Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий.




Стих: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?

Седьмое Евангелие от Матфея (XXVII, 33–54) – о последних минутах на кресте и смерти Господа.

Читается 50-й псалом.

Восьмое Евангелие от Луки (XXIII, 32–49) – тоже о распятии. Евангелисты, повторяясь в основном, дополняют отдельными подробностями общую картину происходившего.

После восьмого Евангелия поется трипеснец – канон из трех песней, составленный преподобным Космой Маиумским, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа.

После трипеснца трижды поется светилен:

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.
(Разбойника благоразумного Ты тотчас рая удостоил, Господи. И меня древом Крестным просвети и спаси меня)

Девятое Евангелие от Иоанна (XIX, 25–37). В нем мы слышим об усыновлении Господом любимого ученика Своей Матери и о заключительном слове Господа: «Совершилось».

Хвалитные стихиры.


Два и лукавная сотвори перворожденный сын Мой Израиль: Мене остави Источника воды животныя, и ископа себе кладенец сокрушенный; Мене на древе распят, Варавву же испроси и отпусти. Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры; ты же, Израилю, не усрамился еси, но смерти Мя предал еси. Остави им, Отче Святый, не ведят бо, что сотвориша.
(Два преступления совершил первородный сын Мой, Израиль: он оставил Меня, Источник воды живой, и вырыл себе колодец отравы; Меня распял на Древе, а Варавву выпросил и освободил. Ужаснулось при этом небо и солнце сокрыло свои лучи. Ты же, Израиль, не устрашился, но смерти Меня предал. Прости им, Отче Святой, ибо они не знают, что сделали.)

Кийждо уд святыя Твоея плоти безчестие нас ради претерпе: терние, глава; лице, оплевания; челюсти, заушения; уста, во оцте растворенную желчь вкусом; ушеса, хуления злочестивая; плещи, биения; и рука, трость; всего телесе протяжения на Кресте; членове, гвоздия; и ребра, копие. Пострадавый за ны и от страстей свободивый нас, снизшедый к нам человеколюбием и вознесый нас, Всесильне Спасе, помилуй нас.
(Каждый член святого Твоего тела претерпел бесчестие за нас: глава - терния, лицо - оплевания, щеки - удары, уста - вкус в уксусе растворенной желчи, уши - нечестивые поношения, спина - бичевание, и рука - трость, все тело - растяжение на Кресте, конечности - гвозди, и ребра - копье. Пострадавший за нас и от страданий освободивший нас, сошедший к нам по человеколюбию и вознесший нас, всесильный Спаситель, помилуй нас!)

Распеншуся Ти, Христе, вся тварь, видящи, трепеташе, основания земли позыбашася страхом державы Твоея; Тебе бо вознесшуся днесь, род еврейский погибе, церковная завеса раздрася на двое, и мертвии от гробов воскресоша; сотник, видев чудо, ужасеся. Предстоящи же Мати Твоя вопияше, рыдающи матерски: како не возрыдаю и утробы Моея не бию, зрящи Тя нага, яко осуждена, на древе висяща? Распныйся и погребыйся, и воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.
(Когда Ты, Христе, был распят, вся природа, видя это затрепетала, основания земли колебались в страхе от силы Твоей. Когда Ты был вознесен был на крест, еврейский народ погиб, завеса храма разорвалась надвое и мертвые воскресли из гробов; сотник, видев чудо, ужаснулся. Предстоящая же Матерь Твоя, рыдала в материнской скорби, взывая: "Как Мне не плакать и не бить от горя в Свою грудь, видя Тебя, как осужденного, обнаженным, висящим на Кресте?" Распятый и погребенный и воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе.)

Слава:
Совлекоша с Мене ризы Моя и облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи.

(Совлекли с Меня одежды Мои и облекли Меня в плащ багряный, возложили на голову Мою венец из терний и в правую Мою руку дали трость, чтобы Я сокрушил их, как сосуды горшечника.)

И ныне:
Плещи Моя дах на раны, лица же Моего не отвратих от заплеваний, судищу Пилатову предстах и Крест претерпех за спасение мира.

(Плечи Мои Я дал на бичевание и лица Моего не отвратил от заплевания. Я предстал на суд Пилата и претерпел крестные страдания ради спасения мира.)

Десятое Евангелие от Марка (XV, 43–47). Здесь о просьбе Иосифа Аримафейского, который у Пилата просил разрешение снять Господа с креста и похоронить, что надо было сделать очень быстро, так как наступала суббота, когда делать такое строго запрещалось.

Великое Славословие в этот день не поется - его читают. И после ектении начинают:

Одиннадцатое Евангелие от Иоанна (XIX, 38–42). Тот же момент апостол описывает, добавляя лишь некоторые подробности.

Поются стихиры на стиховне:

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе.
(Весь мир содрогнулся от страха, видя Тебя, Христе, висящим на Кресте: солнце помрачилось, основания земли поколебались, все сострадало Создавшему все. Господи, добровольно за нас пострадавший, слава Тебе.)

Стих: Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий.

Людие злочестивии и беззаконнии вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде юзники свободит зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.
(Нечестный и преступный народ зачем замышляет тщетное; зачем Жизнь вселенной он осудил на смерть? Великое чудо, ибо Творец мира предается в руки беззаконных и на древо поднимается Человеколюбец, чтобы освободить находящихся в аду узников, восклицающих: "Долготерпеливый Господи, слава Тебе".)

Стих: Даша в снедь Мою желчь и в жажду Мою напоиша Мя оцта.

Днесь зрящи Тя Непорочная Дева на Кресте, Слове, возвышаема, рыдающи Матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзаше. Темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо, увы Мне, Свете мира, что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.
(В сей день Непорочная Дева, видя Тебя, Слово, на Кресте висящим, скорбя материнскою душою, горько уязвлялась сердцем; скорбно стонала из глубины души и сокрушалась, терзая лицо и волосы. При этом, ударяя Себя в грудь, Она жалостно восклицала: "Увы Мне, Божественное Чадо, увы Мне, Свет мира! Что скрылся Ты с глаз Моих, Агнец Божий?" Оттого и воинства бесплотных, трепетом охваченные, возглашали: "Непостижимый Господи, слава Тебе!")

Стих: Бог же, Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли.

На древе видящи висима, Христе, Тебе, всех Зиждителя и Бога, безсеменно Рождшая Тя вопияше горько: Сыне Мой, где доброта зайде зрака Твоего? Не терплю зрети Тя неправедно распинаема; потщися убо, востани, яко да вижу и Аз Твое из мертвых тридневное Воскресение.
(На Древе видя висящим, Христе, Тебя, всех Создателя и Бога, Родившая Тебя без семени взывала горько: "Сын Мой, куда скрылась красота облика Твоего? Не выношу видеть Тебя неправедно распинаемым; поспеши же, восстань, чтобы и Я смогла увидеть Твое воскресение из мертвых в третий день!")

Слава:
Господи, восходящу Ти на Крест, страх и трепет нападе на тварь, и земли убо возбранял еси поглотити распинающих Тя, аду же повелевал еси испустити юзники; на обновление человеков, Судие живых и мертвых, жизнь пришел еси подати, а не смерть. Человеколюбче, слава Тебе.

(Господи, когда Ты восходил на Крест, страх и трепет охватил все творение. Однако же Ты не позволил земле поглотить Твоих распинателей, но повелевал аду освободить узников, для возрождения людей. Ты, Судия живых и мертвых, пришел даровать жизнь, а не смерть. Человеколюбец, да будет слава Тебе!)

И ныне:
Уже омакается трость изречения от судей неправедных, Иисус судимь бывает, и осуждается на крест, и страждет тварь, на Кресте видящи Господа. Но естеством телесе, мене ради страждай, Благий Господи, слава Тебе.

(Уже обмакивается тростниковое перо для написания приговора судьями неправедными; Иисуса судят и осуждают на крест. И страдает все творение, видя Господа на Кресте. Но, Благой Господи, ради меня страдавший плотию, слава Тебе.)

Двенадцатое Евангелие от Матфея (XXVII, 62–66) – напоминает о решении поставить стражу и опечатать гроб.

Священник уносит Евангелие в алтарь. Царские врата затворяются.

Заканчивается служба тропарем:

Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.
(Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!)

С сайта https://www.bogoslovy.ru/velikpyatnica.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: