Контрольная работа по дисциплине « Русский язык и культура речи»




 

Вариант 1.

 

1.Раскройте содержание понятия «Культура речи»?

В чем состоит богатство речи?

 

2.Спишите и расставьте ударение.

Брала, начали, алфавит, километр, алкоголь, бензопровод, верба, завсегдатай, дефис, хвоя, диспансер, рудник, эпилог, престиж, монолог, агент, аристократия, честна, искра, иначе.

 

3.Определите лексическое значение слов.

Публицистика, лабиринт, архаичный, периферия, бартер, вернисаж, импозантный, конгломерат, хунта, спонсор.

 

4.Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов.

Пиррова победа, калиф на час, держать хвост пистолетом, тянуть канитель, Соломонов суд.

 

5.Исправьте речевые ошибки.

Эта идея мне гармонирует. Впереди лидирует гонщик под номером 3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона полный кворум.

 

6. Составьте словосочетания со словами.

Рояль, фамилия, бра, картофель, пальто, бюро, тюль, такси, Сухуми, Капри.

 

7.Образуйте словосочетания с данным предлогом.

Согласно (приказ, распоряжение, устав, план, заявление)

 

8. Исправьте речевые недочеты в предложениях.

Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. Детвора с утра резвились во дворе. Река Днепр этой весной вышел из берегов. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. В городе открылись много магазинов.

9. Каковы основные особенности научного стиля?

10.Приведите примеры использования научного стиля.

 

 

Вариант 2.

1.Раскройте содержание понятий «Нация», «Национальный язык».

Почему мы считаем А.С.Пушкина создателем современного русского литературного языка?

 

2. Спишите и расставьте ударение.

Демократия, валовой, агент, корысть, дремота, баловать, квартал, иначе, закупоривать, досуг, блага, анатом, эксперт, феномен, усугубить, черпать, цеховой, таможня, партер, тотчас.

 

3. Определите лексическое значение слов

Статус-кво, суверенитет, эмбарго, доктрина, инсинуация, апартеид, диссидент, антипод, пакт, геноцид.

 

4.Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов.

Двуликий Янус, дамоклов меч, обвести вокруг пальца, бить баклуши, лебединая песня.

 

5.Исправьте речевые ошибки.

Леня рос круглой сиротой. Новых сапогов у него никогда не было. В этом кафе можно купить разнообразные торта. Не знаете ли вы, сколько сейчас времени? Я напою тебя отличным кофеем.

 

6. Составьте словосочетания со словами.

Меню, Тбилиси, леди, кашпо, кашне, фойе, мозоль, какаду, цеце, Сочи.

 

7.Образуйте словосочетания с данным предлогом.

Вопреки (сомнение, предсказание, обещание, совет)

 

8. Исправьте речевые недочеты в предложениях.

Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. В шкафу стоят много книг. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. Лектор оперировал с точными фактами.

 

9. Каковы основные особенности публицистического стиля?

 

10. Приведите пример использования публицистического стиля.

 

Вариант 3.

 

1.Раскройте содержание понятия «Чистота речи»?

Каковы основные особенности ударения в русском языке?

 

2. Спишите и расставьте ударение.

Желоб, одновременно, исподволь, откупоривать, кухонный, заржаветь, статуя, блага, меновая, исповедание, красивее, мизерный, осведомить, медикамент, зубчатый, призыв, щавель, созыв, средства, инцидент.

 

3. Определите лексическое значение слов.

Брифинг, элита, догматизм, антипод, альтернатива, гегемонизм, мораторий, менеджер, прагматизм, пакт.

 

4.Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов.

Между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, крокодиловы слезы, в час по чайной ложке, выйти сухим из воды.

 

5.Исправьте речевые ошибки.

Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда. В шкафу стоят много книг. Артист был удостоен высокой наградой.

 

6. Подберите определения к словам.

Табель, туфля, депо, шимпанзе, толь, жюри, пианино, МИД, какао, какаду.

 

7.Образуйте словосочетания с данным предлогом.

Благодаря (забота, случай, друзья, внимание, настойчивость)

 

8. Исправьте речевые недочеты в предложениях.

Я поднял тост за моих далеких друзей. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах. В его выступлении не было ни грамма правды. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей.

 

9. Каковы основные особенности официально-делового стиля?

 

10. Приведите примеры использования официально-делового стиля.

 

Вариант 4.

 

1.Раскройте содержание понятия «Деловое общение»?

Какие виды делового общения Вы знаете?

 

2. Спишите и расставьте ударение.

Принял, воспринять, симметрия, мизер, феномен, сосредоточение, агрономия, планер, мышление, осведомить, запломбированный, исподволь, каталог, кухонный, никчемный, досуг, истекший, диспансер, заговор, убыстрить.

 

3. Определите лексическое значение слов.

Конгломерат, интеграция, постулат, спонсор, амбиция, флора, фауна, вердикт, лексикон, инсинуация.

 

4.Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов.

Сфинксова загадка, глас вопиющего в пустыне, прокрустово ложе, в зубах навязло, седьмая вода на киселе.

 

5.Исправьте речевые ошибки.

Первая премьера этого спектакля состоялась на сцене Мариинского театра. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Он обратно опоздал на занятия.

 

6. Составьте словосочетания со словами.

Жюри, кофе, Осло, колибри, конферансье, бра, фойе, Капри, рельс, тюль.

 

7.Образуйте словосочетания с данным предлогом.

Наперекор (судьба, враги, злые силы, расчеты)

 

8. Исправьте речевые недочеты в предложениях.

Инженера везде требуются. Только один листок виднеется на кусту орешника. Окно занавешено красивой белой тюлью. Свыше пятьсот народностей прож ивают на этом континенте. Наш город красивый в любое время года.

 

9. Каковы основные особенности разговорного стиля?

 

10. Приведите примеры использования разговорного стиля в художественной литературе.

 

 

Вариант 5.

 

1.Раскройте содержание понятий «Нация», «Национальный язык».

Почему мы считаем А.С.Пушкина создателем современного русского литературного языка?

 

2. Спишите и расставьте ударение.

Гренки, звонит, заиндеветь, обеспечение, свекла, гордиев узел, бытие, еретик, завидно, много должностей, аристократия, черпать, средства, искус, цемент, шасси, созыв, облегчить, донял разговорами, опека.

 

3. Определите лексическое значение слов.

Брифинг, интеграция, эмбарго, конгломерат, апартеид, интенсификация, мемуары, антипод, постулат, беспрецедентный.

 

4.Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов.

Дамоклов меч, калиф на час, двуликий Янус, не в своей тарелке, спустя рукава.

 

5.Исправьте речевые ошибки.

Мы с мамой испекли пирожки с повидлой. Дети играли в казаков- разбойников. Самый наибольший вред наносит человеку курение. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался снег. Метель не утихала в течение троих суток.

 

6. Составьте словосочетания со словами.

Онтарио, Батуми, кашпо, купе, тюль, толь, меню, шоссе, фойе, пари.

 

7.Образуйте словосочетания с данным предлогом.

Благодаря (забота, случай, друзья, внимание, настойчивость)

 

8. Исправьте речевые недочеты в предложениях.

Писатель подробно описывает о жизни. Сократ сказал, что «я знаю, что ничего не знаю». Маяковский стоял у источников новой поэзии. Николай выбрал самый кратчайший путь. Лучшие пять работ премированы.

 

9. Каковы основные особенности художественного стиля?

10. Приведите примеры.

 

 

Вариант 6.

 

1.Чем отличаются нормы правописания от норм произношения?

 

2. Спишите и расставьте ударение.

Принял, воспринять, симметрия, мизер, феномен, сосредоточение, агрономия, планер, мышление, осведомить, запломбированный, исподволь, каталог, кухонный, никчемный, досуг, истекший, диспансер, заговор, убыстрить.

 

3. Определите лексическое значение слов.

Конгломерат, интеграция, постулат, спонсор, амбиция, флора, фауна, вердикт, лексикон, инсинуация.

 

4.Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов.

Сфинксова загадка, глас вопиющего в пустыне, прокрустово ложе, в зубах навязло, седьмая вода на киселе.

 

5.Исправьте речевые ошибки.

Первая премьера этого спектакля состоялась на сцене Мариинского театра. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Он обратно опоздал на занятия.

 

6. Составьте словосочетания со словами.

Жюри, кофе, Осло, колибри, конферансье, бра, фойе, Капри, рельс, тюль.

 

7.Образуйте словосочетания с данным предлогом.

Наперекор (судьба, враги, злые силы, расчеты)

 

8. Исправьте речевые недочеты в предложениях.

Инженера везде требуются. Только один листок виднеется на кусту орешника. Окно занавешено красивой белой тюлью. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. Наш город красивый в любое время года.

 

9. Каковы основные особенности разговорного стиля?

 

10. Приведите примеры использования разговорного стиля в художественной литературе.

 

Вариант 7.

 

1. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка. Виды словарей языка.

 

2. Расставьте ударение в словах:

Августовский, валовой, грошовый, избалованный, красивее, жалюзи, закупоривать, квартал. каталог, ломота, маркетиг, мышление.

 

3. Составьте агитационную речь на 5-7 мин (тема по выбору)

 

4. Исправьте речевые недочеты.

Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. Он был способный выполнить самую трудную задачу. На обеих коленях были царапины. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. Он пригласил гостей е нему домой.

 

 

5. 4.Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов.

Сфинксова загадка, глас вопиющего в пустыне, стрелять из пушки по воробьям, в зубах навязло, лить крокодиловы слезы.

 

6.Составьте словосочетания со словами рынок, базар; годичный, годовой.

7.Дайте определение языковой норме.

 

8.Примеры рекламы в деловой речи.

 

9. Научный стиль: особенности и специфика.

 

10. Составьте словосочетания со словами.

Табель, туфля, депо, шимпанзе, толь, жюри, пианино, МИД, какао, какаду.

 

 

Вариант 8.

 

1. Каковы основные особенности разговорного стиля?

 

2. Приведите примеры использования разговорного стиля в художественной литературе.

 

3. Определите лексическое значение слов.

Брифинг, интеграция, эмбарго, конгломерат, апартеид, интенсификация, мемуары, антипод, постулат, беспрецедентный.

 

4.Исправьте речевые ошибки.

Первая премьера этого спектакля состоялась на сцене Мариинского театра. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Он обратно опоздал на занятия.

 

5.Образуйте словосочетания с данным предлогом.

Благодаря (забота, случай, друзья, внимание, настойчивость)

 

6.Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов.

Между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, крокодиловы слезы, в час по чайной ложке, выйти сухим из воды.

 

 

7. Спишите и расставьте ударение.

Принял, воспринять, симметрия, мизер, феномен, сосредоточение, агрономия, планер, мышление, осведомить, запломбированный, исподволь, каталог, кухонный, никчемный, досуг, истекший, диспансер, заговор, убыстрить.

 

8.Определите лексическое значение слов.

Публицистика, лабиринт, архаичный, периферия, бартер, вернисаж, импозантный, конгломерат, хунта, спонсор.

 

9.Дать определение варваризмам, привести примеры.

 

7.Дайте определение языковой норме.

 

Вариант 9.

1.Что такое деловая беседа?

 

2.Перечислить функциональные стили речи, краткая характеристика.

 

3.Дать определение словам:

Файл, мониторинг, спикер, консенсус, электорат, конверсия, аудитор, траст, триллер, вестерн, джакузи.

 

4. Исправьте речевые недочеты.

Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. Он был способный выполнить самую трудную задачу. На обеих коленях были царапины. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. Он пригласил гостей е нему домой.

 

5.Образуйте словосочетания с данным предлогом.

Благодаря (забота, случай, друзья, внимание, настойчивость)

 

6. Расставьте ударение в словах:

Августовский, валовой, грошовый, избалованный, красивее, жалюзи, закупоривать, квартал. каталог, ломота, маркетиг, мышление

 

7. Каковы основные особенности разговорного стиля?

 

8. Приведите примеры использования разговорного стиля в художественной литературе.

 

9.Примеры рекламы в деловой речи.

 

10. Составьте словосочетания со словами рынок, базар; годичный, годовой.

 

Вариант 10.

1.Основные единицы общения.

 

2.Правила оформления документов (примеры).

 

3. Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов.

Между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, крокодиловы слезы, в час по чайной ложке, выйти сухим из воды.

 

4. Исправьте речевые недочеты.

Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. Он был способный выполнить самую трудную задачу. На обеих коленях были царапины. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. Он пригласил гостей е нему домой.

 

5. Определите лексическое значение слов.

Брифинг, интеграция, эмбарго, конгломерат, апартеид, интенсификация, мемуары, антипод, постулат, беспрецедентный.

 

6.Дать определение варваризмам, привести примеры.

 

 

7. Составьте словосочетания со словами.

Табель, туфля, депо, шимпанзе, толь, жюри, пианино, МИД, какао, какаду

 

8.Дайте определение языковой норме.

 

9. Составьте резюме.

 

10. Дайте определение языковой норме.

 

Литература

 

1.А.А.Данцев, Н.В.Нефедова. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс,2002.

2.Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс,2004.

3.И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Секреты хорошей речи. М.,1993.

4.И.Б.Голуб. Русский язык и культура речи. М.,2001.

5.Культура устной и письменной речи делового человека. М.,2001

6.Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь трудностей русского языка. М.,1985.

7.Н.И.Новинская. Орфоэпический словарь русского языка. Ростов-на-Дону: Феникс,2004.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: