На слайде фото с примерами по темам.




Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. Развивающий потенциал игрового оборудования.

 

На сегодняшний день, актуальность проблемы воспитания дошкольника, как субъекта детских видов деятельности и поведения, возрастает в связи с интенсивным развитием у современного ребёнка таких свойств и качеств, как активность, инициативность, наличие интересов и мотивации к избираемым видам деятельности, самостоятельность и стремление сделать так, как задумано самим ребёнком, оценить качество достигнутого результата.

В нашем детском саду №111, создана модель развивающей предметно-пространственной среды включающей в себя основные компоненты, являющиеся основой для ее эффективного проектирования. Модель на слайде №2. Реализация данной модели является обязательной для всех групп детского сада.

Сегодня мы рассмотрим предметно-средовую и комплексно – тематическую модели, остановимся на развивающем потенциале и индивидуализации среды.

Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и используется многими авторами. Иными словами, развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой образовательной организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы). На слайде «Предметная развивающая среда - это: -система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.»

«Предметная развивающая среда – это: - это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.»

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Слайд Фото

В младшем возрасте важно обеспечить эмоционально положительное самочувствие, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Конечно, воспитателю нужно очень ответственно подойти к созданию прежде всего комфортной и безопасной обстановки в группе. У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, самостоятельности.

В среднем возрасте в развивающей среде активно используется знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать следует их, вместе с детьми, подводя к пониманию того, что обозначать можно всё графически, а не только словесно. В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого. Поэтому в группе выделяется место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение. У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности. Предметно-пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два – четыре ребёнка). К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр. Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы избежать конфликтов можно использовать лёгкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики. Отлично дополняют РППС детско-родительские проекты.

При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований.

Создавая предметно-развивающую среду, мы стараемся удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития каждого ребенка, становление его способностей за счет объединений двух подходов к ее формированию: предметно-средового и комплексно-тематического. На слайде 2 подхода

Предметно-средовая модель предполагает проектирование содержания образования непосредственно на предметную среду

Комплексно-тематическая модель ставит в основу организации образовательных содержаний тему, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме.

«Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.»

Например, по теме «Дети на улицах города» в развивающей среде нашей группы, совместно с родителями, был создан макет «Наш город». Данный макет находится в доступности для детей, мы периодически меняем место его расположения, дома в городе тоже могут переставляться, дети с удовольствием играют и обучаются. По теме «Осень» среду нашей группы украсила выставка «Здравствуй, осень»….

На слайде фото с примерами по темам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: