1. Конспектирование первоисточников.
2. Словарная работа над основными понятиями учебного модуля.
3. Индивидуальное творческое задание:*
а) Природа и сущность человека. Различные философские подходы.
б) Представления о человеке в христианской философии.
в) Философия русского космизма о сущности человека.
г) Специфика понимания личности в различных видах культур.
д) Философские основания современной концепции личности.
е) Личность и ее свобода в зеркале мировых религий.
ж) Проблема генетической предопределенности человеческого поведения.
з) Человек многомерный. Аксиологическое измерение человеческой деятельности.
и) Долгосрочные перспективы человеческого рода.
к) Творец и творчество: человек перед необходимостью Свободы.
л) Смыслы идеи бессмертия.
м) Бессмертие: иллюзия или реальность.
н) Смерть как условие бессмертия.
о) Глобализация: объективная необходимость общечеловеческого развития или корыстная политика?
п) Проблема человека в информационном обществе.
р) Массовая культура как угроза самоидентичности человека.
Основная литература
1. Аблеев С.Р. Основы философии: вводный курс. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ТОН-Остожье, 1999.
3. Введение в философию. Учебник для ВУЗов под ред. Фролова. В 2 т. М.: Политиздат, 1989, 1990.
4. Иконникова Г.И. Философия: учебник. / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2007.
5. Кармин Философия: учебник. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
6. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие. – 17-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002, 2008.
7. Кошарный В.П. Философия: предмет и основные исторические типы: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2010.
8. Марков Б.В. Философия для бакалавров и специалистов: стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011.
9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1998, 2003.
10. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1999, 2001, 2002, 2008.
11. Философия: учебник. / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, 2010.
12. Философия: учебник / под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005, 2008, 2009.
13. Философия: в 2-х ч: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. / под ред. В.П. Кошарного – Пенза: Изд-во ПГУ, 2005.
14. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие. / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Справочная литература
1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006.
2. Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Бабина В.Н. Самостоятельная работа студентов при изучении философских дисциплин: методические указания. Пенза: Изд-во ПГУ, 2009.
3. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Ин-т философии РАН. – М.: Мысль, 2010.
4. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова, 6 изд. М.: Политиздат, 1991.
5. Философский энциклопедический словарь. / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА, 2009.
Электронный ресурсы
1. Архив классической философской литературы https://abuss.narod.ru/Biblio/philo_zip.htm
2. Сайт ИФ РАН https://www.philosophy.ru
3. Официальный сайт философского факультета МГУ https://philos.msu.ru
4. Российская национальная библиотека https://www.nlr.ru/
5. Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина https://www.rsl.ru/
6. Философский портал https://www.philosophy.ru
7. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» https://www.humanities.edu.ru
8. Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/
9. Библиотека Русского гуманитарного интернет – университета https://www.i-u.ru/biblio/
10. Библиотека Гумер https://www.gumer.info/
11. Цифровая библиотека по философии https://filosof.historic.ru/
12. Библиотека Максима Мошкова: философия https://lib.ru/FILOSOF/
13. Институт философии и права Сибирского отделения РАН www.philosophy.nsc.ru
14. Национальная философская энциклопедия https://terme.ru/
15. Электронная библиотека по философии: https://filosof.historic.ru
16. Электронная гуманитарная библиотека https://www.gumfak.ru/
17. Britannica - www.britannica.com
18. Stanford Encyclopedia of Philosophy https://plato.stanford.edu/
19. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) https://www.iep.utm.edu/
20. Философско-литературный журнал «Логос» www.ruthenia.ru/logos
Дополнительная литература
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1988.
2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М.: Academia, 2001.
3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с франц. М., 1992.
4. Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 2007.
5. Губин В.Д. Философская антропология. – М.; СПб.: Per Se: Университетская книга, 2000.
6. Гуревич П.С. Философская антропология. – М.: NOTA BENE, 2001.
7. Гуревич П.С. Философское осмысление человека // Человек и общество. – М., 1992.
8. Ильенков Э.В. Что же такое личность? / Философия и культура. М., 1992.
9. Кириленко Г.Г. Проблема человека в марксистской философии. – М., 1991.
10. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.
11. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб, 2001.
12. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.
13. Моуди Р. Жизнь после жизни. - М., 2009.
14. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988.
15. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти бессмертии: В 2 кн. / Сост. П.С. Гуревич. – М., 1991–1995.
Первоисточники
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
2. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. – М., 1995.
3. Бубер М. Я и Ты. М., 1994.
4. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. – С. 23–92.
5. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: REFL-book, 1994.
6. Тейяр де Шарден П. Феномен Человека. – Москва: Наука, 1987.
7. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
9. Франкл Дж. Неизведанное Я. – М., 1998.
10. Фромм Э. Человек для себя. М.. 1992.
11. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
12. Шелер М. Избранные произведения. – М., 1994.
13. Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991. – С. 205–222.
Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:
В результате освоения модуля студенты должны
ЗНАТЬ:
1. Основные понятия: философская антропология, человек, индивид, личность, индивидуальность, антропогенез, антропосоциогенез, антропоцентризм*, гуманизм*, свобода, ответственность, смысл жизни, бессмертие*.
2. Основные проблемы философской антропологии.
3. Особенности философского подхода к рассмотрению человека*.
4. Основные теории происхождения человека.
5. Сущность трудовой теории происхождения человека*.
6. Варианты решения проблемы сущности (природы) человека в истории философии*.
7. Роль биологических и социальных факторов в развитии и существовании человека.
8. Структуру личности.
9. Социальные типы личности*.
10. Факторы развития личности.
11. Различие физического, социального и духовного «Я»*.
12. Структуру деятельности*.
13. Основные формы деятельности человека*.
14. Классификацию потребностей и интересов*.
15. Роль потребностей и интересов в детерминации человеческой деятельности*?
16. Виды свободы.
17. Соотношение свободы и необходимости в жизнедеятельности личности.
18. Варианты решения вопроса о возможных путях обретения бессмертия*.
19. Варианты решения проблемы смысла жизни в истории философии.
20. Основные проблемы современной антропологии.
21. Пути преодоления кризиса личности в ХХI веке.
УМЕТЬ:
1. Обобщать, анализировать и воспринимать информацию из различных источников.
2. Различать и соотносить между собой понятия индивида, индивидуальности и личности.
3. Критически осмысливать главные антропологические идеи в истории философии*.
4. Выявлять сущностную взаимосвязь смысла жизни и смерти.
5. Ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме.
6. Логически верно, четко и ясно излагать теоретический материал модуля.
7. Использовать базовые знания в области гуманитарных наук
ВЛАДЕТЬ:
1. Навыками публичного выступления.
2. Компетенцией гражданственности (знанием и соблюдением обязанностей гражданина; свободы и ответственности).
3. Мировоззренческо-методологической основой анализа социальных явлений и процессов исторического и социально-политического характера.
Тема 10