомы будут наблюдаться у животного после исчезновения спинального шока?

2. Какие механизмы лежат в основе этих явлений?

3. Какие функции спинного мозга вы знаете?

Задача №7

В клинику поступил больной с кровоизлиянием в структуры продолговатого мозга.

Вопросы:

1. Какие основные центры продолговатого мозга вы знаете?

2. Какие симптомы наблюдаются при поражении продолговатого мозга?

3. В чем заключается опасность поражения продолговатого мозга?

Задача №8

При раздражении слабым электрическим током коры головного мозга животного в эксперименте наблюдаются сокращения отдельных мышц туловища и конечностей.

Вопросы:

1. Какие отделы коры головного мозга при этом раздражаются?

2. Какойобъем движений (отдельные мышечные волокна, целые мышцы, движения в суставе) наблюдаются в этих случаях?

3. На что указывают размеры представительства конечностей в коре головного мозга?

 

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Задача №1

Участок кишки лягушки, помещенный в чашку Петри с раствором Рингера, продолжает сокращаться.

Вопросы:

1. Что включает в себя понятие метасимпатическая нервная система?

2. Какова роль экстраорганных влияний (симпатических и парасимпатических) на метасимпатическую нервную систему?

3. Перечислите признаки метасимпатического отдела, отличающие его от других отделов автономной нервной системы.

Задача №2

Центры симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы имеют различную локализацию.

Вопросы:

1. Где расположены центры симпатического отдела вегетативной нервной системы?

2. Где расположены центры парасимпатического отдела вегетативной нервной системы?

3. Какие эффекты будут наблюдаться при перерезки спинного мозга на уровне нижних шейных сегментов?

Задача №3

Ганглии вегетативной нервной системы имеют различную локализацию, а пре- и постганглионарные волокна симпатической и парасимпатической нервной системы имеют разную скорость проведения возбуждения.

Вопросы:

1. В чем особенности симпатической иннервации внутренних органов?

2. В чем особенности парасимпатической иннервации внутренних органов?

3. Какие влияния – симпатической или парасимпатической нервной системы – сказываются быстрее на функциях внутренних органов и почему?

 

 

ЭНДОКРИННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Задача №1

Ребенку с задержкой роста после обследования назначены в качестве лечения соматолиберин и соматотропин.

Вопросы:

1. Функция какой из желез внутренней секреции нарушена у ребенка?

2. Почему для лечения задержки роста назначены оба гормона?

3. В чем состоит различие в действии этих гормонов?

Задача №2

Паращитовидные железы расположены по задней поверхности щитовидной железы или в толще ее ткани. После операции по удалению части щитовидной железы у больного наблюдались перебои в работе сердца, нарушения дыхания и мышечных сокращений.

Вопросы:

1. Какой гормон вырабатывают паращитовидные железы?

2. Какой эффект гормона паращитовидной железы и механизм действия?

3. В чем причина наблюдаемых явлений описанных в условии задачи?

 

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ.

Задача №1

Любая сенсорная система является частью нервной системы, и выполняет ряд функций. Одной из основных функций сенсорной системы является кодирование информации.

Вопросы:

1. Какие еще основные функции выполняет сенсорная система?

2. Что называется кодированием информации?

3. Из каких отделов состоит сенсорная система?

Задача №2

Известно, что за восприятие цвета отвечают колбочки сетчатки глаза, содержащие соответствующие пигменты. При обследовании пациента выявлено, что он не различает красный цвет.

Вопросы:

1. Какой вид патологии цветовосприятия выявлен у пациента?

2. Назовите цветовые пигменты колбочек сетчатки глаза.

3. Какие теории цветовосприятия вы знаете?

Задача №3

Известно, что желтое пятно на сетчатке глаза характеризуется наибольшей концентрацией рецепторов и является оптимальной точкой восприятия. Испытуемый на определенном расстоянии от глаза перестал видеть изображение.

Вопросы:

1. Какие рецепторы сетчатки глаза вы знаете?

2. Где они преимущественно локализованы?

3. Почему испытуемый перестал видеть изображение?

Задача №4

Если надеть на испытуемого призматические очки, то в зрительном поле произойдет кажущиеся смещение объектов. Это приведет к различным нарушениям сенсомоторной координации: например, человек не сможет точно положить палец на предмет, который он видит. Однако, если носить очки достаточно долго, то произойдет перестройка, и приблизительно через несколько часов ошибки такого рода почти полностью исчезают.

Вопросы:

1. Какой отдел анализатора играет основную роль в такой перестройке?

2. Принимают ли участие в этом процессе другие области коры головного мозга?

3. Какоймеханизм лежит в основе указанной перестройки?

Задача №5

При вращении испытуемого в специальном кресле глазные яблоки сначала медленно поворачиваются в сторону вращения, а затем быстро вращаются назад.

Вопросы:

1. Как называется данное явление?

2. В чем физиологический смысл этого явления?

3. Какая сенсорная система отвечает за описанный рефлекс?

Задача №6

У лягушки произвели одностороннее разрушение полукружных каналов.

Вопросы:

1. В какую сторону будет плавать лягушка?

2. К какому анализатору относятся полукружные каналы?

3. Охарактеризуйте адекватные раздражители данной сенсорной системы.

Задача №7

В ясный̆ солнечный̆ день студент выходит из темного помещения на улицу. Дневной свет раздражает фоторецепторы глаза - зрачки сразу рефлекторно изменяют свой диаметр.

Вопросы:

1. Как изменяется просвет зрачков?

2. Как изменится просвет зрачков при снижении интенсивности внешнего освещения?

3. Как называется реакция зрачка на действие света?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: