Родительское собрание на тему «Семья – основа воспитания»
Цель:
1) Воспитания отношения к семье как к базовой ценности общества;
2) формирование у детей уважительного восприятия своего дома, семьи;
3) способствовать сближению родителей и детей;
Задачи:
1) Способствовать формированию у учащихся ценности института семьи;
2) Акцентировать внимание на важность выполнения ролевых позиций в семье;
3) Показать важную роль в семье традиций и ценностей.
Ход собрания:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о семье, то что «Семья – основа воспитания». Сейчас мы вам зададим несколько вопросов, а вы попробуете на них ответить.
Вопросы:
1.Что, по вашему мнению, включает в себя понятие «родительский авторитет?»
2.Укажите свой состав семьи.
3. Что вы считаете главным в семейном воспитании?
4. Что или кто оказывает положительное влияние на воспитание Вашего ребенка?
5. Какой стиль взаимоотношений преобладает в Вашей семье?
6. Кто в Вашей семье больше занимается воспитанием ребенка?
7. Кто принимает важные решения в Вашей семье?
8. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?
9. Принимаете ли Вы в воспитательных целях физическое наказание?
10.Конфликтуете ли Вы между собой в присутствии ребенка?
11. Какие проблемы семейного воспитания Вас волнуют?
Выступление воспитателя.
Воспитатель: На детей влияет любая обстановка (традиции, отношения между взрослыми и т.д.) Воспитание это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие в основном 2 человека: отец и мать. Вместе они несут ответственность за то, каким вырастает их ребенок. Основой любой системы воспитания должна быть любовь. Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность, нежность и признательность. Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастает человек: будет он трусливым, безвольным, озлобленным или духовно богатым, физически красивым, добрым. Учитывая желания ребенка, надо все-таки постепенно приучать его к установленным в семье правилам. С первых лет жизни он должен усвоить, что кроме слова «Хочу» есть слова «надо», «нельзя», «можно». Любовь к людям, чувство дружбы, забота и уважение к старшим, помогать более слабым и меньшим, доброта, честность – все это заложено в семье. Родителям не стоит забывать о важности похвалы.
Подвести итоги анкетирования.
Вопросы:
Воспитатель: Что, по вашему мнению, включает в себя понятие «родительский авторитет?»
Родители: Это когда ребёнок уважает нас.
Воспитатель: Укажите свой состав семьи.
Родители: Мать, отец, сын и дочка. Мать, отец, дочь (сын).
Воспитатель: Что вы считаете главным в семейном воспитании?
Родители: Уважение друг другу, взаимопощь и т.д.
Воспитатель: Что или кто оказывает положительное влияние на воспитание Вашего ребенка?
Родители: Мать, отец, (бабушка/дедушка) и т.д.
Воспитатель: Какой стиль взаимоотношений преобладает в Вашей семье?
Родители: авторитарный, демократический.
Воспитатель: Кто в Вашей семье больше занимается воспитанием ребенка?
Родители: Мать, отец, (бабушка/дедушка) и т.д.
Воспитатель: Кто принимает важные решения в Вашей семье?
Родители: Мать, отец, (бабушка/дедушка) и т.д.
Воспитатель: С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?
Родители: Капризность, упрямость, непослушание и т.д.
Воспитатель: Принимаете ли Вы в воспитательных целях физическое наказание?
Родители: Да/Нет.
Воспитатель: Конфликтуете ли Вы между собой в присутствии ребенка?
Родители: Да/Нет.
Воспитатель: Какие проблемы семейного воспитания Вас волнуют?
Родители: Неответственность, непослушание и т.д.
Анализ ситуации
Воспитатель: Сейчас предлагаю вам проанализировать жизненную ситуацию. После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщил:
— «У меня было хорошее воскресенье».
— «Чем же? – спросила воспитатель
— «А у папы было очень хорошее настроение!»
— согласны ли вы с утверждением, что наше настроение определяет и наше поведение?
Родители: Настроение родителей не должно влиять на настроение ребёнка.
Воспитатель: Предлагаю принять участие в небольшой инсценировке.
Моделирование ситуаций.
Родители принимают участие в инсценировании следующей ситуации: ребенок, играя разбил вазу.
*Покажите свою реакцию на эту ситуацию, если у вас в тот момент было прекрасное настроение.
— что бы вы сказали ему? Каким тоном?
(инсценировка ситуации родителями)
* смоделируйте свою реакцию на ту же самую ситуацию, если бы вы были чем- то подавлены, в мрачном расположении духа.
(инсценировка ситуации родителями)
Воспитатель: Все это позволяет нам сделать вывод о том, какое значение имеет душевное равновесие взрослого для эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребенка в семье.
Родители: Согласна/ Не согласна и т.д.
Анализ семейных ситуаций
Воспитатель: Как вы поведете себя в следующей ситуации?
1. Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется, а муж (жена) все-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж (жена) настаивает на своем.
Родители: В семье муж с женой не должны ругаться. Они должны принять общее решение.
2. Воспитатель: Муж (жена) наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столько серьезен, и вы начинаете играть с ребенком. Муж (жена) недоволен этим.
Родители: В семье муж с женой не должны ругаться. Они должны принять общее решение.
3. Воспитатель: Вам обоим нужно задержаться на работе, и некому побыть с ребенком. Вы считаете, что ваши дела важнее и это должен сделать муж (жена), но он (она) не соглашается.
Родители: В семье муж с женой не должны ругаться. Они должны принять общее решение или попросить своих родителей (знакомых) посидеть с ребенком.
5. Подведение итогов собрания, обмен мнениями.
Воспитатель: О чём мы сегодня с вами разговаривали?
Родители: О семье, о воспитании, о ребёнке и т.д.
Воспитатель: Обратите внимание, что на столе лежат два смайлика. Если вам понравилось собрание, то поднимите улыбающийся смайлик, а если нет, то сообветственно покажите грустный смайлик.
Родители: Понравилось / не понравилось.
Воспитатель: Большое спасибо за внимание!