(справочная выборка практических зацепок)
№ 1
Шаман требует, чтобы я не “набивал след” и подходил к его землянке каждый раз немного разными путями. Сам он неукоснительно соблюдает это правило, когда приходит в гости. Особенно его способность не оставлять следы поражает меня зимой. Когда я хожу вместе с Шаманом или вижу, как он приближается, всегда видна и его лыжня. Но если Шаман уходит или приходит незаметно, лыжни нет. Мои вопросы об этом сначала веселили Шамана, потом надоели ему, и он сказал, что в одиночку просто летает или “ходит более коротким путем”. Зная, что другого варианта ответа не будет, я прекратил спрашивать.
…
- Как это?
- Ворон летит вдоль лыжни и одним крылом касается снега. Жесткие перья оставляют такой след.
- Он сделал это специально?
- Я думаю, он пугал тебя. (Смеется.) Сплошной след лыжни очень смешон для Ворона.
- Откуда ты знаешь?
- Я сам - Ворон.
- То есть ты - как Ворон?
- Нет. Просто я - Ворон.
- То есть ты подобен Ворону?
- Повторяю для особо одаренных: я - Ворон.
- Ты бываешь иногда Вороном, иногда - человеком?
- Хватит задавать дурацкие вопросы. Все равно этот ответ ты не поймешь.
…
№ 2
Шаман говорит, что смотрит “волны льда”, хотя я всегда вижу только абсолютно ровную бескрайнюю белую плоскость. Шаман считает, что вся жизнь деревьев, льдов, людей, облаков является волнами, и иногда мы обсуждаем это.
- Жизнь - волна?
- Ты видишь, как вздымаются и опадают волны на море?
- Да.
- Горы - это такие же волны, только очень медленные. Ты можешь понять это?
- Наверное, могу.
- Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны. Сейчас волна одних народов на подъеме, других - на спаде.
- От чего зависят подъемы?
- От силы отдельных людей.
- Как узнать сильных людей?
- Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо от того, предвидел он их или нет. Другими словами: обстоятельства не разбивают его волну.
№ 3
Шаман общается с Духами очень редко, так как редко готов к такому общению. Без готовности общаться с Духами нельзя; неподготовленный человек раздражает их. Готовность он описывает как полную ясность сознания и полное освобождение от суеты[1]. В такие моменты он окуривает землянку смесью можжевельника, стланика и специальных для каждого Духа трав, ритмично танцует и поет низким голосом песню соответствующего времени и ситуации Духа. Выбор не за Шаманом. Сам разговор и цели общения Шаман мне не описывал, объясняя, что в моем языке нет пока терминов для описания такой практики. Шаман считает, что язык развивается вслед за практиками. Иногда я расспрашиваю его как знатока (эксперта) общения с Духами.
- Почему Духи помогают или не помогают?
- Духи помогают при определенных условиях.
- Каковы эти условия?
- Духи не помогут тебе ни в одном деле, которое ты смог бы сделать сам. Но если ты подвел свои дела к черте своих возможностей, действуешь на грани возможностей и дружен с Духами, они помогут тебе.
…
Обсуждая вопросы взаимодействия с Духами, Шаман утверждал, что именно мой язык мешает мне понять, что такое “Духи”. Когда я рассказал ему гипотезу лингвистической относительности и детерминизма[2], Шаман заявил что мой язык вносит ограничения и в саму гипотезу. Он считает, что ее следовало бы сформулировать и назвать гипотезой относительности практик, так как человек вообще не может говорить о том, что не практикует.
- Почему язык может меня ограничивать?
- Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.
- Из чего же он состоит?
- Из того, что ты о нем думаешь.
- Я спрашиваю о реальности.
- Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это - твоя единственная реальность.
- А как думать о другой реальности?
- Ты видишь летящую чайку и говоришь: “Чайка летит”. Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: “Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак”. Он это делает, такое понимание - часть его практики, и это - его реальность.
- А есть единая реальность для всех?
- Только на уровне совпадения практик.
№ 4
В чем никак нельзя заподозрить Шамана, так в сентиментальности. Он запросто мог поговорить с куропаткой и, окончив разговор, пообедать ею же. Раз я сказал ему, что предпочитаю охоту без общения, но Шаман лишь пожал плечами и напомнил о разведении кур и коров. И вдруг на окошке его хижины я увидел веточки в банке.
- В первый раз вижу среди тайги веточки на окне. Зачем?
- Зимы еще много. Часто нужны активные вещества
- Как ты их добываешь из веточек?
- Это - ольха. Суточного урожая пыльцы с семи сережек хватает на лекарство взрослому.
- Ты ешь эту пыльцу?
- Эта - горькая. И слишком сильна. Лес и так полон лекарств и витаминов. Зимой можно жевать стланик, почки березы, ольхи или шишечки. Пыльца - для мазей и смесей при лечении.
- Ты прочел это в книгах?
- Ни в одной книге не сказано о круглогодичном сотрудничестве с растениями. Для этого нужно долго прожить с ними
№ 5
предполагая, что он как - то влияет на больных. Ничего необычного в его внешности не было, но после лечения он, примерно в четверти случаев, был сосредоточен и даже грустен.
- Что заботит тебя после процедур?
- Не заботит, напоминает.
- Что?
- О том, как начал лечить.
- Можешь рассказать?
- Встретил однажды в городе знакомую по юности. Когда - то она была слишком красива, я а слишком застенчив. И не подходил к ней. При встрече ей было сорок, она выглядела плохо и была тяжело больна. Ночью проснулся, вспомнил про нее и вдруг понял, как полечить на расстоянии.
- Вылечил?
- Облегчил.
- Ты знал, где она находилась в тот момент?
- Не имеет значения.
- Зачем тогда больных привозят к тебе?
- Можно и без этого. Кто - то может рассказать, что - то показать. Но гораздо увереннее и лучше, когда вижу.
- Почему ты вдруг понял, как ее лечить?
- Очень сердечно пообщались. Воспоминание было тоже очень “сердечным”, и очень хотел помочь.
…
Наблюдая за общением Шамана с больными, я обратил внимание на “привязку” его действий к приливам и отливам, фазам Луны или Солнца, ветрам, камням, растениям, животным и рыбам. Предполагая, что Шаман использует какие - то местные потоки энергии и существ, я решил, что умения Шамана должны быть не универсальными, а “местными”.
- Ты мог бы лечить, например, жителя Украины?
- Не сразу. Надо пожить там, почувствовать воздух, воду, ритмы.
- Но врач лечит в любом месте.
- Я учился в Хабаровске и работал участковым. Медицина в кризисе.
- Что ты имеешь в виду?
- Сегодня врач - не целитель.
- А ты - целитель?
- Я не вмешиваюсь, если меня не просят. И я лечу не болезнь, а человека с его миром.
- Любой может лечить, если научится?
- Нет. Больной должен верить целителю.
- Что-нибудь, кроме сложившейся репутации, влияет на доверие больного.
- Репутация мало что значит. Главное - сила действий.
- Что это?
- Целитель должен быть уверен в том, что он делает.
- Откуда больной знает об уверенности целителя?
- Местные - стихийные герменевты, они сразу это чувствуют и не будут лечиться, если целитель не уверен. Да и ты можешь чувствовать.
- Мне говорили, что ты пляшешь с бубном и камлаешь.
- Довольно часто. Бубен, наверное, войдет в арсенал врачей будущего.
- Для чего?
- Большинство болезней присходит из - за рассинхронизации человека с его миром. Танец и песни с бубном помогают человеку снова синхронизироваться.
- Никогда такого не слышал. А как же вирусы, бактерии?
- Вирусы, бактерии, психосоматика - материальные проявления потери гармонии с миром.
- Но как бубен вводит человека в гармонию?
- На твоем профессиональном сленге это называлось бы вроде “настройка динамического стереотипа”.
20.07.1999
Шаман уверенно смешивает из своих заготовок, минералов, свежих растений, насекомых, морской и земной живности лекарства от болезней. Сотни, а может быть, и тысячи составов, которые никогда не повторяются.
- Откуда ты знаешь, что, то или иное вещество является лекарством?
- Все является лекарством или ядом в зависимости от дозы.
- Ну да, и водка?
- В малых дозах, начиная с капель и притирок, водкой можно многое лечить. В больших - сам знаешь.
- А откуда ты знаешь, что и как лечить ольхой, а что и как стлаником?
- Они сказали мне.
- Что - то мне они ничего не говорили.
- Твое сознание забито суетой. В этом состоянии ты не можешь ни спросить растение, ни услышать его.
- Как - то я могу начать практиковать с растениями?
- Береза может поделиться с тобой энергией, а ольха или осина - забрать часть плохой энергии. Но не увлекайся. Они могут забирать и нужную тебе энергию.
- А почему ты все время делаешь разные лекарства?
- Принципиально разных немного. Но одинаковыми они быть не могут.
- Почему?
- Чудак - человек. Я же лечу разных людей, в разные дни, при разной погоде, Луне, море...
№ 6
Солнечные склоны в крутых распадках уже хорошо прогреваются днем. Появились проталины. На них сухо, так как вода моментально стекает с крутого склона. Высокая, желтая с осени трава и множество кустиков с прошлогодней брусникой. Я так увлекся брусникой, что подскочил на месте, когда молчавший неподвижный Шаман вдруг спросил:
- Что ты говорил о “жестокой борьбе за существование”?
- Ну, в столь суровых условиях нужно бороться за выживание.
- Имей в виду: как только начнешь бороться - это первый шаг к смерти.
- А не бороться, так сразу замерзать?
- Не бороться и не замерзать. Просто действовать в гармонии с окружающим миром.
- Как?
- Не противопоставлять себя Природе, даже не думать об этом. Природа всегда тебя победит.
- Но без напряжения сил не обойтись.
- Обойтись. Старайся делать то, что нужно, “по течению” дня, часа, мига.
- Но как?
- Начни, старайся чувствовать и поймешь.
№ 7
Изрезанная береговая линия и сопки создают множество небольших водоразделов, по каждому из которых стекают ручьи. Шаман ходит с котелком и кружкой от ручья к ручью, пробует воду на вкус, глядит на свет. Я тоже пробовал. На вкус вода чуть - чуть различается, но определяешь это не сразу, лишь на третий - четвертый после прихода из города. Шаман говорит, что за четыре дня меняется заметное для самого человека количество воды и солей в организме. И сам знаю: первые три дня в городе замечаешь, что вода в кране из застойного водохранилища, хлорирована и проходит по ржавым трубам. Потом перестаешь замечать.
Когда привыкнешь к чистым горным ручьям, если сосредоточиться, замечаешь, что в одном ручье вода чуть горчит, в другом чуть - чуть щиплет, в третьем - необыкновенно вкусная. Это объясняется разным солнечным, лунным и звездным режимами ледников и ручьев, разным составом торфяных болотец на вершинных плато и минеральным составом горных толщ, через которые вода с ледников и болотец фильтруется.
“Вкусную” воду мы используем для чая или ухи, другие Шаман использует для своих снадобий.
- Какое значение имеет вода для лекарств?
- Вода совместима с травами и с человеком. Например, стараюсь делать отвары и настойки на той воде, на которой растение и выросло.
- Что это дает?
- Так лучше восстанавливаются свойства растения. Как кровь вливать - своя лучше донорской.
- Так просто. Почему официальная медицина это не использует?
- Использует частично. Сам прописывал больным разные минеральные.
- А для трав в аптеках?
- Где, кто, как, когда собирал эти травы? Может даже травы мучились при этом.
- Но горожанин не может сам собирать.
- Тогда лучше талую. Она во немножко похожа похожа на весеннюю.
- А как сделать, чтобы травы не мучились при сборе и сушке.
- Нужны специальные говоры.
- Научи меня.
- Не запомнишь без долгой практики. Пока просто проси прощения, объясняй, что не все выкашиваешь, и что-для чего нужно. Обязательно оставляй достаточно травы на развод и выполняй обещанное.
- Как влияет выполнение обещаний?
- Иначе травы, горы, море и все - все сделают тебе “предъяву”. (Шаман улыбнулся, но улыбка относилась только к термину).
№ 8
В некоторых рассказах Шамана временная последовательность событий нарушена. Например, муравьи начинают жить и действовать в его землянке[3] еще до того, как он ее построил. Мои замечания не смущают Шамана, он игнорирует их, или они его смешат. Он считает, что его рассказы вполне правильны, а моя концепция времени примитивна.
- Как это понимать: “обратная временная реакция”?
- Твоя наука[4] еще до этого не дошла.
- Может ты объяснишь мне?
- Время окружает человека, как твои руки паука.
- Не понимаю.
- Люди думают, что сегодня они реагируют на вчерашнее.
- Правильно.
- Наполовину. Половина их реакций - на завтрашние события.
- Но человек не знает, что будет завтра.
- Умом не знает, а реакциями знает.
- То есть завтрашний день предопределен?
- Нет. Просто время окружает тебя сзади и спереди, справа и слева.
- Не понимаю. Я что, могу болеть сегодня от того, что съем завтра?
- Это – вряд ли. Редко. Тело не так чувствительно, как эмоции. Но ты можешь печалиться сегодня из – за завтрашних событий.
- Человек может чувствовать будущее?
- Чувства не подчинены социальному календарю.
- Не понимаю.
- Ты можешь годами не стареть: календарное время идет, а время чувств – нет. Ты можешь постареть на годы за дни: время чувств будет обгонять календарное время. И ты можешь помолодеть, если время чувств идет назад, хотя календарь идет вперед.
- Но где логика?
- Если ты поймешь, что время кружится, то это очевидно.
- Как время кружится?
- Как метель.
- Ты все это всерьез?
- Говорю же, ваша наука[5] еще до этого не дошла.
- А откуда ты узнал?
- От тех существ, которые, по – твоему, не существуют.
- Человек может как - то повернуть свое время назад, помолодеть?
- Существует практика, но она тебе недоступна сегодня.
- Что за практика?
- Нужно глазами повернуть назад весь калейдоскоп восприятия.
- Но человек не может помнить все воспринятое.
- Нужно не поворачивать воспринятое как видеозапись, а повернуть игру света. Тогда некоторый период твое время будет идти назад, а опыт сохраняться.
- Не понимаю, о чем ты.
- Говорю же, тебе эта практика сегодня недоступна. Ты не имеешь соответствующей концепции.
- Ты можешь мне рассказать эту концепцию?
- Нет. У тебя не хватает освоенных практик.
- Почему без практик я не могу понимать новых концепций?
- Некоторые можешь. Но в этом случае слишком большой разрыв. Концепция практики - это ее часть. Ты не можешь начать строить дом с крыши.
№ 9
Подкладывая ветки в костер, я обратил внимание на одно из действий готовившего “стол” Шамана. Он вынул из пакета вареное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части. Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой - то особой сноровке Шамана.
- Ты часто раскалывал так яйца?
- Не припомню. Да ты и не часто их приносишь.
- А как ты научился их так ровно раскалывать?
- Не учился. Придет же такое в голову.
- Но как ты их колешь?
- Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)
- В чем секрет?
- У нас разные действия.
- В чем разница?
- Когда действую я, я действую целиком. А ты - частями.
- Какими частями?
- Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья - вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.
- Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.
- Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.
- Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты?
- Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца - коли яйца, а не лови ворон.
- Но как?
- Начни это.
№ 10
Оказывается, я долгое время не обращал внимание на часто произносимую Шаманом фразу “настало время”. Настолько не замечал, что ее почти нет в моих записях. “Вдруг” сегодня эта фраза стала выпуклой, заметной. Стало понятно и то, что фраза эта и раньше произносилась в определенных ситуациях: “настало время сменить настои трав”, “настало время изменить порядок лечения”, “настало время прекратить лов”....
- Почему время идти по грибы “настало”?
- Все имеет свой ритм, надо его чувствовать.
- Вчера мы не собрали бы грибов?
- Собрали бы меньше и с затруднениями.
- То есть результата все же можно добиться и не чувствуя ритма, если приложить больше энергии?
- Далеко не всегда.
- Почему?
- Помнишь задачку? Одна женщина может родить за девять месяцев. За какое время могут родить девять женщин?
- В жизни человека много ритмов, которые нельзя обойти?
- Много. Не знаю всех.
- Что будет при искусственном ускорении этих ритмов?
- Простое разрушение. Многие люди так и разрушают сами свои дела, отношения, здоровье.
- Но социум часто заставляет человека ускоряться.
- Поэтому многие долгожители живут не в ритме социума.
- Человек стареет и разрушается от искусственного ускорения?
- Человек стареет оттого, что не изменяется вслед за изменением ритмов и отношений окружающего мира. Рассогласование ведет к дисгармонии, а она - к разрушению.
№ 11
Шаман очень расчетлив, поэтому, практика, заставляющая его доверяться случаю, должна быть очень важна.
- Что ты делаешь в это время?
- Соответствую идее самого себя.
- Что за “идея себя”?
- Есть идея каждого человека: Иванова, Петрова, тебя, меня. И есть реальные воплощения: Иванов, Петров...
- И что?
- Чем больше реальные Иванов - Петров отличаются от своей идеи, тем больше они разрушаются.
- При чем здесь идеи?
- Идеи неразрушимы, они вне времени и пространства.
- Как это?
- Например, идея Платона о мире идей. Платона давно нет, а идея есть. Где она? Когда? В тебе, мне, в московском профессоре философии, в Платоне? Вне времени и вне пространства.
- Идеи Иванова - Петрова тоже вне времени и пространства?
- Конечно. Поэтому они неразрушимы.
- Человек может быть неразрушим, соответствуя своей идее?
- Этого не знаю. Но, конечно, такой человек намного дольше сохранит форму, чем обычный.
№12. [6]
Анализируя записи, обратил внимание на аспект гармонизации человека с внешним миром. Шаман не раз указывал на это, когда рассказывал о смысле камлания с бубном, распорядках, неизвестных животных и характере действий человека. Угадывая за такими рассказами наличие концепции, я подготовил и запомнил список вопросов.
- У человека какой - то ограниченный ритм?
- Скорее набор или участок спектра ритмов, как участок цветового спектра.
- Чем это обусловлено?
- Телом.
- А ум, чувства?
- Представь себе механический манипулятор, который может двигаться с частотой пять раз в секунду. Он и должен получать не больше пяти команд в секунду. Если он получит десять противоположных команд, будет просто дрожать.
- У других животных другой ритм?
- Если другое тело.
- Возможно как - то ускорить обычный человеческий ритм?
- Без специальной практики ты просто разрушить себя.
- А замедлить?
- Можно, но в безопасном месте. Иначе, ты, например, попадешь под автомобиль или под движение ледника.
- Медитирующие йоги замедляют ритм?
- Я знал немного йогов. Похоже на то. Но не осознают, у них другое понимание.
- А время?
- Правильно чувствуешь. Твое время тоже замедлится.
- А остановить его можно.
- Принципиально, да. Но так ты можешь просидеть века Буддой, сфинксом, или еще каким-нибудь чудом. И попадешь под ледник или потоп.
- Научи меня замедляться.
- Пятый десяток, а все учителя ищешь. Одна маленькая практика тебе доступна сегодня.
02.01
До сих пор Шаман ничего мне не показывал. Я и не рассчитывал на это после завтрашнего разговора. Но я должен был спросить.
- Ты рассказывал про ускорение. А сам можешь?
- Практиковал.
- Покажешь.
- Смотри. (Шаман исчез и в тот же момент похлопал меня по плечу сзади.).
- Я не ожидал. Ничего не заметил.
- Так и должно быть. (Шаман захохотал.). Ты и не можешь заметить ничего вне своего спектра ритмов. Иногда лишь смутное мелькание в воздухе.
- Ты мог стать чемпионом по боксу или каратэ!
- Хочешь стать чемпионом детсада?
- Мне трудно сравнить. Научи меня.
- Нет. Твое тело недостаточно прочно.
- Научи готовить тело.
- Завтра покажу одну маленькую практику.
03.01.
Показанное Шаманом упражнение было набором скорее медленных и монотонных движений, чем быстрых и резких. Через полтора часа я устал и физически, и психологически - монотония доконала.
- Сколько мне делать такие упражнения?
- Для укрепления тела хорошо бы, если бы ты мог продолжать их два - три дня без перерыва?
- И не спать?
- Без перерыва.
- Но человек не может столько работать и не спать.
- Не работать, жить в этих упражнениях. Если это удастся, спать тебе не понадобится. Только болевые ощущения в связках или мышцах смогут остановить тебя. Но в следующий раз ты сможешь дольше.
- Как это дает силу или скорость?
- Тебе рано. Осваивай ритмичные упражнения.
- Что это даст?
- Древний чукча убивал дикого оленя без стрел, ножом. Он просто долго бежал за ним, пока олень не падал. Человек не быстрее и не выносливее оленя. Он может быть более ритмичным.
- Как долго нужно было бежать?
- Это не имело значения. Имело значение состояние, похожее на транс, которое ты можешь понять с помощью упражнения.
- А без транса?
- Подвернешь или сломаешь ногу.
- Все так могли?
- Любой молодой охотник с здоровыми ногами.
- Был какой - то ритуал, практика?
- Как у всех народов мира. Охотник просил прощения, понимая, что и его когда - то догонит судьба, и наносил смертельный удар.
№ 13
- Возьму что-нибудь легкое на память.
- Думаю, что твоя городская квартира и так забита хламом.
- Да. Откуда ты знаешь?
- Ты годами таскаешь “что-нибудь на память”, и, наверное, это уже мешает тебе жить.
- Не нужно ничего брать?
- Бери то, что нужно. А “на память” приучай работать память.
- Но предмет может вызвать воспоминания и “оживить” их. Студентов учим, что предмет - внешняя опора воспоминаний.
- Воспоминания могут “забить” твое сознание, как хлам квартиру.
- Люди дорожат своими воспоминаниями.
- Я говорю не о том, что само запомнилось, а о том, чтобы ты не наращивал объем воспоминаний искусственно.
- Есть целая культура организации воспоминаний: фотографии, видео, сувениры...
- Куда, зачем и какой багаж впечатлений тащит твое сознание?
- В каком смысле?
- Память нужна человеку не для прошлого, а для будущего. Не заполняй ее искусственно, это может помешать продвигаться в будущее.
№ 14
Снег сошел уже недели четыре, и летное поле цвело поверх буйной молодой зелени ковром синей незабудки, белой пастушьей сумки, неизвестных мне сиреневых, красных и желтых цветов. Тонкий запах цветов, ярко - синее до фиолетового оттенка небо, полукольцо черно - синих гор со сверкающими снегом вершинами, мирное жужжание шмелей и порхание бабочек в сочетании с железной взлетной полосой, сохранившей какой - то дух тех суровых лет, подействовали на меня особым образом: день был так прекрасен и так трагичен, что любое действие было бы бессмысленным лукавством. Я просто лег на нагретые солнцем травы и полосы, положив руки под голову. Шаман глянул на меня и молча удалился к невысоким строениям на краю аэродрома. Очень высоко, наверное, уже в тропосфере, парила одинокая белая птица, и я “ушел” за ней. Не спал и не бодрствовал, а как - то “впитывал” красоту и трагичность, бесконечность и мимолетность этого мира. Через несколько часов спокойствие и ясность Шамана стали понятны мне.
- Теперь я понял про бесполезность “предметов на память”.
- (Шаман кивнул).
- Спасибо тебе.
- Не за что. В городе нельзя постоянно находиться в этом состоянии.
- Почему?
- Многие окружающие будут неосознанно пытаться взбаламутить тебя.
-???
- Это также естественно, как кинуть камень в спокойную воду. Большинству городских необходимо везде обозначать свое присутствие.
- У себя в квартире я могу это практиковать?
- Конечно. Но потом, чтобы заняться городскими проблемами, тебе будет необходимо волевое усилие.
- Зачем вообще людям нужна эта социальная суета?
- А где же человек может развиться до уровня контроля над собой?
- Мне кажется иногда, что социальные связи мешают развиваться, расти.
- В чем-то мешают расти, в чем-то - опуститься. Неустойчивому социальные связи необходимы.
№ 15
- Любому человеку со временем надоедает чем - либо заниматься.
- При чем здесь аэродромы?
- Человек как самолет. (Смеется.) Летит - летит, потом ему нужно сесть и заправиться.
- Человеку нужно поесть? (Смеемся вместе.)
- Когда тебе надоедает заниматься каким - либо делом, ты или бросаешь его, или делаешь волевое усилие для продолжения.
- Естественно.
- Беда в том, что ты и бросаешь дело, и делаешь усилие неосознанно.
- Обычно я заставляю себя осознанно.
- Ты когда-нибудь делал выбор: “Бросить или сделать волевое усилие?”
- Нет, но я понимал необходимость продолжения.
- Необходимость - не выбор. Даже не совсем волевое усилие. Выбор делается без необходимости. Ты делал такой выбор?
- Трудно сказать.
- Выбор без необходимости сделать волевое усилие и есть аэродром подскока в твоих делах. Без него твой “самолет” не улетит дальше обычного радиуса.
- Чтобы развиваться нужны волевые усилия?
- Для дел. При развитии человека волевые усилия бывают и вредны?
- Как это?
- Когда человек напрягается, он становится жестче, консервативнее.
- Для развития себя нужно расслабиться?
- Разрешить себе изменяться, расти, понимать. А уж с этим или расслабиться или собраться - по ситуации.
№ 16
- Тебе никогда не хочется опереться на чье - то мнение, опыт, авторитет?
- Не боишься загрустить?
- Почему?
- Задаешь такие вопросы.
- Пожалуй, боюсь, но не слишком.
- Тогда отвечу. Маленькому ребенку нужны родители, подростку - товарищи, юноше и молодому мужчине - своя группа, семья, работа, государство.
- А взрослому мужчине?
- Как ты думаешь?
- Но он опирается на государство.
- Обычно государство опирается на нескольких взрослых мужчин, если, конечно, они есть и хотят подпереть.
- Значит...
- Именно, когда ты действительно взрослый - действительно не на кого опереться.
- Действительно, грустно. (Вместе усмехнулись игре слов.)
- Когда привыкнешь, увидишь новый горизонт.
…
- Новая перспектива развеивает грусть?
- Проще. Ты сможешь пойти своей дорогой только тогда, когда тебе не нужно опираться на других.
- Многие люди идут своей дорогой?
- Нет.
- Почему?
- Когда они смогли бы это делать психологически, они, как правило, настолько слабы физически, что нуждаются в помощи других: родни, общества.
- Наверное, много и здоровых?
- Нет. Слишком от многого нужно отказаться, а человек может это довольно поздно. Он и сам изобретает себе путы?
- Какие?
- Пока он здоров, он думает, что дети и внуки нуждаются в нем.
- Так действительно (опять усмехнулись) бывает.
- Редко. Просто он изобретает услуги, от которых они не отказываются. И (смеется) действительно благодарны.
- Человек, который все же пошел своей дорогой, обязательно должен жить отшельником?
- Нет. Но у него должен быть свой берег сокровищ.
- Аллегория?
- Конечно. У него должна быть внутренняя территория, недоступная другим.
- Туда выносит жизнь всякий хлам, как на вчерашний берег?
- Без этого не бывает. (Смеемся). Но есть там и много ценного.
- Если пустить туда другого, он соберет все ценное?
- Полбеды, если так. Может еще и нагадить. Твой Берег Сокровищ должен быть полностью недоступен другим.
№ 17
28.06
Выйдя из - за скалы, мы встретились взглядом с медведем, стоящим на большом валуне посреди потока. Наверное, шум потока и помешал ему услышать нас. Судя по всему, мишка ждал горбушу и явно скучал. Я не слишком тревожился рядом с Шаманом, но когда медведь шагнул по воде навстречу, потянул с плеча ружье.
Справа высоко закричала вылезшая из скал огромная, величиной с лошадь, злобная крыса. Она решила, что мы вместе с медведем угрожаем ее детенышам. Крик был столь яростен, агрессивен и безнадежен, что я почувствовал оцепенение. Скосив глаза, я увидел эту обезумевшую от страха и ярости тварь в полуметре от себя, на том месте, где только что был Шаман. Монстриха игнорировала меня, и все ее внимание было направлено на улепетывающего медведя. Я глядел на крысу не в силах оторвать глаз, когда крик прекратился, и на месте крысы возник Шаман. Не крыса превратилась в Шамана, а просто он оказался вместо нее.
Почувствовав, что по коже стекает струйка слюны, я, с усилием двинув челюстью, закрыл рот.
- Что это было?
- Я побеспокоился о тебе и медведе и прогнал его.
- Ты чуть - чуть не прогнал и меня.
- Это вряд ли. Крик был направлен в переносицу мишки.
- Как ты превращаешься?
- Никак не превращаюсь.
- Но я явственно видел ужасающую крысу.
- Ты испугался от неожиданности, и твое восприятие сформировало образ твари, которая могла бы так орать.
- Да уж, крик нечеловеческий. Где ты этому научился?
- В одном кружке в Подмосковье.
- Москвичи могут такие штуки?
- Вряд ли это был москвич. Этот человек - мой ровесник или чуть младше. Он говорил, что учился этому у бушменов в Австралии.
- А ты чему его научил?
- Ничему. Он учил за деньги. Москва и не таких ломала.
- Ты часто пользуешься этим?
- Второй раз.
- А что была за ситуация в первый раз?
- В конце семидесятых в Липецке. Там есть такое место, кажется Каменный Лог или Карьер. На нас со знакомой набрела какая - то банда.
- Ты справился с ситуацией?
- Не идеально. Террористы сбежали, но и она с тех пор избегала меня.
- Удивительно. С чего бы? (Смеемся). Никогда не подозревал о таких умениях. Это секретное знание с Берега Сокровищ?
- Нет.
- Ты можешь меня научить?
- Если ты сможешь спрашивать.
- А как я смог бы спрашивать?
- Мы много общаемся, и ты постепенно обучаешься кое - каким практикам.
№ 18.
“Володя”, - окликнул меня голос однокурсницы, в которую был больно и неуправляемо влюблен. Боль давно прошла, и самоконтроля побольше. Но голос раздался так неожиданно, так тепло, что я дернулся и оглянулся. Плеснувший на руку из кружки горячий чай вернул к реальности.
За спиной уходили вверх крутые обледенелые скалы, впереди до горизонта простиралось замерзающее море. Кое - где волна еще колыхала мелкие лепешки льда и шугу. Следующая волна стала выдавливать воздух в многообразные трещины и улитки между льдинами. На этот раз лед крикнул несколько раз протяжно, пронзительно и насмешливо. Он как бы торжествовал, что так удачно меня “зацепил”. “Развлекаешься”, - усмехнулся я в ответ и поймал себя на том, что всерьез разговариваю с льдом как Шаман. Настало время обсудить это.
- Как ты говоришь с льдом?
- Отвечаю на его вопросы и спрашиваю.
- Он знает тебя?
- Уже знает и тебя.
- Но он же меняется каждый год.
- Не совсем так. Для него смена подобна реинкарнации, только он помнит предыдущее. Новый, но тот же.
- Почему он помнит?
- Структура его кристаллов остается в воде неизменной.
- Что можно спросить у льда?
- Все. Но он будет просто пищать или трещать, если ты не нравишься.
- Как ему понравиться?
- Льду нравятся люди, подобные ему.
- Как человек может быть подобен льду?
- Энергия человека и льда - вихрь, стихия. Попробуй почувствовать. Лед не жестокий, но очень жесткий, и очень насмешлив, не терпит сантиментов и фальши.
- Но я не такой.
- Когда ты идешь днями один по льду, ты собран, сконцентрирован, тверд. Ты - такой. У костра ты расслабился, и лед подшутил над тобой.
06.11
Сижу на скамейке Шамана и пытаюсь увидеть волны льда. Нет уверенности, что вижу.
Лед отвечает на вопросы как Шаман. Не сразу, через несколько часов или дней. Возможно, на ряд вопросов он ответил, когда я уходил греться или спать. Для диалога нужно многие часы сидеть на скамейке. Элементарно замерзаю. Шаман говорит, что я мерзну, так как не могу сидеть в полной неподвижности. Он одет полегче, но сидит сколько хочет.
- Что можно спросить у льда?
- Пока можешь просто говорить вопрос. Что угодно.
- Но это глупо. Сижу в сотнях километров от людей и вслух задаю льду вопросы.
- Начни с этого. Или ничего не делай, тогда ничего не будет.
- Может быть, когда долго слушаешь шумы, воображение само формирует из них ответ?
- Отчасти. Лед не хочет говорить твоим языком. Он формирует энергию ответа, а уж она гоняет воздух в звук. В звуке услышишь ответ, если готов.
- Может это не лед отвечает, а мы сами?
- Смотри (Шаман что - то прокричал криком, похожим на усиленный крик огромной чайки.).
Лед ответил сразу же серией уходящих вдаль и вновь приблизившихся криков.
…
Лед внушает тревогу. Раньше ходил по зимнему льду безбоязненно. Тут и танковая дивизия пройдет. Но сейчас.... Лед может разозлиться или захочет поиграть. Или, наоборот, обнять. Шаман смеется над опасениями.
- Лед делает, что хочет?
- В определенных пределах.
- Он может утопить меня?
- Кто ты такой, чтобы лед пошевелился.
- Но ответил же тебе сразу.
- Могу говорить на языке его энергий. Льду скучно, он отвечает. Но не пошевелится и ради меня.
- Как ты научился его языку?
- Не язык. Энергия высказывания. Я облекаю смысл высказывания в энергию звука, близкую звукам льда.
- Как хотя бы что - то понять об этой энергии?
- Боюсь, в нынешнем состоянии у тебя непреодолимое препятствие?
- Хотя бы о препятствии?
- Твой ум настолько недисциплинирован, что отвлекается от льда, даже когда ухо зачешется. А нужно, чтобы он не отвлекался из - за холода.
- Если я не буду отвлекаться на холод, я себе что-нибудь отморожу.
- Если ты действительно забудешь про холод, его не будет.
№ 19
Оттепель. Крупными хлопьями идет снег и медленно тает на одежде или ветвях. После тяжелого перехода сижу на скамейке для наблюдения за льдами с закрытыми глазами, улавливая приятное ощущение таящих на лице снежинок. Шаман молча сидит рядом. Открыв глаза наблюдаю, как он долго внимательно рассматривает снежинки, на своей рукавице.
- В детстве тоже любил рассматривать снежинки.
- В детстве мы все многое чувствовали, почти знали.
- Что мы знали про снежинки?
- Мы чувствовали что в миллионах их узоров может быть есть ключ к пониманию всего мира. Это завораживало.
- Действительно есть какой - то ключ?
- Узоры снежинок, кристаллы льдов и все кристаллы устроены также, как ты или я. Разглядывая кристаллы, многое узнаю о людях.
- В каком смысле?
- Твое тело состо