Анализ рентабельности продукции.




Рентабельность продукции характеризует эффективность деятельности предприятия,по реализации товаров и услуг.

Она определяется по формуле:

 

, (13)

 

где, ПРП- прибыль от реализации

СРП -полная себестоимость реализованной продукции

Данный показательустанавливает реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Порой при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают факторы,которые связаны со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.

Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

 

, (14)

 

где, ВРП-выручкой от реализации

СРП-полная себестоимость реализованной продукции

2.2.Факторный анализ рентабельности

Факторный анализ - эффективный инструмент оценки текущего состояния предприятия. Он показывает взаимосвязь нормативов финансовой деятельности предприятия и экономических результатов.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия заключается в:

1.Определении отклонений каждого показателя за текущий период;

2.Исследовании структуры соответствующих показателей;

3.Проведение факторного анализа прибыли и рентабельности;

 

При моделировании факторных систем необходимо соблюдать ряд требований:

-факторы,входящие в модель,должны обязательно существовать и иметь точное физическое значение;

-факторы,входящие в фактурную модель,должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем;

-факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат;

 

Виды факторных моделей:

1.Аддитивные-когда результативный показатель получается как сумма или разность результирующих факторов;

 

P=N-Sps-KP-YP, (15)

 

2.Мультипликативные-когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов;

 

, (16)

 

3.Кратные-когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой;

 

, (17)

 

Типы факторного анализа:

-функциональный

-корреляционный

-прямой (дедуктивный)

-обратный (индуктивный)

-одноступенчатый и многоступенчатый

-статический и динамический

-ретроспективный и преспективный

 

Факторный анализ состоит из следующих этапов:

1.Отбор факторов

2.Классификация и систематизация факторов

3.Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями

4.Расчёт влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя

5.Практическое использование факторной модели

 

Изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:

-структуры реализации

-объема реализации

-отпускных цен на реализованную продукцию

-цен на сырье,материалы,топливо

-уровня затрат материальных и трудовых ресурсов

2.3.Сущность порога рентабельности и финансовой устойчивости

В современном обществе каждое предприятие стремится получиться максимальную прибыли и при этом снизить издержки производства.Организация считается прибыльной,когда ее деятельность рентабельна,то есть выручка должна покрывать издержки.

Расчёт показателей порога рентабельности и запас финансовой прочности даёт руководству понять,какое количество продукции ему необходимо продать,чтобы полностью окупить свои затраты.После этого,руководство организации с лёгкостью может планировать свой выпуск продукции и цены реализации,для достижения определенной прибыли (дохода).

Запас финансовой прочности даёт определить на сколько предприятие далеко ушло от порога рентабельности в зону прибыли.Когда запас финансовой прочности больше,предприятию легчн присваиваться к неблагоприятным экономическим явлениям.

Порог рентабельности(критическая точка,точка безубыточности)- это объем продаж,при котором выручка от прожад полностю покрывает расходы на реализацию продукции.Чтобы определить эту точку,необходимо разделить завтраты на постоянные и переменные.

Постоянные-это затраты,при которых величина не меняется с изменением производственных мощностей(арендная плата).

Переменные-это затраты,котрорые зависят от активности предприятия(оказания услуг).

Разделение затрат приноят такие пользы,как:

1.Можно определить точно условия прекращения производства организацией;

2.Можно решить проблему с максимизацией прибыли;

3.Можно определить минимальный объем производства и реализации продукции;

 

Методы,применяемые для расчёта порога рентабельности:

1.Математический метод

 

П = ВР - Зпост. - Зпер, (18)

 

 

где, П - прибыль;

ВР - выручка от реализации;

Зпост -постоянные затраты;

Зпер - переменные затраты

 

2.Метод маржинального дохода-разница между выручкой продаж продукции и переменными издержками.

, (19)

где, МДед - маржинальный доход на единицу продукции

Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.

 

3.Графический метод

График состоит из 4 прямых,описывающие поведение:

1.Постоянных завтрат

2.Переменных затрат

3.Суммарных затрат

4.Выручки

 

Рисунок 1

 

Предприятие пройдя порог рентабельности,должна не забывать о том,что после увелечения прибыли наступит тот период,когда нужно будет резко увеличить постоянные затраты,следствием чего станет сокращение получаемой прибыли.

2.4. Определение рентабельности по обороту и финансовой устойчивости

Рентабельность реализации(продаж) определяется:

-отношением прибыли от реализации продукции(работ,услуг)

-отношением чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции(работ,услуг),выраженным в процентах:

 

, (20)

 

где, R - рентабельность по обороту;

П - прибыль;

ВР-выручка от реализации.

Данный показатель устанавливает эффективность предпринимательской деятельности.

Рентабельность товарного выпуска определяется отношением прибыли от выпуска продукции к себестоимости товарного выпуска продукции:

 

, (21)

 

где, Rтв - рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции;

Пв - прибыль от выпуска продукции или изделия определенного вида;

Ств - себестоимости товарного выпуска продукции.

Данный показатель устанавливает абсолютную сумму или уровень прибыли на один рубль затраченных средств.

Под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов продукции происходят изменения в уровне рентабельности реализации(оборота).

Рентабельность отдельных видов продукции зависит:

-от уровня себестоимости продукции

-уровня продажных цен

Для оценки изменения уровня рентабельности необходимо по видам продукции показатели отчетного периода сопоставить с показателями за ряд предшествующих лет.Это позволить определить тенденцию рентабельности изделий и фазу жизненного цикла продукции.

Запас финансовой прочности показывает,как можно сократить реализацию продукции,чтоб не былопри этом убытков.

Запас финансовой прочности отпределяется по формуле:

 

ЗФП = ВР-ПР, (22)

 

где,ЗФП- запас финансовой прочности;

ВР - выручка от реализации;

ПР - порог рентабельности.

Рассчитанный запас финансовой прочности является важным показатлем финансовой устойчивости предприятия.Имея большой запас финансовой прочности,организация может осваивать новые рынки и развивать свое производство.

 

 

3.Возможные пути повышения рентабельности

При анализе путей повышения рентабельности необходимо разделять влияние внешних и внутренних факторов.

Внешние:

-расширение рынка сбыта,за счет снижения цены на товары

-государственное регулирование цен,тарифов,инфляций

Но это не всегда так.Поэтому большее внимание нужно уделять внутренним факторам:

-увеличение объема производства

-снижение себестоимости продукции

-повышение отдачи основных средств

-совершенствование обработки технологии

Также позитивное влияние на повышение рентабельности предприятия оказывают мероприятия,направленные на оптимизацию рабочего времени:

1.Снижение затрат на производство

2.Автоматизация процессов производства,которая снижает затраты на фонд оплаты труда

3.Повышение мотивации труда

4.Поддержание оптимального числа рабочего персонала

5.По­вышение квалификации и производительности труда персонала

Показатель рентабельности является обобщающим для деятельности организации и показывает его экономическую эффективность.Ведь достойный уровень рентабельности говорит об уровне прибыльности предприятия,его доходности.Поэтому,исходя из этого,повышение рентабельности является основным направлением дейятельности по оптимизации доходов и расходов.

 

Заключение

Рентабельность характеризует результативность деятельности организации.

Главной целью предприятия является максимизация прибыли,что не возможно без эффективного управления капиталом.

Прибыль-это часть чистого дохода, создаваемого в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия.

Факторы, которые оказывают влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Некоторые связаны с организацией производства,внедрением достижений научно-технического прогресса,эффективностииспользования производственных ресурсов,другиеже зависят от деятельности предприятия.

По большей части на уровень цен влияет количество и качество продукции. В настоящее время большое количество предприятий являются малорентабельными,поэтому происходит экономический спад в стране.

Показатели рентабельности являются значащими характеристиками факторной среды формирования прибыли организаций.Поэтому они нужны при проведении анализа и оценке финансового состояния организации.

При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

 

Список используемой литературы

1.Прибыль и рентабельность // Эксперт,2006, №35 (295)

2.Бакаев М.И.,Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. –М.:Финансы и статистика,2009

3.Чернов В. А. Анализ финансового состояния организации // "Система Главбух" - рекомендации от специалистов Минфина, ФНС. [Электронный ресурс. Архив]. http: // click. begu№.ru. 01.05.2007.

4.Бухгалтерский учет. Учебник / Под ред. П. С. Безруких. 2-е изд., перераб. и доп. М.: "Бухгалтерский учет", 2003. -496 с.

5.Илясов Г.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия: [Общий анализ финансового состояния предприятия, анализ финансовой устойчивости, ликвидности, анализ рентабельности] // Финансы.- 2007.- окт. (№ 10).- С.20-73.

6.Ефимова О.В. Финансовый анализ.-М.:Бухгалтерский учет,2006.-208с.

7.Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия [Текст]: учебник /С.М. Пястолов. - М.: Академический Проект, 2010. - 576 с

8.Санин, А.Г. Управление предприятием: учебное пособие для вузов, М.: ИНФРА-М, 2008. - 321 стр.

9. Мануйленко В.В., Садовская Т.А. Методические подходы к оценке прибыли хозяйствующего субъекта: теоретический аспект / Мануйленко В.В., Садовская Т.А. // Финансовый бизнес. — 2013. — №3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: