СЛАЙД 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ.
Кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату, образуют государственные займы. В результате заемной деятельности государства образуется государственный долг.
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
СЛАЙД 8. ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РФ:
Долговые обязательства России могут существовать в виде обязательств по:
· кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика;
· государственным ценным бумагам, выпущенным от имени России;
· бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы страны;
· государственным гарантиям Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
Государственные заимствования могут быть внешними и внутренними. Государственные внутренние заимствования – это долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в национальной валюте. Они образуют государственный внутренний долг, который представляет собой величину задолженности государства своим гражданам и предприятиям.
Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования образуют государственный внешний долг, т.е. задолженность данного государства гражданам и организациям иностранных государств.
Государственные и муниципальные внутренние и внешние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств. Право осуществления государственных внутренних заимствований принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Министерству финансов России.
Учет и регистрация государственных внутренних и внешних долговых обязательств Российской Федерации осуществляются в Государственной долговой книге Российской Федерации.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате долгов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
СЛАЙД 9. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ГОС. ДОЛГОМ:
В процессе управления государственным долгом применяются следующие средства:
· Конверсия государственного долга – изменение доходности займов.
· Консолидация государственного долга – увеличение срока действия уже выпущенных займов.
· Унификация государственных займов – объединение нескольких займов
· Обмен облигации по регрессивному соотношению – приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.
· Отсрочка погашения займа – перенос на более поздние сроки погашения займа и прекращение выплаты дохода по этому займу.
· Аннулирование государственного долга – отказ государства от обязательств по выпущенным займа.
Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.
Долговая нагрузка – это расходы по погашению имеющихся кредитов и займов. Она определяется как соотношение суммы платежей по кредитам к сумме доходов заемщика.
СЛАЙД 10. ЦЕЛИ ГОС. КРЕДИТОВАНИЯ: (НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ ЭТО ВСЕ)
Самое интересное, что если вникнуть в суть государственного кредитования, то мы выясним, что конечные цели государственного кредитования могут быть совершенно различными, ведь фраза "покрытие бюджетного дефицита" может содержать в себе целую кучу понятий, таких как:
· субсидирование социальной сферы;
· развитие производства;
· развитие сельского хозяйства;
· финансирование "распухшего" государственного аппарата и прочее.
Причем фактически средства могут вкладываться в одну сферу, предположим социальную, дефицит в которой создан по вине другой сферы, скажем из-за "распухшего" государственного аппарата. А плательщиком такого кредита в конечном итоге оказывается народ или народное достояние, поскольку любая государственная задолженность покрывается за счет средств бюджета, а, следовательно, идет с нашего кармана.
Также в последнее время широко практикуется практика рефинансирования, т.е. когда для покрытия платежей по одному государственному кредиту берется другой, но в таком случае задолженность в итоге только растет и растет, как снежный ком. А итогом агрессивной кредитной политики государства и бездумным обвешиванием кредитами будет дефолт. И примеров тому достаточно:
· дефолт 1998 года, когда правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ;
· дефолт 2001 года, когда правительство Аргентины объявило о дефолте и отказалось выплачивать 80 млрд из 132 млрд долларов государственного долга;
· технический дефолт Греции в 2015 году.
· дефолт 2014, когда правительство Украины допустило неуплату по своим обязательствам перед международными кредиторами (в дальнейшем долг был реструктуризирован) а также отказалось погашать евробонды перед правительством Российской Федерации.