Дисциплина: История повседневности




Дисциплина: История мировой культуры

1.Характеристика восточных типов культуры 8 страниц. 1стр. – один тип культуры

2.Харктеристика западного типа культуры Нового времени. 5 стр. (государственно-политическая система, социальная стратификация, экономическая культура).

3. 50 ключевых понятий в письменной форме в расшифрованном виде. (Можно устно, дополнительно опрос в устной форме). Слова в вопросах.

4. Таблица персоналий по каждому типу культуры. Письменно в тетрадях (можно устно, дополнительно опрос в устной форме).

5. Подготовка в устной форме по вопросам к экзамену и тестам по учебникам:

6. Ответы на тесты представить в письменном виде (можно в устной форме, дополнительно опрос в устной форме).

7. Вопросы к экзамену в методических рекомендациях по ИМК.

 

Дисциплина: Социальная и культурная антропология

Задание:

1. Контрольная работа в письменном виде не менее 12 тетрадных листов или 12 страниц А4.

2. 50 ключевых понятий в письменной форме в расшифрованном виде. Слова в вопросах.

3. Таблица персоналий по каждому научному направлению. Письменно в тетрадях.

4. Подготовка в устной форме по вопросам к экзамену и тестам по учебникам:

5. Ответы на тесты представить в письменном виде.

Темы контрольных работ

1. Объект и предмет социокультурной антропологии.

2. Объект и предмет культурной антропологии

3. Школы и направления культурной антропологии

4. Школы и направления в социальной антропологии

5. Общие принципы и различия в социальной и культурной антропологии

6. Философская антропология, исследующая общее природы человека, соотношение его миром.

7. Социальная антропология, которая как наука.

8. Культурная антропология как наука

9. Теория эволюционизма. В Англии – Г. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрезер; в Германии – А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт; во Франции – Ш. Летурно; в США – Л. Г. Морган.

10. Э. Тейлор о «пережитках» первобытности в этнографии.

11. Социологический метод и социальные факты в теории Э. Дюркгейма.

12. Структурный подход в теории К. Леви-Строса и Ф-де-Соссюр.

13. А.Р. Рэдклиф-Браун о структурах и функциях первобытного общества.

14. Типология первобытной магии по Дж.. Фрэзеру и С.А. Токареву.

15. Гендер и этнография детства в творчестве М. Мид.

16. Дискурсивный анализ знания у М. Фуко.

17. Колониальные нации как воображаемые сообщества (по Б. Андерсону и Э. Геллнеру).

18. Античные и средневековые корни культурной антропологии. «Отец этнографии».

19. Концепция «культурных кругов» Л. Фробениуса.

20. Теория диффузионизма Ф. Гребнера.

21. Социологическая школа О. Конт

22. Историческая и «воображаемая» география.

23. Индуктивный и дедуктивный метод социальной антропологии

24. Теория двойственной истины

25. Социальная антропология: бритва Оккама

26. Социальная антропологии: троичность и симметричность человеческого мышления и симметрия природы

27. Принципы научной критики.

28. Компоративные методы исследования в социальной антропологии.

29. Эволюционизм в соц. антропологии

30. Диффузионизм в социальной антропологии.

31. структурализм и функционализм в соц. антропологии

32. Неоэволюционизм в социальной антропологии

33. Основы социоантропологических исследований

34. Структурализм в теории Б.К. Малиновского и А. Радклифф-Брауна

35. Первобытное мышление. Леви Брюль.

36. Физико-антропологические методы в социальной антропологии

37. Принцип фальсификации в теории К. Поппера

38. Принцип верификации Фитгенштейна

39. Этнопсихологическая школа. М. Лацарус и Х. Штейнталь

40. Методы социологических опросов и интервьюирования

 

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНАМ

1. Культурная (социальная) антропология как наука и ее место среди других научных дисциплин.

2. Предмет, методы и основные понятия культурной (социальной) антропологии.

3. Эволюционистское направление в социальной антропологии.

4. Диффузионизм, его особенности и основоположники.

5. Социологическая школа в культурной (социальной) антропологии.

6. Функционализм и структурализм культурной (социальной) антропологии.

7. Американская школа психологической антропологии.

8. Направление культурного релятивизма и его значение в культурной (социальной) антропологии.

9. Новейшие концепции в культурной (социальной) антропологии.

10. Понятие «этнос», его структура и основные теории этноса.

11. Особенности научных подходов в исследовании этноса: компаративный анализ теорий.

12. Основные типы классификации этносов и их особенности.

13. Этногенез и его основные факторы.

14. Сущность этнической идентичности.

15. Факторы и основания этнической идентичности.

16. Структура психологии этноса.

17. Этническая культура: ее сущность и функции.

18. Природа этнических стереотипов и образов.

19. Этнический и национальный тип культуры: сопоставительный анализ черт.

20. Этническая картина мира.

21. Культурная традиция и этнос.

22. Функциональный внутриэтнический конфликт.

23. Способы спонтанного самоструктурирования этноса.

24. Понятие «этнические константы» и его роль в психологии этноса.

25. Основные формы межэтнических коммуникаций.

26. Теории этнокультурного взаимодействия.

27. Этнические процессы в современном мире (общая характеристика).

28. Природа и типология этнических конфликтов.

29. Формы и способы регулирования этнических конфликтов.

30. Этническое и национальное самосознание.

 

Тест

1. Интернациональное стилистическое направление в культуре, знаменующее исчерпанность эвристических возможностей и разрушение предыдущей культурной, в том числе познавательной, парадигмы, сложившееся на принципах модернизма, структурализма, авангарда. Его характеризует исключительное внимание к движению, неопределенности, переходности. Это направление:

• модернизм;

• символизм;

• диффузионизм;

• постмодерн;

• эволюционизм;

• структурализм.

2. Научно-познавательная парадигма – это:

• упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение общей цели;

• устойчивый набор оснований, принципов познания, изучаемых процессов и явлений, результирующих построений, выделяющих научный способ познания от всех остальных;

• освоение и использование индивидом адаптационно полезного опыта, которые нельзя объяснить ни процессами развития организма, ни сенсорной адаптацией.

3. Направление в социальной (культурной) антропологии, основывающееся на концепции эволюции. Исходным положением этого направления является убеждение, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах, способны послужить ключом к разгадке тайн их истории, - это:

• диффузионизм:

• постмодерн;

• эволюционизм;

• структурализм.

4. Направление в социальной (культурной) антропологии, искусствоведении, лингвистике, связанное с рассмотрением культуры в качестве структуры, - это:

• постмодернизм:

• модернизм;

• структурализм;

• эволюционизм;

• диффузионизм.

5. Кому из указанных мыслителей может принадлежать следующее высказывание: «Разум – очень неадекватный термин для всеохватывающего обозначения форм человеческой культурной жизни во всем ее богатстве и разнообразии. Но все эти формы суть символические формы. Вместо того чтобы определять человека как animal rationale, мы должны… определить его как animal symbolicum»:

• Э.Тайлору;

• К.Г.Юнгу;

• Э.Кассиреру;

• Ф.Боасу.

6. К представителям социологической школы в социальной (культурной) антропологии относятся:

• О.Конт;

• Э.Тайлор;

• Э.Дюркгейм;

• К.Леви-Стросс;

• З.Фрейд;

• Л.Леви-Брюль.

7. В постструктурализме беспорядочное возникновение множественности, движение, не имеющее превалирующего направления, распространяющееся без регулярности, дающей возможность предсказать следующее движение, - это:

• ризома;

• корневище;

• целостность;

• символ;

• страта.

8. К представителям культурно-исторической школы в социальной (культурной) антропологии относятся:

• О.Конт;

• Э.Тайлор;

• И.Тэн;

• Ф.Боас;

• А.Кребер;

• З.Фрейд.

9. Представление о множественности культурных порядков в обществе, не имеющих иерархической соподчиненности, рассматриваемых как равнозначные, - это:

• децентрирование;

• коммуникация;

• инкультурация;

• идентичность.

10. Материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие для обозначения другого предмета, свойства или отношения, а также для переработки и передачи информации, - это:

• значение;

• знак;

• символ.

11. Культурная единица, характеризующаяся общностью языка, нравов и обычаев, этноидентификации, - это:

• этнос;

• организация;

• система;

• страта.

12. Понятие, которое в статическом смысле означает внутреннюю расчлененность социальной системы, а в динамическом — процесс формирования в рамках системы новых структурных и функциональных единиц, - это:

• игра;

• инкультурация;

• культурная диффузия;

• социокультурная дифференциация.

13. Обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов (осуществляемый как вербальными, так и невербальными средствами), в ходе которого вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия, - это:

• вражда;

• кооперация;

• взаимодействие;

• коммуникация.

14. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям, – это:

• инкультурация;

• диффузия;

• аккультурация;

• диалог культур.

15. Активный способ взаимодействия человека с окружением, в ходе которого человек как приспосабливается к нему, так и приспосабливает его элементы к своим нуждам; в результате чего формируется жизненная среда, характеризующаяся относительно высокой степенью устойчивости и предсказуемости, - это:

• взаимодействие;

• контакт;

• коммуникация;

• адаптация.

16. Тип поведения, не столько удовлетворяющий интересы человека, сколько способствующий поддержанию целостности группы. Оно не приносит пользы своему обладателю и даже может быть ему во вред. Такое поведение называется:

• альтруистическим;

• адаптационным;

• агрессивным.

17. Состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование, обозначается с помощью термина:

• диффузия;

• инкультурация;

• аккультурация;

• взаимодействие;

• маргинальность.

18. Массовая культура – это вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей:

• рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;

• стандартизованных по форме и содержанию;

• предполагающих коммерческий успех;

• распространяемых средствами массовой информации;

• рассчитанных и доступных (в силу своей исключительности) в основном узкому кругу людей.

19. Стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций, с помощью которых упорядочиваются и регулируются социальные взаимодействия, - это:

• социокультурные нормы;

• ценностные ориентации личности;

• традиции

20. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся неизменными в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, - это:

• ритуал;

• символ;

• инновация;

• традиция.

21. Вероятность того, что приказание встретит повиновение у определенных групп людей (по М.Веберу); институциональное общественное отношение, выражающее подчинение одной социальной группы другой на основе их экономического, социального, политического, идеологического неравенства, - это:

• господство;

• иерархия;

• коммуникация;

• конформизм.

22. Освоение индивидом традиционных способов мышления и действий, характерных для культуры, приобретение навыков овладения своим телом и элементами непосредственной жизненной среды, продолжающееся на протяжении всей жизни человека, - это:

• инкультурация;

• диффузия;

• аккультурация;

• диалог культур.

23. Социальная роль – это:

• общественное положение индивида, определяемое двумя параметрами: местом в системах разделения труда и социальной стратификации;

• +совокупность функций, которые предписано выполнять индивиду, занимающему определенное место в социальной группе или организации;

• освоение и использование индивидом адаптационно полезного опыта, которые нельзя объяснить ни процессами развития организма, ни сенсорной адаптацией;

• упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение общей цели.

24. Сложный процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе, - это:

• аккультурация;

• социализация;

• коммуникация;

• инкультурация.

25. Единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность, - это:

• коммуникация;

• господство;

• солидарность;

• конформизм.

 

Основная литература

1. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Орлова Э.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2017.— 480 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/60027.— ЭБС «IPRbooks»

2. Добреньков В.И. Гуманистическая антропология Эриха Фромма [Электронный ресурс]: монография/ Добреньков В.И., Агапов П.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 204 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/36307.— ЭБС «IPRbooks» 3. Антипов Г.А. Социальная антропология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Антипов Г.А., Михайлов Д.А.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2010.— 156 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/45029.— ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература:

1. Мыськова Е.В, Мехедова Н.Л., Пименов В.В. Этнология: Учебник. М., 2006 (второе издание 2008 г.).

2. Нестерова О.А. История и теория мировой культуры: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. М., 2000.

3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.,2000.

4. Арутюнов С.А. Культурная антропология. М., 2004.

5. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1993.

6. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1984.

7. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

8. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 2002.

9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

10. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

11. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

12. Иванов Вяч. Вс. Культурная антропология и история культуры. М.,1989.

13. Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. М., 1994.

14. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.,1998.

15. Концепции зарубежной этнологии. Критические этюды. М., 1976.

16. Красная книга народов. М., 1992.

17. Культуральная антропология: Учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова, Н. Г. Скворцова. СПб., 1996.

18. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

19. Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. М., 2001.

20. Лурье С.В. Историческая этнология: Уч. пос. для вузов. М., 1997.

 

Дисциплина: История повседневности

Задание:

1. Контрольная работа в письменном виде не менее 12 тетрадных листов или 12 страниц А4. Описать повседневный быт по любому классическому художественному произведению из русской литературы. (А.С.Пушкин, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой и т.д.).

2. 50 ключевых понятий в письменной форме в расшифрованном виде. Слова в вопросах.

3. Подготовка в устной форме по вопросам к зачету и тестам по учебникам:

5. Ответы на тесты представить в письменном виде.

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. История культуры повседневности: цели и задачи курса. Межпредметные связи с другими дисциплинами.

2. Основные периоды развития культуры повседневности, проблемы и направления ее изучения.

3. Анализ понятий «повседневность», «быт», «культура повседневности», «обыденная культура».

4. Восточнославянская мифология и ее своеобразие, соотношение с культурой повседневности.

5. Поселения и жилища северной и южной Руси.

6. Культура повседневности княжеского двора в Киевской Руси.

7. Гендерные, возрастные и социальные особенности повседневной и праздничной одежды в Киевской Руси.

8. Семейно-брачные отношения и их преобразования под влиянием христианства.

9. Монголо-татарское иго как фактор трансформации древнерусской культуры повседневности.

10. Регламентация повседневной жизни и быта русских в «Домострое» священника Сильвестра.

11. Дворец московских царей и его устройство в XVI веке.

12. Повседневная монастырская жизнь в XVI веке.

13. Гигиена и культура здоровья россиян в XVI –XVII вв.

14. Влияние «смутного времени» на повседневную жизнь российского общества.

15. Изменение парадигмы в русской культуре повседневности Петровского времени.

16. Повседневная жизнь царского двора в петровскую эпоху.

17. Влияние реформ Петра I на русскую культуру повседневности (просвещение, здоровье, уровень жизни, нравы и обычаи народа).

18. Дворянский и крестьянский быт в XVII– XVIII вв.

19. Дворянская усадьба как социокультурный феномен второй половины XVIII века.

20. Европеизация городского быта в XVIII веке.

21. Культура повседневного питания россиян XVIII –XIX вв.

22. Благоустройство и особенности застройки городов в первой половине XIX века.

23. Городской и междугородний транспорт и связь в XIX веке.

24. Повседневная культура провинциальных городов в XIX веке.

25. Одежда дворян первой половины XIX века: особенности дамского туалета и мужского костюма.

26. Повседневная жизнь светского человека первой половины XIX века.

27.Быт и ментальность купцов, мещан, чиновников, священнослужителей.

28. Основные тенденции в культуре повседневности россиян во второй половине XIX– начале XX вв.

29. Демократизация костюма во второй половине XIX– начале XX вв.

30. Особенности культуры повседневности России в первой половине XX века.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: