При оформлении доклада студенты должен руководствоваться следующими правилами:
Источник выбирается из предложенного списка или определяется самостоятельно. В работе должны присутствовать следующие элементы: место источника в системе классификации (тип, вид, разновидность), внешняя критика источника, его информационная ценность, палеографические и текстологические особенности.
При оформлении доклада студенты должен руководствоваться следующими правилами:
1. Студенты выбирают тему работы самостоятельно из списка, представленного в приложении 1. Кроме того, студенты могут предложить по согласованию с преподавателем собственный вариант темы доклада. Совпадение тем не допускается.
2. Объем доклада – 8-10 страниц формата А4.
3. В работе должны быть представлены:
· титульный лист;
· название темы;
· план работы (простой);
· введение;
· основные разделы работы;
· заключение;
· библиографический список.
Во введении студент ставит цель и задачи.
Основная часть должна состоять из нескольких (не более 4) разделов или глав; возможна разбивка глав на параграфы. В содержании основной части раскрывается цель и решаются задачи, поставленные во введении.
В заключении должны быть подведены итоги, сделаны обобщения и аргументированные выводы. Выводы должны быть четко сформулированы и отвечать целям и задачам, поставленным во введении.
Библиографический список должен включать минимум – 3-4 наименования научной литературы.
Любая цитата, приводимая в работе, должна выделяться кавычками, с указанием сноски внизу (постранично).
Источник выбирается из предложенного списка или определяется самостоятельно. В работе должны присутствовать следующие элементы: место источника в системе классификации (тип, вид, разновидность), внешняя критика источника, его информационная ценность, палеографические и текстологические особенности.
При оформлении доклада студенты должен руководствоваться следующими правилами:
2) Контрольная работа. Цель – проверить усвоение материала учебной дисциплины. Студенты пишут контрольную работу в форме тестовых заданий.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ№ 1
Критерии оценок, предъявляемые к ответу на экзамене: Текст задания.
Дидактические единицы:
: I - теория источниковедения (15 вопросов),
II- источники X-XVII вв. (14 вопросов), III - источники XVIII в. (9 вопросов),
IV - методика источниковедческого анализа (24 вопроса).
Количество вопросов пропорционально отведенному на изучение времени и соответствовало форме изучения
I РАЗДЕЛ. ТЕОРИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
1. Источниковедческая парадигма методологии истории возникла в России в:
а) конце 19 – начале 20 в.;
б) в середине 20 в.;
в) в конце 18 – начале 19 в.
г) в 80-е годы 20 в.
Исторический источник-это________________________________________________________________________
3. В основу деления письменных источников на два рода положен принцип…
а) отражения или воплощения; б) остатки и предания; в) описание и традиция; г) степень достоверности
4. Нарративные источники подразделяются …
а) научные, повествовательные, личные, исторические;б) изобразительные, словесные, художественные;в) исторические, художественные, научные, личные;г) летописи, картографические, словесные, личные.
5. Тип исторического источника это_______________________________ …
10.Источниковедение это дисциплина
17. Охарактеризуйте структуру информации в историческом источнике__
18. Впишите понятия…………..с точки зрения социальной информации выделяются источники………………………………………………………………………………….. прагматический аспект информации это…………………………………………………
семантический аспект информации это…………………………………………………..
28. В источниковедении герменевтика это___________________________________
29. Вид исторических источников это_________________________________________________________________________________________________
30.. Категорию «массовые источники» впервые выделил______________________, это источники (перечислите признаки__________________________,
Приведите примеры____________________________________________________________________________________________________________________
31. дайте определение: письменные источники это_______________________________________________________________________________________
32. Дайте определение: нарративные источники это_____________________________________________________________________________________
37.Укажите причину и сущность кризиса исторической науки на рубеже 19-20 вв.____________________________________________________________
15. Субъективная информация от объективной отличается по следующим принципам:
а)……………
б)……………….
16. Принцип объективности заключается в:…………….
17. Перечислите задачи источниковедения как отдельной научной дисциплины: …………….
18. Письменный исторический источник – это:………………..
21. Выделите основные этапы развития источниковедческого знания в России:
а)……
б)……
ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ XI – XVII ВВ
21 Впишите фамилию исследователя ________________________. Он выделил три периода в изучении «Повести временных лет», первый связан с именем В.Н. Татищева, второй – с П.М. Строевым и К.Н. Бестужевым- Рюминым, третий – с А.А. Шахматовым.
22.впишите фамилию исследователя______________________Можно с уверенностью сказать, что все дошедшие до нас летописные своды, предполагают существование других, более древних, лежащих в их основании. Поэтому исследование должно подводить к определению этих основных сводов… Главной задачей исследователя летописных сводов должно быть установление связи между однородными, сходными памятниками»
23. Расположите редакции Русской правды в хронологической последовательности:
А) Сокращенная Правда б) Правда Ярославичей в) Древнейшая правда Ярослава г) Покон Вирный д) Пространная правда е) Устав Владимира Мономаха
24.Автор считал (впишите фамилию)_________________, что вся древнейшая история Руси фактически представляет собой пересказ различного рода преданий.
25.Тихомиров М.Н. писал, что в «ПВЛ» в основу известий о русских событиях X в. были положены три
33. Перечислите исторические источники в Повести временных лет_______________________________________________________________________________________________________________________________
34.Летописный свод это_______________________________________________________________________________________________________________
35.Лицевой свод это__________________________________________________________________________________________________________________
36. По мнению И.Д. Ковальченко, известно три редакции ПВЛ (укажите названия и время)
8.Впревые высказал предположение о трех редакциях ПВЛ:
а) Шахматов;
б) Ковальченко;
в) Тихомиров;
г) Пушкарев.
9. Значительную часть зарубежных источников ПВЛ составляют: …………
10. Гипотезу об эсхатологических мотивах как основной теме ПВЛ предложил: ………………………………………………………….
11. Хронографы – это:………………….
12. ПВЛ по классификации Пушкарева относится по:
а) типу: ………….;
б) роду: ………….;
в) виду: ………….;
г) разновидности:………..
13. О каком историческом источнике идет речь:
Содержание этого документа охватывает все наиболее важные вопросы защиты феодального правопорядка в условиях создания единого Российского государства. Одна из главных тенденций этого документа – установление центрального (боярского) и местного (наместнического) суда и определение круга вопросов, подлежащих их рассмотрению. Ясно прослеживается стремление к централизации суда, что отвечало интересам дальнейшего укрепления феодального государства. В документе наблюдается сужение судебных прав боярства. Другим важным вопросом, рассмотренным в данном документе была защита основ феодальных отношений – права земельной собственности. Этот документ сделал важный шаг по пути оформления крепостного права в России.
а) Судебник 1497 г.;
б) Судебник 1550 г.;
в) Соборное Уложение 1649 г.
14. К произведениям агиографической литературы относятся:…………….
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII в.
19. Массовые исторические источники – это (дайте определение и приведите примеры массовых источников в XVIII в.:
21. Высший законодательный акт в XVIII в. –
22. Промемория –
23 Перечислите основные разновидности указов:______________________________
Автор сочинений «Зерцало очевидное» и «Книга о скудности и богатстве______________
Автор произведения «О повреждении нравов в России:________________________________
Первая русская газета вышла в _______году и называлась_____________
Приближенный Екатерины II? Jcnfdbk c
МЕТОДИКА ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1. В текстологии интерпретация это … (вписать литеру обозначающую правильный ответ):
а) исследование текста исторического источника; б) дословный перевод текста; в) определение информационной ценности текста; г) истолкование текста.
6. Аутентичность-______________________________________________________________
7. Достоверность-_____________________________________________________________________
8. Критика исторического источника
9. Репрезентативность это
10. Конъектура это …
12.Целью эвристики является …
13. Установление имени автора источника это:
14. Интерполяция –_____________________________________________________________________________________
15. Перечислите основные единицы прямой временной информации
______________________________________________________________________________________________________
16.По системе, разработанной (впишите фамилию)________________, прежде чем рассматривать конкретное известие, необходимо было определить место содержащей его летописи в ряду других, затем установить предшествующие летописные своды и, наконец подойти к нужному тексту.
19.Сравнительно-текстологический метод был впервые применен (впишите фамилию)___________________________________
20. Учение об информации применил в источниковедении_________________________________:
сказания (укажите их):
26.Для изучения актового материала С.М. Каштанов применил методы:
a) структурно-генетический; б)клаузульно-формулярный; в) сравнительно-исторический;
27.Особенностью изучения законов в историческом исследовании является анализ:
a) структурно-генетический; б)формально-логический; в)клаузульно-формулярный
38. Шлецер А.Л. выделял три стадии критического изучения источников:___________________________________________________________________
39. Татищев В.Н. разделил все источники на 4 группы_______________________________________________________________________ в зависимости от__________________________________________________________
40. Перечислите виды косвенной временной информации:__________________________________________________________________________________