Рентабельность продукции характеризует эффективность деятельности предприятия,по реализации товаров и услуг.
Она определяется по формуле:
, (13)
где, ПРП- прибыль от реализации
СРП -полная себестоимость реализованной продукции
Данный показательустанавливает реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Порой при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают факторы,которые связаны со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.
Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:
, (14)
где, ВРП-выручкой от реализации
СРП-полная себестоимость реализованной продукции
2.2.Факторный анализ рентабельности
Факторный анализ - эффективный инструмент оценки текущего состояния предприятия. Он показывает взаимосвязь нормативов финансовой деятельности предприятия и экономических результатов.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия заключается в:
1.Определении отклонений каждого показателя за текущий период;
2.Исследовании структуры соответствующих показателей;
3.Проведение факторного анализа прибыли и рентабельности;
При моделировании факторных систем необходимо соблюдать ряд требований:
-факторы,входящие в модель,должны обязательно существовать и иметь точное физическое значение;
-факторы,входящие в фактурную модель,должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем;
-факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат;
Виды факторных моделей:
1.Аддитивные-когда результативный показатель получается как сумма или разность результирующих факторов;
P=N-Sps-KP-YP, (15)
2.Мультипликативные-когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов;
, (16)
3.Кратные-когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой;
, (17)
Типы факторного анализа:
-функциональный
-корреляционный
-прямой (дедуктивный)
-обратный (индуктивный)
-одноступенчатый и многоступенчатый
-статический и динамический
-ретроспективный и преспективный
Факторный анализ состоит из следующих этапов:
1.Отбор факторов
2.Классификация и систематизация факторов
3.Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями
4.Расчёт влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя
5.Практическое использование факторной модели
Изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:
-структуры реализации
-объема реализации
-отпускных цен на реализованную продукцию
-цен на сырье,материалы,топливо
-уровня затрат материальных и трудовых ресурсов
2.3.Сущность порога рентабельности и финансовой устойчивости
В современном обществе каждое предприятие стремится получиться максимальную прибыли и при этом снизить издержки производства.Организация считается прибыльной,когда ее деятельность рентабельна,то есть выручка должна покрывать издержки.
Расчёт показателей порога рентабельности и запас финансовой прочности даёт руководству понять,какое количество продукции ему необходимо продать,чтобы полностью окупить свои затраты.После этого,руководство организации с лёгкостью может планировать свой выпуск продукции и цены реализации,для достижения определенной прибыли (дохода).
Запас финансовой прочности даёт определить на сколько предприятие далеко ушло от порога рентабельности в зону прибыли.Когда запас финансовой прочности больше,предприятию легчн присваиваться к неблагоприятным экономическим явлениям.
Порог рентабельности(критическая точка,точка безубыточности)- это объем продаж,при котором выручка от прожад полностю покрывает расходы на реализацию продукции.Чтобы определить эту точку,необходимо разделить завтраты на постоянные и переменные.
Постоянные-это затраты,при которых величина не меняется с изменением производственных мощностей(арендная плата).
Переменные-это затраты,котрорые зависят от активности предприятия(оказания услуг).
Разделение затрат приноят такие пользы,как:
1.Можно определить точно условия прекращения производства организацией;
2.Можно решить проблему с максимизацией прибыли;
3.Можно определить минимальный объем производства и реализации продукции;
Методы,применяемые для расчёта порога рентабельности:
1.Математический метод
П = ВР - Зпост. - Зпер, (18)
где, П - прибыль;
ВР - выручка от реализации;
Зпост -постоянные затраты;
Зпер - переменные затраты
2.Метод маржинального дохода-разница между выручкой продаж продукции и переменными издержками.
, (19)
где, МДед - маржинальный доход на единицу продукции
Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.
3.Графический метод
График состоит из 4 прямых,описывающие поведение:
1.Постоянных завтрат
2.Переменных затрат
3.Суммарных затрат
4.Выручки
Рисунок 1
Предприятие пройдя порог рентабельности,должна не забывать о том,что после увелечения прибыли наступит тот период,когда нужно будет резко увеличить постоянные затраты,следствием чего станет сокращение получаемой прибыли.
2.4. Определение рентабельности по обороту и финансовой устойчивости
Рентабельность реализации(продаж) определяется:
-отношением прибыли от реализации продукции(работ,услуг)
-отношением чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции(работ,услуг),выраженным в процентах:
, (20)
где, R - рентабельность по обороту;
П - прибыль;
ВР-выручка от реализации.
Данный показатель устанавливает эффективность предпринимательской деятельности.
Рентабельность товарного выпуска определяется отношением прибыли от выпуска продукции к себестоимости товарного выпуска продукции:
, (21)
где, Rтв - рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции;
Пв - прибыль от выпуска продукции или изделия определенного вида;
Ств - себестоимости товарного выпуска продукции.
Данный показатель устанавливает абсолютную сумму или уровень прибыли на один рубль затраченных средств.
Под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов продукции происходят изменения в уровне рентабельности реализации(оборота).
Рентабельность отдельных видов продукции зависит:
-от уровня себестоимости продукции
-уровня продажных цен
Для оценки изменения уровня рентабельности необходимо по видам продукции показатели отчетного периода сопоставить с показателями за ряд предшествующих лет.Это позволить определить тенденцию рентабельности изделий и фазу жизненного цикла продукции.
Запас финансовой прочности показывает,как можно сократить реализацию продукции,чтоб не былопри этом убытков.
Запас финансовой прочности отпределяется по формуле:
ЗФП = ВР-ПР, (22)
где,ЗФП- запас финансовой прочности;
ВР - выручка от реализации;
ПР - порог рентабельности.
Рассчитанный запас финансовой прочности является важным показатлем финансовой устойчивости предприятия.Имея большой запас финансовой прочности,организация может осваивать новые рынки и развивать свое производство.
3.Возможные пути повышения рентабельности
При анализе путей повышения рентабельности необходимо разделять влияние внешних и внутренних факторов.
Внешние:
-расширение рынка сбыта,за счет снижения цены на товары
-государственное регулирование цен,тарифов,инфляций
Но это не всегда так.Поэтому большее внимание нужно уделять внутренним факторам:
-увеличение объема производства
-снижение себестоимости продукции
-повышение отдачи основных средств
-совершенствование обработки технологии
Также позитивное влияние на повышение рентабельности предприятия оказывают мероприятия,направленные на оптимизацию рабочего времени:
1.Снижение затрат на производство
2.Автоматизация процессов производства,которая снижает затраты на фонд оплаты труда
3.Повышение мотивации труда
4.Поддержание оптимального числа рабочего персонала
5.Повышение квалификации и производительности труда персонала
Показатель рентабельности является обобщающим для деятельности организации и показывает его экономическую эффективность.Ведь достойный уровень рентабельности говорит об уровне прибыльности предприятия,его доходности.Поэтому,исходя из этого,повышение рентабельности является основным направлением дейятельности по оптимизации доходов и расходов.
Заключение
Рентабельность характеризует результативность деятельности организации.
Главной целью предприятия является максимизация прибыли,что не возможно без эффективного управления капиталом.
Прибыль-это часть чистого дохода, создаваемого в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия.
Факторы, которые оказывают влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Некоторые связаны с организацией производства,внедрением достижений научно-технического прогресса,эффективностииспользования производственных ресурсов,другиеже зависят от деятельности предприятия.
По большей части на уровень цен влияет количество и качество продукции. В настоящее время большое количество предприятий являются малорентабельными,поэтому происходит экономический спад в стране.
Показатели рентабельности являются значащими характеристиками факторной среды формирования прибыли организаций.Поэтому они нужны при проведении анализа и оценке финансового состояния организации.
При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Список используемой литературы
1.Прибыль и рентабельность // Эксперт,2006, №35 (295)
2.Бакаев М.И.,Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. –М.:Финансы и статистика,2009
3.Чернов В. А. Анализ финансового состояния организации // "Система Главбух" - рекомендации от специалистов Минфина, ФНС. [Электронный ресурс. Архив]. http: // click. begu№.ru. 01.05.2007.
4.Бухгалтерский учет. Учебник / Под ред. П. С. Безруких. 2-е изд., перераб. и доп. М.: "Бухгалтерский учет", 2003. -496 с.
5.Илясов Г.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия: [Общий анализ финансового состояния предприятия, анализ финансовой устойчивости, ликвидности, анализ рентабельности] // Финансы.- 2007.- окт. (№ 10).- С.20-73.
6.Ефимова О.В. Финансовый анализ.-М.:Бухгалтерский учет,2006.-208с.
7.Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия [Текст]: учебник /С.М. Пястолов. - М.: Академический Проект, 2010. - 576 с
8.Санин, А.Г. Управление предприятием: учебное пособие для вузов, М.: ИНФРА-М, 2008. - 321 стр.
9. Мануйленко В.В., Садовская Т.А. Методические подходы к оценке прибыли хозяйствующего субъекта: теоретический аспект / Мануйленко В.В., Садовская Т.А. // Финансовый бизнес. — 2013. — №3.