Опорный конспект учебного материала




Е.П. Ильин: В конце XX в. большой интерес исследователей привлек феномен

«эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.) [6, с. 221—222]. Г. С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц: «Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок) произошло в сфере психологии труда после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого "Синдрома Эмоционального Сгорания " как специального вида профессионального заболевания лиц, работающих в системе "человек—человек" (психологов, психиатров, учителей, священников и др.)» [1, С 237—239].

Выгорание:

• состояние физического и психического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях; одномерная конструкция синдрома «выгорания» [А. Пайнс (A. Pines), И. Аронсон (Е. Aronson)] [21];

• комбинация физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления; одномерная конструкция синдрома «выгорания» [А. Чиром (A. Shirom)] [22];

• личностная деформация вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек—человек» (Н.Е. Водопьянова) [3]; [4].

Главный фактор «выгорания» — эмоциональное истощение. Истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, наступающее вследствие неэффективности проявленного сопротивления. Профессиональное выгорание

— негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций (в контексте профессиональной деятельности) (Н.Е. Водопьянова) [3]; [4]. Эмоциональное истощение и выгорание, ущербная профессиональная позиция — появление деформаций личности, одна из 8-ми тенденций профессиональных деструкции (А.К. Маркова) [8].

Эмоциональное и/или физическое истощение:


• основная составляющая «профессионального выгорания»; переживание сниженного эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение; один из 3-х конструктов синдрома «психического выгорания» [К. Маслач (С. Maslach), С.Джексон (S.Jackson)] [18]; [19];

• ощущения эмоционального перенапряжения, чувство опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов (человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше); один из 3-х главных компонентов «выгорания» [Б. Пельман (В. Pelman), Е. Хартман (Е. Hartman)] [20];

• «аффективный» компонент: жалобы на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение; один из 2-х конструктов синдрома

«выгорания» [Д.В. Дирендонк (D.V. Dierendonck), В. Шауфели (W. Schaufeli), Х.Дж. Сиксма (H.J.Sixma)] [18].

Психическая деформация — дисфункциональный стереотип эмоционального поведения, проявляющийся в специфических дезорганизующих реакциях, состояниях и в свойствах личности, измененных под их влиянием (В.В. Бойко) [2].

Психическая деформация — неоднозначное явление:

• свидетельствует о серьезных нарушениях личности, негативным образом влияющих на все системы ее отношений с окружающими; сказывается в семейном, производственном и дружеском взаимодействии (страдают окружающие и сама личность);

• спасает личность от более серьезной деструкции, а нервную систему от полнейшего разрушения;

психическая деформация — форма психической деятельности в экстремальных условиях, предусмотренная генофондом человеческого вида. Эмоции играют решающую роль: провоцируют психическую деформацию, спасают личность и нервную систему. При экстремальных ситуациях мощная энергия эмоций распределяется по разным уровням; разрядки гасятся на уровне соматики и в подструктурах личности. Указанная функция эмоций просматривается в механизме невроза. Невроз — дисфункциональный стереотип поведения, возникающий в ответ на чрезвычайно значимые для личности психотравмирующие воздействия: мощная сопровождающая их энергия эмоций разряжается на уровне соматики и подструктур личности [2].

Вариант симптомокомплекса эмоционального выгорания (ТВ. Форманюк):

• дегуманизация (гуманизм — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — нормой отношений между людьми; гуманность — качество личности, подразумевающее воспитанное высоконравственное отношение к людям, почитание их величайшей ценностью, человеколюбие, проявляющееся в четком разделении добра и зла);

• деперсонализация (деперсонализация — возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы (контакты с людьми становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам; подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность); деформация отношений с другими людьми: в одних случаях — повышение зависимости от других; в иных случаях — повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, клиентам, подчиненным, коллегам и др.); «установочный» компонент — изменение отношений либо к пациентам, либо к себе);

• негативное самовосприятие в профессиональном плане;

• тенденция развивать негативное отношение к клиентам;


• чувство эмоционального истощения, изнеможения (истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, наступающее вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным) [14].

3 ключевых признака эмоционального сгорания (Т.В. Форманюк):

1) внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;

2) индивидуальный предел, потолок возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию», самосохраняясь;

3) негативный индивидуальный опыт, концентрирующий проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [15].

11 основных симптомов эмоционального выгорания (Г.С.Абрамова, Ю.А. Юдчиц):

1) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам); 2) бессонница; 3) негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);

4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»);

5) пессимистическая настроенность, депрессия (аффективное состояние личности, заключающееся в подавленности, безысходности и общей пассивности поведения), ощущение бессмысленности происходящих событий;

6) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);

7) стереотипизация личностной установки (стереотипизация — классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе выработанных стереотипов; социальный стереотип — относительно устойчивое, упрощенное, схематичное, характерное для обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, общности), сложившееся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и предвзятых установок, характерных для данного общества), стандартизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;

8) тревожные состояния (тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги — психического состояния осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора; тревожность чаще всего предшествует страху);

9) усталость (комплекс субъективных ощущений и переживаний, сопутствующих развитию утомления), утомление (временное снижение функциональной активности психики, возникающее вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем, обеспечивающих деятельность), истощение (оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, наступающее вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным) после активной профессиональной деятельности;

10) функциональное, негативное отношение к себе;

11) чувство вины [I].

Г.С.Абрамова, Ю.А. Юдчиц: Содержание Синдрома Эмоционального Выгорания (СЭВ) тесно связано с содержанием Синдрома Хронической Усталости (СХУ). 2 синдрома

— содержательные характеристики профессиональной деформации. СХУ связан с изначальным принятием готовых форм знаний о мире, себе и других людях, фантомизацией (врачебного — частный случай) сознания, приобретением функционального подхода к другому человеку (отношение как к объекту) и к себе. СЭВ приобретают профессионалы, изначально обладающие большим творческим потенциалом, ориентированные на другого человека, фанатично преданные своему делу 11].

В.В. Бойко: За эмоциональным выгоранием «стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы


проявления и коммуникативные следствия. Эмоциональное выгорание приобретается в

жизнедеятельности человека». Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, определяющейся органическими причинами (свойствами нервной системы), степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями) [2].

«Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы». В.В. Бойко (подчеркивая очевидную связь эмоционального выгорания со стрессом): «Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса» [2]. Г. Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую (т.е. всеобщего действия) защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства:

«При эмоциональном выгорании налицо все 3 фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение: его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, т.е. сопротивление: человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки или симптомы нарастающего эмоционального выгорания» 1; [П]; [13].

Концепция В.В. Бойко о 3-х фазах эмоционального выгорания

1- я фаза эмоционального выгорания — фаза «напряжения» — нервное (тревожное) напряжение — предвестник и «запускающий» механизм формирования эмоционального выгорания. Динамический характер напряжения обусловлен изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

4 симптома напряжения:

1) симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» — усиливающееся осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Отсутствие эмоциональной ригидности у человека приводит к росту раздражения психотравмирующими факторами, накоплению отчаяния и негодования. Неразрешимость ситуации приводит к развитию других симптомов

«выгорания»;

2) симптом «неудовлетворенности собой» — недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм

«эмоционального переноса» — энергетика направляется на себя. Симптом возникает в результате неудач или неспособности влияния на психотравмирующие обстоятельства (возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»): впечатления от внешних факторов деятельности систематически травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. Особое значение имеют внутренние факторы: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах

«выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту;

3) симптом «загнанности в клетку» — логическое продолжение развивающегося стресса; чувство безысходности как следствие давления и невозможности устранения психотравмирующих обстоятельств; усиление психической энергии за счет индукции


идеального (работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого). Ощущение «загнанности в клетку» — интеллектуально-эмоциональный затор, тупик;

4) симптом «тревоги и депрессии» — чувство неудовлетворенности работой и собой; переживания ситуативной или личностной тревоги/разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы; крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания (тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги — психического состояния осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора; тревожность чаще всего предшествует страху; фрустратор — непреодолимый барьер (объективный или субъективный), стоящий на пути к достижению цели, вызывающий состояние растерянности, фрустрации; фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи; выражающееся в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии; характерный результат фрустрации — отказ от неудавшейся деятельности; страх

— психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленное на источник действительной или воображаемой опасности).

2- я фаза эмоционального выгорания — фаза «резистенции» — Сопротивление нарастающему напряжению, осознанное или бессознательное стремление человека к психологическому комфорту, желание снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств, формирование защиты.

4 симптома резистенции:

1) симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» — неспособность улавливать разницу между экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Экономичное проявление эмоций — полезный навык (по В.В. Бойко) — подключение к взаимодействию с деловыми партнерами эмоций «довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости». Указанный навык свидетельствует о высоком уровне профессионализма, оправдан в тех случаях, когда не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций не снижает понимание состояний и потребностей партнера, не мешает принятию решений и формулировке выводов. Однако при всей неприемлемости неадекватного избирательного эмоционального реагирования (неадекватная экономия на эмоциях, ограничение "эмоциональной отдачи, действие по принципу «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет настроение — откликнусь на его состояния и потребности) данный стиль, к сожалению, весьма распространен. При этом субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности эмоций в профессиональном общении воспринимается партнерами как неуважение к их личности и переходит в плоскость нравственных оценок;

2) симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» — возникновение потребности в самооправдании, защита своей стратегии при отсутствии должного эмоционального отношения к субъекту. Вербальная защита: «это не тот случай, чтобы переживать»; «такие люди не заслуживают доброго отношения»; «таким нельзя сочувствовать»; «почему я должен за всех волноваться». Профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений: врач не имеет морального права делить больных на «хороших» и «плохих»; учитель не должен решать педагогические


проблемы подопечных по собственному выбору; обслуживающий персонал не может руководствоваться личными предпочтениями. Проявления эмоционально-нравственной дезориентации вызывают справедливое возмущение, осуждение;

3) симптом «расширения сферы экономии эмоций» — осуществление данной формы защиты вне профессиональной области (в общении с родными, приятелями и знакомыми). Усталость от контактов, разговоров, ответов на вопросы на работе приводит к отсутствию желания общаться с близкими людьми. В профессиональной деятельности человек держится соответственно нормативам и обязанностям. Именно «домашние» становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания (дома человек замыкается или «рычит» на брачного партнера и детей). Данный симптом — пресыщение человеческими контактами, симптом «отравления людьми» (В.В. Бойко);

4) симптом «редукции профессиональных обязанностей» (редукция — упрощение)

— попытки облегчения или сокращения обязанностей, требующих эмоциональных затрат (врач не находит нужным дольше побеседовать с больным; медсестра, сделала укол, не обронив доброго слова; официант «не замечает», что надо сменить или хотя бы стряхнуть скатерть на столике; проводник не спешит предложить чай пассажирам; стюардесса, общаясь, смотрит «стеклянными глазами». Редукция профессиональных обязанностей — привычная спутница бескультурья в деловых контактах.

3- я фаза эмоционального выгорания — фаза «истощения» — падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы; эмоциональная защита в форме

«выгорания» — неотъемлемый атрибут личности.

4 симптома истощения:

1) симптом «эмоционального дефицита» — ощущение невозможности эмоционально помогать субъектам профессиональной деятельности; невозможность войти в их положение, соучаствовать, сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиление интеллектуальной, волевой и нравственной отдачи. О наличии эмоционального выгорания свидетельствует недавний опыт: еще недавно таких ощущений не было, а на сегодняшний момент личность переживает их появление. Усиление симптома и приобретение более осложненной формы заключаются в редком проявлении положительных эмоций и часто отрицательных (резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы);

2) симптом «эмоциональной отстраненности» — исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности; «не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита»; приобретение умений работать как робот, как бездушный автомат. Однако в других сферах человек живет полнокровными эмоциями. Симптом свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнеру общения (переживание проявленного к нему безразличия, глубокое травмирование). Наиболее опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности (показ «наплевать на вас»);

3) симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации» — полная или частичная утрата интереса к человеку—субъекту профессионального действия; восприятие партнера общения как неодушевленного предмета, как объекта для манипуляций, тяготящего своими проблемами, потребностями, присутствием, фактом существования. Проникновение метастаз «выгорания» в установки, принципы и систему ценностей личности приводит к возникновению деперсонализированного защитного эмоционально- волевого антигуманистического настроя (работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности). Тяжелая форма «выгорания» — рьяная защита своей антигуманистической философии: «ненавижу...», «презираю...»,

«взять бы автомат и всех...». «В таких случаях "выгорание" смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия профессиональная деятельность»;


4) симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» — отклонения в соматических или психических состояниях (плохое настроение, дурные ассоциации, бессонница, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний). Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики — следствие того, что «эмоциональная защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида» [2].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: