Тема: Слово об А.Т. Твардовском. Лирика А.Т. Твардовского. «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем»




Урок.80. Литература 9 класс. 06.04.20г.

 

Цель: Создание условия для учащихся познакомиться с биографией и творчеством А.Т. Твардовского, а также определение основных тем и идей его лирики.

Задачи:

1. Познакомить с лирическими произведениями Александра Трифоновича Твардовского; развить умение анализировать лирическое стихотворение,

2. Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность; развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения.

3. Практиковать учащихся в составлении устного высказывания на основе изученного материала.

Формирование УУД:

личностные: ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

регулятивные: установление целевых приоритетов, оценка собственной деятельность;

познавательные: осознанное построение речевого высказывания;

коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; установление и сравнение разных точек зрения.

Планируемые результаты:

закрепление лексических единиц;

развитие творческих способностей;

развитие навыков письма;

развитие навыков чтения;

развитие умений монологической речи.

Средства обучения:

аудиовизуальные (компьютер, проектор);

информационные (интернет ресурсы, презентация, выполненная в Power Point, учебник, наглядные пособия).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: исследовательский; творческого чтения.

Виды деятельности учащихся: ответы на вопросы; выразительное чтение; сообщение о творчества поэта.

Приемы: выразительное чтение; постановка вопросов; лекция.

Оборудование: портрет Твардовского; книга лирики; презентация.

 

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие

2. Мотивация

1. Определение темы урока

Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике. С. Я. Маршак. Ради жизни на земле. 1961

Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех.В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976

О каком писателе 20 века пойдет сегодня речь? (ответ учащихся)

Запись темы в тетрадь.

2. целеполагание

Какие цели мы должны поставить перед собой? (познакомиться с биографией и творчеством А.Т. Твардовского, а также определение основных тем и идей его лирики)

3. Выявление места затруднения

Быть читателем поэзии – дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.

В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.

Что вы знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского? (выступления учащегося)(запись в тетради, проверка, что записано)

Основные темы и идеи лирики Твардовского (выступление учащегося)

Прослушав лекцию, запишите её в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта.

Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией.

Проблемный вопрос! Чьи поэтические традиции напоминает это? (вспомнить особенности поэзии Некрасова)

 

 

4. Реализация плана выхода из затруднения.

Творчество А. Твардовского очень многогранно, поэтому и тематика его произведений различна: это и тема природы, и тема войны, и размышления о предназначении поэта. Обратимся к ранним стихотворениям А. Твардовского.

 

5. Самостоятельная работа

Прослушивание и анализ стихотворений А.Т. Твардовского по плану.

План:

1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).

4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).

6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);

• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);

• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)

7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о его взглядах на жизнь, на искусство и т.д.).

8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему?)

«Весенние строчки».

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня —
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

 

«Урожай»

Дышат грудью запотелой
Желтогривые овсы.
Чем-то теплым,
Чем-то спелым
Веет с нашей полосы.

Дай ступну ногой босою
По колючему жнивью.
Дай блестящею косою
Срежу полосу мою.

Под овсяный говор нивы
Жарким потом обольюсь.
Я вдвойне тогда счастливый,
Если вволю потружусь.

На гумне под темной крышей
Отдохнут в скирдах снопы.
Утро раннее услышит,
Как зазвякают цепы.

На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край…
Валит хлеб златой метелью.
Здравствуй, Новый урожай.

 

«О вещем»

Мне славы тлен — без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна моя на свете часть;

От уходящей в детство стрежки
В бору пахучей конопли;
От той березовой сережки,
Что майский дождь прибьет в пыли;

От моря, моющего с пеной
Каменья теплых берегов;
От песни той, что юность пела
В свой век — особый из веков,

И от беды и от победы —
Любой людской — нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась.

И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге — твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.

7. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с творчеством Твардовского, основными темами и идеями его лирики. Что нового узнали? (ответы учащихся)

8. Рефлексия.

Давайте, составим кластер по теме урока. С чьим творчеством мы знакомились? Кто он? Конечно, можно рассмотреть его и как человека, и как участника ВОВ, и как редактора журнала, но мы рассмотрим его со стороны поэта. Вспомните страницы-журнала его творчества. О чём писал поэт?

Твардовский-человек и гражданин; участник ВОВ; редактор журнала; поэт и писатель; стихи о Родине, о матери; стихи о природе; стихи о любви; стихи о поэтах; стихи о ВОВ.

9. Выставление оценок с комментариями учителя.

4. Домашнее задание.

1. Составить презентацию понравившегося стихотворения А.Твардовского.

2. Сделать анализ одного из произведений поэта и выучить его наизусть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: