Тема 1. Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях




Психологическое сопровождение деятельности сотрудников в экстремальных условиях необходимо в связи с тем, что:

  • - предварительная профессионально-психологическая подготовка не может предвидеть все, что может случиться в экстремальных условиях, нужна помощь психолога при мобилизации сил персонала в предстартовой ситуации и в процессе труда;
  • - переход к действиям в экстремальных условиях требует внутренней регуляции необходимого благоприятного для работы в экстремальных условиях состояния, с учетом особенностей самой экстремальной ситуации и местных условий;
  • - благоприятное для деятельности в экстремальных условиях состояние в связи с накоплением усталости, повышением нервного напряжения требует специальных мер по его поддержанию в течение необходимого времени.
  • Поэтому психологическое сопровождение действий персонала в экстремальных условиях осуществляется в виде:
  • - непосредственной профессионально-психологической подготовки личного состава перед самым началом действий и в период кратковременных перерывов;
  • - обеспечения действий в ходе решения задач (наблюдение, контроль, поддержка);
  • - обеспечения восстановления сил после завершения действий.

Основные задачи психологического сопровождения:

  1. Совместно с руководством группы доведение до личного состава особенностей обстановки, момента, принятых решений, стоящих задач (влияние на мотивационную сферу).
  2. Инструктаж по личной безопасности труда.
  3. Мобилизация перед работой необходимых качеств личности и регуляция благоприятных для работы в экстремальных условиях состояний.
  4. Организация специализированной психологической помощи специалистам, находящимся на самых трудных участках работы (личное сопровождение, назначение компетентных ответственных сотрудников, использование индивидуальных психологических средств, средств защиты, стимуляторов).
  1. Создание и соблюдение атмосферы товарищества, коллективизма, поддержки, взаимовыручки.
  2. Проведение реабилитационно-восстановительных мероприятий.
  3. Организация и проведение мероприятий психологического воздействия на участников вооруженного сопротивления или террористов (при проведении силовых мероприятий).

Организация непосредственной профессионально-психологической подготовки.

После получения приказа на выполнение служебно-боевых задач в экстремальных условиях проводится целевая, непосредственная, профессионально-психологическая подготовка сотрудников с отработкой навыков конкретного вида деятельности. Она может проводиться либо по месту формирования группы, либо по прибытии в места с экстремальными условиями работы. Если подготовка проводится по месту формирования группы, то создаются условия, максимально приближенные к тем, которые ожидаются. Особое внимание уделяется при этом достижению взаимопонимания в группах, слаженности действий.

Проводятся инструктажи, беседы, доводится необходимая информация.

Первой заботой руководителей всех уровней и психологов является успешное начало действий в сложных экстремальных условиях в состоянии максимальной "включенности" сотрудников в ситуацию, при полной собранности сил и мобилизованности, с пониманием задач, обстановки и способов своих действий. Наличие психологической готовности - условие достижения успеха с первых шагов деятельности. Очень часто уже сам факт попадания в экстремальные условия приводит к возникновению негативных состояний: тревоге, страху, "предстартовой лихорадке", - когда человека трясет от возбуждения. Подготовленных к действиям в экстремальных условиях работников факт попадания в экстремальные условия -мобилизует.

Для регуляции и закрепления состояния повышенной "включенности" в экстремальную ситуацию необходимо:

  • - определить личную значимость ситуации; быть готовым принять худший итог ситуации; произвести переоценку ценностей, не подавлять их, а лишить их значимости; построить модель улучшенного конечного результата и модель деятельности, ведущей к этому результату;
  • - избавиться от навязчивых представлений о возможности негативных последствий за счет восприятия окрашенной в положительные тона эмоциональной информации переориентировать свои чувства на успех, представить ситуацию в желательном варианте; ощутить удовлетворение от процесса самой деятельности, использовав для этого трансрегуляционную психотехнику, аутогенную тренировку и методы психологической саморегуляции

Исследования и практика показывают, что подлинно высокий уровень профессиональной готовности персонала может быть лишь при ориентировке на конкретные предстоящие действия и на четкий результат перед непосредственным процессом работы.

Независимо от того, где первый раз проводилась непосредственная профессионально-психологическая подготовка сотрудников, впоследствии (если решение задач длится несколько дней) она проводится каждый раз при очередном поручении. Затраты времени на непосредственную профессионально-психологическую подготовку могут быть от 3-5 минут до 4-8 часов, в зависимости от подготовленности специалистов, опыта работы в экстремальных условиях, сложности предстоящих задач, ответственности и быстротечности предстоящих действий, резерва времени.

Главное в непосредственной профессионально-психологической подготовке - добиться нужного состояния, оптимального уровня настроя на разрешение задачи непосредственно перед ее выполнением.

Желательно, чтобы непосредственную профессионально-психологическую подготовку с сотрудниками проводил тот психолог, который проводил и предварительную профессионально-психологическую подготовку, но это - отнюдь не обязательное требование. Непосредственная профессионально-психологическая подготовка может совмещаться или пересекаться с инструктажем, который проводит руководитель работ перед их началом. От этого выигрывает как сама подготовка, которая конкретизируется под определенные первоочередные задачи, так и инструктаж, который преобразуется в незаформализованную, а личностно ориентированную постановку задач.

Непосредственная профессионально-психологическая подготовка должна предусматривать как групповые, так и индивидуальные формы работы, направляться на дополнительное мотивирование и ориентирование специалистов в выполнении конкретных персональных задач в экстремальных условиях.

Основные формы и методы, которые используются в непосредственной профессионально-психологической подготовке: пример, разъяснение, убеждение, внушение, показ, упражнение и тренаж.

Средства воздействия на сотрудников подразделяются на: материальные, визуальные, слуховые, обонятельные, кинестетические.

Непосредственная профессионально-психологическая подготовка сотрудников должна носить элементы предрабочей разминки. Совсем не

случайно, например, спортсмены разминаются перед стартом, приводя свой организм в состояние, при котором можно показать наилучший результат. Доказано, что в начале любой работы происходит рост ее успешности, определяющий настрой всех моральных, психических и физиологических функций человека на работу, получивший в науке название "врабатывание".

Наиболее заметно явление "врабатывания" в первые 10-15 минут работы, когда качественные показатели ее возрастают в среднем на 40%. Причем, чем больше разница (перепад) в степени активности человека до работы и после ее начала, - тем дольше это явление длится, тем хуже показатели в начале работы (т.е. если после долгого ожидания приступить к сложной работе, требующей большой интенсивности, то в первые минуты можно не проявить всех своих способностей и возможностей, - а это в экстремальных условиях часто недопустимо, так как может привести к гибели или травмам).

Для преодоления этого явления необходимо наращивать активность нагрузки непосредственно перед началом действий, уменьшая перепад между состоянием перед и после начала действий и тем самым сделать период "врабатывания" минимальным и плавным. Эту задачу вместе с инструктажем должна решать непосредственная профессионально-психологическая подготовка.

Еще одна психологическая закономерность - это адаптация органов чувств, особенно зрения. Так при переходе ночью из освещенного помещения в темноту повышение чувствительности зрения на 80% происходит в течение 15-20 минут и завершается через 60 минут. В связи с чем следует проводить непосредственную подготовку в специфических, в психологически характерных для работы условиях.

В комплекс непосредственной профессионально-психологической подготовки чаще всего включают:

  1. Приемы релаксации (упражнения по расслаблению всех групп мышц при беге, ходьбе; стоя, сидя, лежа).
  2. Физические упражнения (зарядка, гимнастика, рукопашный бой);
  3. Упражнения на использование связного и активизирующего дыхания.
  4. Упражнения на активизацию восприятия, экстравертированного и интровертированного внимания, памяти, наблюдательности, мышления.
  5. Медитативные методики.

Использование медитативных методик требует продолжительной предварительной профессионально-психологической подготовки.

Их применение в экстремальных условиях возможно специалистами, прошедшими специальный курс подготовки. Поэтому, на наш взгляд,

целесообразней применять трансрегуляционные психотехники, основанные на базе медитативных методик.

  1. Профессиональное восприятие ситуации и позитивное восприятие окружающей обстановки.
  2. Аутогенную тренировку.
  3. Различные методики саморегуляции, нацеленной на успешность деятельности в конкретной эмоционально-значимой ситуации:
  • - упражнения по визуализации (мысленные, образные представления своих успешных действий в деталях на основе имеющегося успешного опыта);
  • - осуществление самоприказов, самовнушений, установок, напутствий.
  1. Адаптацию в темном помещении, к свисту пуль, взрывам, стонам и т.д.
  2. Параллельную работу со сменщиком в течение 10-15 минут, если таковой есть.
  3. Ритуальные действия - как индивидуальные, так и групповые (если они являются пусковым сигналом для привычных, закрепленных навыками автоматизированных действий и внутреннего настроя). Ритуалы должны быть связаны с решительными, волевыми действиями, которые в сложных условиях помогают преодолеть расслабленность, вялость и неуверенность в своих силах (например, удар кулаком по руке с выдохом, одевание берета и т.д.).

Значительное влияние на психологическое состояние персонала в экстремальных условиях осуществляется грамотным, уверенным и надежным управлением действиями людей. Важно проводить предварительную и непосредственную профессионально-психологическую работу и с руководителями на предмет психологии управления персоналом, так как неразбериха, возникшая в экстремальных условиях, еще больше усугубит их. Необходимо научить руководителей сочетать смелость и решительность с осмотрительностью; овладевать инициативой в психологически сложных ситуациях.

Непосредственное психологическое сопровождение персонала в процессе работы.

Любое состояние человека - не постоянно. Даже в тиши кабинета его состояние меняется после 3-4 часов работы. Тем очевиднее оно может измениться в экстремальных условиях, когда человек тратит не только физические силы, помимо этого его сознание и психика испытывают огромное давление психогенных факторов.

В связи с этим возрастает значение моделирования и актуализации нужных психических состояний самим человеком в экстремальных ситуациях.

В психологической поддержке нуждаются все сотрудники, но не все это осознают. Психолог не в состоянии оказывать психологическую помощь всем сотрудникам, поэтому в экстремальных условиях должен делаться упор на установление доброжелательных взаимоотношений в коллективе, сплоченность в группе и поддержание климата взаимовыручки. В экстремальной ситуации проявляются результаты отбора персонала (на сколько удачно подобраны партнеры в группы по признакам психологической совместимости; симпатии людей и т.д.).

Задачи непосредственного психологического сопровождения сотрудников в процессе службы:

  • - обеспечивать мобилизованность персонала и его адаптацию в течение всего времени выполнения задач;
  • - оказывать помощь в преодолении возникающих по ходу действий психологических трудностей особенно тем, кто не выдерживает нагрузок и начинает проявлять слабость;
  • - поддерживать и повышать морально-психологические возможности сотрудников на основе накапливающегося опыта действий.

В соответствии с поставленными задачами психолог обязан:

  • - осуществлять контроль психологического состояния и работоспособности специалистов;
  • - выявлять в процессе контроля оперативные показания в индивидуальной психокоррекционной работе. При этом особое внимание уделять таким расстройствам как психическая демобилизация, реактивные состояния, аффективные реакции (психологические срывы), конфликтность, деморализация, злоупотребление алкоголем, острое утомление, переутомление;
  • - проводить мероприятия психологической коррекции, направленные на снятие острых проявлений психического стресса, нормализацию сна, восстановление работоспособности;
  • - выявлять нужды, запросы, настроения персонала, негативные факторы, влияющие на психологическое состояние; неблагоприятные межличностные отношения в коллективах;
  • - содействовать руководству подразделений в работе с персоналом.

Как известно, запас сил человека связан с таким его качеством, как работоспособность. Уже через 2-3 часа очень напряженной работы может начаться спад работоспособности под влиянием вначале скрытого, а потом явно развивающегося утомления, которое, как правило, потом отражается и на качестве действий. Работник, овладевший методами регуляции состояний, может задержать момент наступления утомления. Однако, полностью его предотвратить невозможно.

Поэтому очень важно, чтобы сотрудник сумел почувствовать момент наступления утомления и вовремя принять необходимые меры для его профилактики или обратился бы за помощью к психологу.

Психолог должен помнить, что формы и методы решения психологических задач в экстремальных условиях должны соответствовать их возможностям, не мешать, а помогать работе персонала.

В экстремальной ситуации важно контролировать себя и свои эмоции. Для этого рекомендуется научиться смотреть на себя со стороны; наблюдать за выражением своего лица, заставлять себя улыбаться, даже когда этого не хочется. Это приводит к расслаблению мышц. Целесообразно проговаривать формулу: "Спокойно; я улыбаюсь; лицо расслабленное". Затем целесообразно сделать 2-3 глубоких вдоха, перейти на успокаивающий вариант брюшного дыхания и глубокое связное дыхание и произнести формулу: "Дыхание глубокое, ровное, тело расслаблено".

В ситуациях сильного психического напряжения рекомендуется:

  1. Осуществить самоконтроль по аутогенной тренировке, расслабить мышцы, напряжение которых в данный момент нежелательно (например, в положении стоя перенести центр тяжести на одну ногу, вторую ногу расслабить; тоже - с руками, плечевым поясом и т.д.).
  2. Осуществить внимательное наблюдение за потоком своих мыслей и своей деятельностью.
  3. При передвижении (ходьба, бег) расслабить мышцы лица, рук плечевого пояса.
  4. Применить поверхностное, грудное дыхание, после чего перейти на ровное, глубокое связное дыхание.
  5. Использовать словесный самоприказ: "Я владею собой, уверен в своих силах, дышу спокойно и свободно.
  6. Использовать самовнушение о неизбежности профессионального успеха (победы).
  7. Использовать прием самоподкрепления: самоодобрение действий; обращение к внешнему эталону, образцу для подражания.

Психологическое обеспечение восстановления работоспособности личного состава.

Психологическая работа с сотрудниками в экстремальных условиях требует ответов на вопросы:

  1. Какой продолжительности и интенсивности нужен отдых сотрудникам?
  2. Не проявляются ли у кого-либо из сотрудников психические расстройства, нет ли проявлений дезадаптивного поведения?
  1. Нужно ли психологическое восстановление состояния и в какой степени?
  2. Кого следует освободить от работы сроком до 3-х суток?
  3. Есть ли необходимость в эвакуации кого-либо из группы?

Ответить на эти вопросы в экстремальных ситуациях психологу помогут: сам наблюдаемый; врач; руководитель; товарищи по работе. Целесообразно в экстремальных условиях также применять не объемные психодиагностические методики, а более простые, но репрезентативные: методики определения оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина); проективные методики (в частности, "несуществующего животного", "незаконченного предложения" Сакса и Леви; цветовой тест актуального эмоционального состояния Люшера).

Восстановление рабочего состояния персонала следует осуществлять и в перерывах между действиями, и по окончании работы.

Психолог обязан разумно, пристально и непрерывно наблюдать за сотрудниками, пытаться по внешним признакам и в общении оценить их настрой; выявлять тех, кто нуждается в помощи.

Как известно, психические расстройства возникают в силу:

  1. Психической травмы (перенапряжение сил, вызванное кратковременным или относительно затяжным воздействием психотравмирующих чрезвычайных обстоятельств).
  2. Воздействия факторов, которые суммируются и нарастают в условиях переутомления, отсутствия отдыха и психологической разрядки.

Большинство психических расстройств не связаны с невменяемостью, но связаны с острыми посттравматическими стрессовыми расстройствами. Их симптомы: раздражительность, слабость, апатия, повышенная агрессивность, вспыльчивость, плохой сон, усталость, разбитость. При более глубоких расстройствах (страхи) могут наблюдаться навязчивые состояния, тревожные сны.

Большинство психических расстройств, возникающих у персонала в экстремальных условиях, - устранимы. Однако своевременное непринятие срочных мер по восстановлению работоспособности сотрудников может привести к посттравматическим стрессовым расстройствам (ПТСР) и психосоматическим заболеваниям.

Нужно считаться и с ритмами работоспособности: суточный, недельный, сезонный. Снижение работоспособности происходит с 2 до 6 часов утра, в послеобеденный час, к концу смены, в вечерние часы, в недельном цикле: в субботу, воскресенье, понедельник.

Принципы восстановительных мероприятий:

  1. Безотлагательность (как можно быстрее).
  2. Приближенность к месту работы (оказание помощи на месте без госпитализации).
  1. Предсказуемость восстановления (обращение с человеком не как с больным, а как со здоровым).
  2. Единство воздействий (оказание помощи одному или группе лиц, согласовывая воздействия по месту, способам, времени, целенаправленно и последовательно).
  3. Простота (оказание элементарной помощи для: снятия тревоги, избежания ухода в себя, преодоления суженного (тоннельного) сознания и навязчивых мыслей).

Иногда достаточно отвести пострадавшего от источника психической травматизации, создать более-менее комфортные условия (пища, отдых, душ, сухое белье), дать возможность высказаться, выплеснуть переживания, впечатления, выразить понимание; представить информацию, свидетельствующую о порядке и организованности, успешных действиях соседей и т.д.

Для восстановления благоприятного психического состояния и работоспособности сотрудников необходимо:

  • - использовать паузы в работе для восстановления сил, если пауз нет - кратковременную подмену персонала на 5-7 минут. В это время возможно сделать связное дыхательное упражнение, состоящее из 8-10 медленных глубоких вдохов и выдохов, прерываемых паузой; активизирующее дыхательное упражнение при медленных вдохах и резких выдохах; физическую гимнастику, активную или пассивную мышечную регуляцию;
  • - применять при длительных нагрузках, связанных с малоподвижностью, идеомонические упражнения: произвести сильное напряжение отдельных мышц в течение 5 секунд и затем в течение 5-10 секунд их расслабить, локти при этом нацелены в землю, подбородок уперт в кулак. Осуществить подхват рук под ноги, голову втянуть в плечи и т.д.;
  • - использовать стимуляторы кратковременного повышения работоспособности (соленый огурец, лимон, кофе, глюкоза, витамины, специальные препараты, умывание лица, шеи, тела холодной водой);
  • - использовать при общей усталости, особенно физической, пассивный отдых - сон, расслабленность (сидение с закрытыми глазами, лежание). Но нельзя пассивной расслабленности отводить слишком много времени (оптимум 8 часов), иначе может возникнуть обратный эффект - квазиусталость, т.е. чувство усталости при отсутствии утомления организма;
  • - использовать активный отдых - отдых, заполненный какой-либо активной интересной деятельностью: спортивными играми, чтением, написанием писем, просмотром телепрограмм, прослушиванием радио и музыки, телефонными переговорами, встречами с интересными людьми, ветеранами, представителями администрации, награждением отличившихся, проведением концертов, ремонтом обмундирования и орудий труда, принятием душа;
  • - психологическую и психотерапевтическую помощь. Она снимает симптомы нервных перегрузок, которые порой препятствуют восстановлению работоспособности. Основными формами ее выступают: индивидуальные психотерапевтические беседы, рациональная терапия (сопоставить, что наносит больший вред - пережитый эпизод или продолжительное размышление о нем, принятие происшедшего как факта, планировать предстоящую работу с утра); индивидуальное психотерапевтическое консультирование; психологические рекомендации; психологические дебрифинги; аутотренинг; сеансы релаксации; НЛП;
  • - психологическую саморегуляцию и трансрегуляцию. Это весьма эффективные меры не только профессионально-психологической подготовки, но и восстановления сил. Используются методы активной и пассивной мышечной релаксации, самоприказ, самовнушение, рациональной психотерапии, регуляции дыхания, телесно-ориентированная терапия, массаж, психофизиологические методы ("Ключ" Алиева).

Содержание трансрегуляционной психотехники:

Первый этап состоит из:

  • - определения и вербализации каждым работником требующихся в экстремальных условиях качеств. Целесообразно записать эти качества на бумаге;
  • - представления (воображения) образа суперчеловека, сказочного героя, животного, птицы, насекомого, которому свойственны выделенные качества и к которому проявляется эмоциональная предрасположенность;
  • - идентификации себя с данным образом.

На втором этапе применяется ситуативно-образная психорегулирующая тренировка.

Она состоит из:

  • - словесного описания конкретной, экстремальной ситуации, которую нужно представить;
  • - образного воспроизведения ситуации и себя в роли ранее сформированного образа;
  • - образного формирования успешного поведения, самовнушения уверенности (установки на победу).

Третий этап состоит из:

  • - концентрации внимания на своем дыхании или частях своего тела;
  • - концентрации внимания на своих мыслях (достижение самоконтроля за своими мыслительными процессами и переход в стадию "безмыслия").

Четвертый этап направлен на повышение эффективности специальных видов профессиональной деятельности.

Он состоит из:

  • - самопроизвольного достижения состояния самоконтроля за своими мыслительными процессами;
  • - сосредоточения на ключевом моменте профессиональной деятельности (например, нажатие спускового курка пистолета, выброс руки в ударе и т.д.) с сохранением состояния самоконтроля за своими мыслительными процессами.

При этом предполагается, что в значимой ситуации, при удержании специалистами внимания за своими мыслительными процессами, происходит непроизвольная актуализация ранее сформированной образной установки.

Психотехники повышения эффективности специальных видов деятельности (стрельба, виды единоборств и т.д.), целесообразно выполнять непосредственно перед этими видами деятельности. Они представляют собой приемы психологического настроя работников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: