Здоровьесберегающие технологии на занятиях в творческом объединении «Чудотворчество»




Выступление Керпато А.А., ПДО отдела народных промыслов

 

Уважаемые коллеги, думаю, что тема моего выступления актуальна для всех педагогов нашего отдела. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, и педагогов в частности, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны полноценно трудиться.

Для начала актуализируем понятие «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Встречаются разные трактовки понятия «здоровьесберегающие технологии».

Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждает, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Он считает, что понятие «здоровьесберегающая » относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.

Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения:

· Создание нормальных условий для обучения в детском коллективе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

· Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

· Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

· Обеспечивают достаточный двигательный режим.

После двух лет работы в дополнительном образовании, я пришла к выводу о том, что необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии на занятиях детских объединений художественной направленности, в целях сохранения и стимулирования здоровья учащихся. Вот некоторые из них:

· Физкультурная минутка, или динамическая пауза во время теоретической или практической части занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время - 2-3 минуты.

· Пальчиковая гимнастика применяется на занятиях, где учащийся много работает пальцами. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

· Гимнастика для глаз проводится в ходе теоретической и практической части занятий. Время - 2-3 минуты.

· Смена видов деятельности - это целесообразное чередование различных видов деятельности на занятии (теоретическая часть, практическая часть, релаксация, рефлективный этап, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

· Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

· Релаксация - проводится во время теоретического или практического этапа занятия для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, и др.

· Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок (в том числе и виртуальных), то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

· Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

· Позы учащихся. Необходимо следить за осанкой учащихся во время занятий. Занятия изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством предполагают длительное сидение за столом или мольбертом. Учащиеся зачастую садятся как им удобно, а не как нужно. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время занятий, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

· Технологии, создающие положительный психологический климат на занятии. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению (например, коллективное творческое дело (КТД) при подготовке мероприятий).

· Эмоциональные разрядки - это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных, а также физических нагрузках.

· Беседы о здоровье. Необходимо чтобы на занятиях, в той или иной форме, затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в ходе бесед с учащимися.

· Стиль общения педагога с учащимися. Современные нормы требуют от педагога демократичности и тактичности. Самое важное - обеспечить учащемуся душевный комфорт и чувство защищенности, что позволит ему учиться с удовольствием, а не по принуждению.

· Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на родительских собраниях, консультации с родителями по здоровому образу жизни - это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Разрядка с использованием различного вида релаксаций (снятия напряжения, физического и психологического)

«Дыхание»

Положение «сидя». Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях (можно закрыть глаза). 10 глубоких вдохов и выдохов, чтобы замедлить дыхание, можно считать про себя: до 7 на вдохе, до 9 на выдохе.

«Замок»

Положение «сидя», корпус выпрямлен, руки на коленях в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются ладонями вперед. Задержка дыхания (2–3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

«Поза дерева»

Стоя или сидя за столом, ноги поставьте вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох и плавно поднять руки вверх, держать на уровне ушей, ладони повернуты друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом вверх. Внимание сосредоточено на позвоночнике, дыхание спокойное. Держать позу 15–20 секунд. Затем плавно опустить руки вниз и расслабиться, сделав два- три спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох.

Уважаемые коллеги, я нахожусь в начале своего педагогического пути и надеюсь на ваше сотрудничество в этой области знаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: