ГИГИЕНА ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИВОТНЫХ




 

При транспортировке животных необходимо соблюдать санитарно-зоогигиенические правила, предупреждающие травмы, заболевания и падеж животных, а также снижение их живой массы и упитанности.

Потери живой массы перевозимых животных зависят от расстояния, способа транспортировки, вида животного и его упитанности. Например, потери живой массы у свиней ниже, чем у крупного рогатого скота и овец, при перевозке на специализированном автомобильном транспорте они меньше, чем при транспортировке по железной дороге.

Один из новых способов борьбы с последствиями транспортного, теплового и других стрессов – использование перед перевозкой животных транквилизаторов (успокаивающих средств, снижающих чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов). При этом животные в процессе взвешивания, погрузки, перевозки и выгрузки ведут себя более спокойно.

Перед перевозкой животных подготавливают погрузочные площадки, в транспортных средствах ремонтируют полы, стены, двери, окна, их моют и дезинфицируют.

Для перевозки животных при меняют различные виды транспорта – автомобильный, железнодорожный, водный, иногда – воздушный; нередко пользуются перегоном скота.

В последнее время все большее распространение получает перевозка животных автотранспортом (приспособленные автомашины, а также специализированные автоскотовозы), особенно на расстоянии е 250-300 км.

При подаче машин под погрузку тщательно осматривают кузова и устраняют предметы, которые могут травмировать животных.

В холодное время года, во избежание скольжения животных, полы кузовов посыпают песком, опилками или золой, а в жаркое – песком, смоченным водой. Кроме того, летом кузова защищают тентом от солнечных лучей, а зимой – от ветра. При температуре воздуха выше 30ºС или ниже - 25ºС перевозка свиней не допустима. Крупных животных перевозят на привязи, мелких не привязывают.

Чтобы избежать травмирования животных, в пути нельзя резко тормозить, менять скорость, часто останавливаться.

Железнодорожным транспортом перевозят животных в основном на расстояние свыше 300 км. Для этого используют обычные товарные (двух- или четырехносные) вагоны, предварительно переоборудованные или специализированные. В таких вагонах имеются скобы с перемещающимися кольцами для привязывания скота. На продольной стене расположены откидные кормушки, а под ними – выдвижные железные корыта для поения животных, в которые вода поступает из баков, расположенных в верхней части вагона. В потолке вагона предусмотрены вентиляторы, а на боковых стенах – вентиляционные люки. Крыша вагонов двойная, что предотвращает чрезмерное нагревание их летом и охлаждение зимой. При транспортировке животных в специализированных вагонах количество обслуживающего персонала сокращается, животные лучше себя чувствуют, меньше стрессируется, теряют в живой массе.

Животных сопровождают проводники (один проводник на два вагона с крупным рогатым скотом или овцами и на один вагон со свиньями), которые должны иметь при себе ветеринарную аптечку.

Погрузка должна проходить в спокойной обстановке (без шума и побоев). В двухосный вагон в среднем грузят, гол.: взрослого крупного рогатого скота – 8-12; молодняка -12-14; телят -18-25; овец и коз-40-50; свиней живой массой 30-80 кг – 25-40; свиней живой массой более 80 кг -18-25; лошадей-8; верблюдов-4. Норма погрузки животных в четырехосный вагон в 2 раза больше. Лошадей и взрослый крупный рогатый скот перевозят на привязи, а овец, коз, свиней и телят – без привязи. Как правило, лошадей в вагонах размещают продольно по ходу поезда, а крупный рогатый скот – продольно или поперечно. При продольном размещении животные чувствуют себя более устойчиво, к тому же облегчаются их кормление, поение и осмотр.

В теплое время года для лучшей вентиляции открывают люки с одной (подветренной) стороны по ходу поезда. На станциях люки открывают с обеих сторон. Для предупреждения перегревания свиней полы в вагонах поливают водой или обрызгивают ею животных. Не допускается перевозка свиней зимой при температуре наружного воздуха ниже - 25ºС, а летом – при температуре 25 ºС и выше.

Для кормления животных в пути необходим запас кормов (обычно не более чем трехсуточный) из расчета на 100 кг живой массы: крупному рогатому скоту, овцам, козам – 3 кг сена в сутки, свиньям – 2 кг концентрированных кормов. Кормят животных 3 раза в сутки, поят 2 раза зимой, 3 раза летом. Для поддержания чистоты и сухости в вагонах, а также для предупреждения загрязнения кожного покрова животных и уменьшения их скольжения используют подстилку (чаще соломенную), кг на голову в сутки: для лошадей и крупного рогатого скота - 2; для свиней - 1,5; для овец - 0.2. Летом в качестве подстилки может служить песок, который в жаркое время смачивают водой. Навоз убирают обычно утром до кормления. Его складывают в одном месте и на определенных станциях выбрасывают.

В случае заболевания животных в пути следования, а также их гибели проводник сообщает об этом ветеринарному надзору железной дороги.

Перевозят животных и водным транспортом на специальных судах или баржах. Речные перевозки животные обычно переносят легко. Мелкий скот размещают в специальных загонах группами, а крупных животных привязывают. Поросят, кроликов, птицу перевозят в таре с плотным дном. В местах размещения животных полы должны быть влагонепроницаемыми, со стоком для жидкости, посыпаны опилками, песком или устланы соломой.

На баржах и судах для размещения животных необходима следующая площадь пола, м2 на одну голову: крупный рогатый скот – 2-2,5; те6лята – 1-1,5; овцы и козы – 0,5-0,75; свиньи – 0,5-1,5; подсвинки – 0,3-0,5; лошади – 2-3. Перевозимый водным транспортом скот сопровождают проводники из расчета один человек на 20 голов крупного рогатого скота или лошадей, на 60 овец или на 30 голов свиней и телят, на 10 клеток с птицей или кроликами.

Для поения животных, доставляемых по морю, должен быть запас пресной воды.

При заболеваниях в пути следования извещают транспортный ветеринарный надзор. Трупы животных и навоз сбрасывать в воду запрещено.

Воздушным транспортом (грузовые самолеты вертолеты) обычно перевозят суточных цыплят, мелких животных. Нередки случаи перевоза зоопарковых зверей и птицы, спортивных лошадей. В горных районах можно доставлять на пастбища овец и молодняк крупного рогатого скота, так как это сокращает время, исключая длительные перегоны.

Перегон – весьма распространенный способ перемещении я здоровых животных. Из последних обычно формируют гурты (группы) в зависимости от пола, возраста, упитанности. Так, в гурт крупного рогатого скота обычно входит 200 животных, свиней – 30-50; овец и коз – 1000. Предварительно намечают маршрут движения, обходные пути вокруг населенных пунктов, места водопоя, остановок для выпаса, кормления и отдыха.

В распоряжении гуртоправа должна быть автомашина или повозка с необходимым инвентарем, поваренной солью, медикаментами для оказания первой ветеринарной помощи. При массовых сезонных перегонах на пути следования организуют ветеринарные пункты.

В течение дня крупный рогатый скот перегоняют в среднем на 10-15 км, овец – на 10-15, свиней – на 8 км нежелательно передвижение по твердому и каменистому грунту. В жаркое время перегон лучше начинать рано утром – до наступления жары и возобновлять его, когда она спадет. Следует также избегать перегона в ненастную погоду (сильные дожди, метель, морозы).

При любых видах транспортировки сопровождающий, ответственный за перевозку, должен иметь ветеринарное свидетельство (гуртовую ведомость), в котором указывают основные сведения об отправляемых животных, место отправления, маршрут передвижения и пункт назначения; приводятся данные о благополучии хозяйства в отношении инфекционных болезней.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: