Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
“Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова”
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России)
Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики
Самостоятельная работа
“Индивидуальные особенности памяти”
Выполнила:
Студентка 2 курса 2 группы
Фармацевтического факультета
Мазнева Елена Романовна
Проверил:
Старший преподаватель
Шалимова Елена Николаевна
Рязань, 2022
Теоретическая часть.
Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия)
Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание: Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов.
Они должны отвечать нескольким условиям:
1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).
Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.).
Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь
Методика проведения исследования: Испытуемому зачитываю инструкцию. После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Вывод: кривая возрастает.
Вывод: Испытуемый производит наибольшее количество слов вначале, затем всё меньше.
Вывод: Испытуемые запоминают первые и последнее слова. Тоже самое характерно для неврозов.
Серии | море | книга | обои | друзья | брат | деньги | кран | кровать | лев | шанс |
+ | + | + | + | |||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | |||
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Час | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Вывод: Кратковременная память: 10 слов; Долговременная память: 10 слов.
Вывод: Кривая схожа с кривой запоминания здорового человека.
Вывод проделанной работы: исследована одна из методик, основанных на изучении параметров памяти, изучена методика “10 слов” А.Р. Лурия.