Социальная адаптация и ее особенности у детей-сирот




В процессе развития личность постоянно осваивает определенную социальную среду. Первой фазой вхождения личности в социокультурную среду, фазой активного усвоения действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности является адаптация.

Термин «адаптация» впервые появился в XIX веке. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где обозначал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действию раздражителей. Затем его стали применять к различным сторонам жизнедеятельности организмов, и даже к личности человека и его поведению в коллективе.

В широком смысле слова адаптация – это приспособление к условиям окружающей среды. Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями, и интересами.

Понятие "социальная адаптация" трактуется учеными по-разному.

Так Л. В. Мардахаев определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [23, c. 81].

По мнению И. С. Зайцева, социальная адаптация в коллективе предполагает включение человека в сложную систему общественных отношений, требующую от него определенной перестройки поведения и деятельности. То есть это выработка нового образа жизни в измененной среде, в ином виде деятельности, в другом коллективе.

Согласно Д. В. Ольшанскому, социальная адаптация – это вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого согласовываются их взаимные требования и ожидания [32, c. 12].

С.Л. Колосова выделяет два типа социальной адаптации:

1. Прогрессивный тип.Он характеризуется достижением единства интересов, целей подростка и социальной группы, в которую он попал. За счет этого единства интересов и целей жизнь в данном коллективе, принятие установленных в нем норм воспринимаются как важнейшее условие раскрытия своих возможностей.

2. Регрессивный тип.Проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности. Это ведет к созданию проблемных ситуаций и отнимает у подростка возможность самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство общественного признания и собственного достоинства.

Формы социальной адаптации по Э.Г. Эйдемиллеру:

Активная адаптация. При активной адаптации, индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, а также строит свою деятельность и отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко формируются новые разнообразные цели, главной из которых становится полная собственная реализация в новой социальной среде. Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широк. В итоге этот уровень адаптации ведет к гармоничному единству с новыми людьми, с собой и миром.

Пассивная адаптация. Индивид принимает нормы и ценности, по принципу «Я — как все», но не стремиться что-либо изменить, даже если это в его силах. Пассивная адаптация проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения и решаемые проблемы достаточно узки, по сравнению с активной адаптацией.

Дезадаптация - самая неблагоприятная форма адаптации, характеризующаяся отсутствием целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, а также, что немаловажно неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействие им. Может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в классе, группе). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления, комфортного самочувствия в ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени. Воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в той или иной ситуации, обстановке, так как для этого необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления в поведении ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей.

Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и

лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она — показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников [23, c. 82-83].

Таким образом, социальная адаптация - это процесс включения личности в новую социальную ситуацию, постоянный процесс активного приспособления к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации ребенка и от возможностей их достижения в социальной среде. Важный аспект социальной адаптации - принятие социальной роли, норм и ценностей новой социальной среды. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает себя и свои социальные связи.

С поступлением ребенка в детский дом, в его привычной жизни и окружении происходит множество изменений, к которым необходимо привыкнуть. Многим детям сложно адаптироваться к большому числу сверстников. Причиной этого может служить повышенная тревожность.

Мнения ученых в определении понятия "тревожность" так же расходятся. Впервые о тревожности заговорил З. Фрейд в 1925 году. Он использует термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги» для описания «свободно витающей», разлитой тревожности.

В широком смысле, тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с чувством опасности.

Ряд авторов-психологов связывают появление тревожности с возникновением страха, как невротическую реакцию, связанную с внешними обстоятельствами и внутренними стимулами. Общим для этих авторов является то, что речь идет не просто об эмоциональной реакции, а именно о психическом состоянии, которое выражается в своеобразии как реакции, так и мотивации, но полностью к ним не сводится.

В свою очередь, Немов Р.С. понимает тревожность как свойство личности, предрасполагающее к возникновению реакции тревоги, к восприятию широкого круга объективно безопасных ситуаций как угрожающих. Тревожность, возникающая как результат эмоционального неблагополучия в значимой сфере, может стать свойством личности [29, c. 491, 681].

Левитов Н.Д определяет тревожность как психическое состояние, которое вызывается возможными и вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного и выражается в специфических переживаниях (опасениях, волнениях и т.д.) и реакциях [20, c. 37].

Божович Л.И. под личностной тревожностью понимает устойчивую индивидуальную характеристику, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Такая тревожность определяется свойствами нервной системы и длительным неблагополучием в общении [8].

Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в психологии внесен A.M. Прихожан. Она рассматривает тревожность как характеристику эмоционально-чувственной сферы, подразумевающей наличие, негативных эмоций, причина появления которых часто неосознаваемая [36].

Таким образом, между исследователями существуют согласия по ряду основных моментов, позволяющих определить основные аспекты тревожности. Это рассмотрение её как устойчивое свойство, черту личности, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым переживаниям и как эмоциональное состояние (ситуативная тревога), понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и другое. [36, c. 9]

Так же в литературе существуют разногласия, связанные с соотношением понятий "тревожность" и "страх". Разграничение этих явлений произошло только в начале XIX века. До этого времени тревожность обсуждалась в рамках понятия "страх".

В настоящее время страх рассматривается как реакция на конкретную, реальную опасность, а тревожность - как переживание неопределенной, смутной, воображаемой угрозы. Согласно другой точки зрения, страх испытывается, когда что-то угрожает жизни человека, его целостности, а тревожность - при угрозе потребностям, ценностям человека, его отношениям с другими людьми.

Ответ на вопрос о причинах тревожности во многом зависит от того, в каком аспекте она рассматривается: как личностное образование или как свойство темперамента.

При рассмотрении тревожности как свойства темперамента, причинами признаются природные предпосылки, свойства нервной системы. Понимание тревожности как личностной характеристики, заставляет обратить особое внимание на роль личностных и социальных факторов, особенностей общения [36, c. 65].

Таким образом, источником тревожности может быть что угодно: природная предрасположенность, свойства нервной системы, взаимоотношения в семье, с учителями, со сверстниками, конфликты, школьная неуспеваемость, неудачи, разочарование и т.п.

Тревожность нередко выступает в качестве основного мотива общения, порождая зависимость от сверстников. Тревожные дети часто воспринимают группу сверстников как ненадежную, отвергающую, что приводит к трудностям в общении.

У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности, который показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Когда этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей формируется отношение к себе как к слабому, неумелому человеку, порождая неуверенность в себе и своих силах.

Таким образом, задача социального педагога, воспитателей детского дома - стремиться создать условия, чтобы ребенок справлялся с трудностями на уровне легкой адаптации, и всячески предупредить и не допускать проявление дезадаптации. Также необходима такая организация жизнедеятельности в новом учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, снижала уровень тревожности, позволяла бы формировать положительное отношение к новому коллективу, ведь от того, как пройдет адаптация к новому учреждению и к коллективу сверстников зависит физическое и психическое развитие ребенка, его дальнейшая благополучная жизнь в детском доме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: