Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность
обучающихся
| УУД
|
1. Организационный
момент.
| - Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Признаком хорошего настроения является улыбка.
- Улыбнитесь друг другу и мне.
-Я желаю вам, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока.
-Желаю удачи!
| Приветствуют учителя.
Садятся на места. Улыбаются.
| Регулятивные:осуществляют самоконтроль.
Коммуникативные:контролируют свои действия в классе.
|
2. Мотивация учебной деятельности.
| -Как называется урок и предмет который у нас сейчас идёт?
- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
- Что такое портрет?
-Что вкладывает художник в изображение человека?
| - Изобразительное искусство.
-Натюрморт,пейзаж, портрет.
- Это жанр изобразительного искусства, изображение человека.
- Индивидуальные черты человека, своё отношение к натуре, свою душу.
| Личностные:проявляют интерес к изучению материала.
|
3. Актуализация ранее изученных знаний.
| - На прошлых уроках вы изучали, что изобразительное искусство состоит из трёх видов искусств.
-Перечислите их.
-Сейчас я раздам каждой паре карточки с заданием на повторение ранее изученного материала.
Задание:необходимо правильно определить какой художественный материал к какому виду изобразительного искусства относится (отметьте стрелками). И второе задание – выберите из всех перечисленных художественных материалов и подчеркните один более близкий, любимый вами материал, которым вам легче, проще и больше всего нравится рисовать.
|
-Живопись, скульптура, графика.
Обучающиеся выполняют задания о соответствии художественного материала виду искусства.
| Регулятивные: осуществляют самоконтроль, овладевают умением прогнозировать.
Коммуникативные: обсуждают и выполняют задание.
|
4. Постановка учебной задачи.
| - Посмотрите на доску (на доске размещены графические портреты) и попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
- Ребята, какие задачи вы поставите пред собой?
- Чтобы решить поставленные задачи мы должны познакомиться с творчеством художников – портретистов разных стран, времён, эпох.
|
Научиться выполнять портрет в графике.
| Регулятивные:умение самостоятельно извлекать нужную информацию.
Познавательные: осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.
Коммуникативные:слушают и понимают речь других; умеют грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов.
|
5. Изучение нового материала.
| Сл.1.Портрет в графике. Сл.2. Портрет- изображение какого – либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики. Сл.3.Портрет был одним из самых ранних жанров живописи. Человек стремился рассказать о себе потомкам, остаться в истории. Удивительна выразительность «иконного» фаюмского портрета. Любовно, внимательно описывал облик человека итальянский портретист 15 века Андреа Солари. Портреты позднего Рембрандта открывали драму внутренней жизни человека. Мудрое спокойствие сквозило в портретах Веласкеса. Портреты испанского художника Эль Греко были нервны и напряжены при их подчёркнутом благородстве. Таинстенны и лиричны портреты русского художника Ф.Рокотова.Сл.4. Портрет учил понимать себя и других, понимать особенность и ценность каждого человека. Портрет требовал от художника не только уверенность руки, но и глубину анализа человеческих чувств и характера. Сл.5.Разновидность портрета. Портрет может быть парадным, погрудным, поясным, оплечным(камерным), бюст(скульптурный портрет), костюмированный, поколенный, групповой. Сл.6. А так же – автопортрет. Сл.7.Чем можно выполнять портрет в графике? Графитным карандашом. У живописца целая палитра красок, а у графика – один простой карандаш. И мастерство графика заключается в умении создать из одной линии разного направления, разной длины, разной гибкости и плавности – тоже своеобразную палитру, но не красочную, а линейную. Сл. 8.Сангиной. Очень интересный графический материал. Среди цветных графических рисунков художники очень любят сангину. Её красивый красновато – коричневый цвет придаёт рисунку чудесный живописный оттенок. Сл.9.Портреты также можно рисовать углём, соусом, пером и выполнять на металле (офорт). Сл.10.Созданный графическими средствами портрет никогда не будет вытеснен портретом в цвете, потому что даёт нам возможность более быстрыми в исполнении средствами передать характерные черты человека и его индивидуальность, одухотворённость, движение его души. Сл.11.Замечательные графические образы созданы художниками разных стран, времён и эпох. Они показывают нам неисчерпаемость выразительных возможностей графики и неистощимое богатство индивидуальности человека, неповторимость каждого момента жизни.
| Знакомятся с творчеством художников – портретистов.
| Познавательные: обобща-
ют образ человека в разных эпохах; определяя-
ют роль и место портрета в
истории искусств; устанав-
ливают аналогии по видам, строят логические и обоснованные рассуждения.
Коммуникативные:
участвуют в диалоге с учителем; излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи.
Личностные:проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции.
|
Физкультминутка
| Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки.
| Обучающиеся выполняют упражнения за учителем.
| Личностные: проявляют физическую активность в выполнении упражнений.
|
6. Творческая практическая деятельность учащихся.
| Творческое задание. Необходимо нарисовать графическим карандашом линейный набросок – протрет (оплечный) три возраста человека. Оно пройдет у нас в формате мастер – класс. Я буду демонстрировать этапы выполнения рисунка на доске мелом.
- Возьмите лист бумаги горизонтально.
- Определяем форму лица. На какую геометрическую фигуру похоже лицо человека?
-Определяем ракурс лица. Это будет анфас(глаза в глаза). Один из любимых ракурсов детей. Есть ещё ракурсы – четверть, полоборота, три четверти и профиль.
- Рисуем на листе бумаги три овала – это лица.
- Первое лицо будет подросток- девочка или мальчик определитесь сами. Чтобы верно нарисовать части лица разделим его линиями на три равные части, тем самым определим линию бровей, линию носа.
- Чтобы правильно расположить нос, брови, глаза рисуем ось симметрии. Линии построения выполняются тонкими еле заметными линиями.
- Прорисовываем брови, нос, уши, глаза, рот. Создаем причёску.
-Второй портрет будет взрослого человека. Мужчина или женщина – выбор за вами. Рисуем его аналогично первого.
-Третий портрет – пожилого человека, дедушки или бабушки.
- А сейчас вы самостоятельно нарисуете линейный набросок – портрет своего друга, знакомого или собирательный образ. Используя только что изученные этапы построения портрета.
|
Обучающиеся берут лист формата А-4 (альбомный) горизонтально.
-Овал.
Выполняют творческое задание по руке учителя.
Выполняют линейный портрет – набросок своего друга, знакомого или собирательный образ.
| Регулятивные: выявление и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
|
7.Итог урока. Рефлексия.
| Выставка, анализ и оценка работ учащихся.
- Ребята, что мы изучали на занятии?
-Какие учебные задачи ставили пред собой?
-Решили мы эти задачи?
-Назовите мне виды портрета. Материалы графики.
-А сейчас я предлагаю выставить свои работы.
-Выберите на ваш взгляд лучшие работы.
- Объясните, почему вы выбрали?
- Перед вами 3 смайлика – три портрета наших эмоций(положительная – жёлтый, нейтральная – белый, серая – негативная).
-Поднимите жёлтый – если у вас всё получилось, белый – если были трудности, серый – если ничего не получилось.
| Обучающиеся осуществляют анализ и самоанализ собственной деятельности.
Выбирают для себя соответствующий смайлик и поднимая анализируют свою деятельность.
| Коммуникативные: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Личностные:аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.
|