АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ
«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Направление подготовки: 05.06.01 – Науки о Земле
Направленность (профиль): метеорология
Квалификация (степень) – Исследователь. Преподаватель-исследователь.
Составила:
Есикова Т.В. - доц., РГГМУ ___________________________
Подпись
Рецензент:
Сорокина А.И. - д. психол.н.,
профессор БГПУ им. М.Акмуллы. _______________________________
Подпись
Санкт-Петербург 2016
Цель дисциплины
Целью дисциплины «Педагогика и психология высшего профессионального образования» является формирование у аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по направлению «Метеорология» готовности к будущей профессиональной педагогической деятельности в вузе в соответствии с целями ОПОП ВО. В целом изучение дисциплины направлено на повышение уровня психологической, педагогической и общей культуры аспирантов.
Основные задачи дисциплины «Педагогика и психология высшего профессионального образования»:
- раскрытие роли и возможностей психологических знаний в самореализации и самоутверждении человека;
- психологическая подготовка аспирантов к предстоящей профессиональной деятельности;
- формирование системы представлений о формах и способах использования психологического знания в решении образовательных задач;
- изучение целей, методов, средств и форм обучения в вузе;
- знакомство с современными педагогическими технологиями;
- изучение способов и методов разработки, выбора и применения оптимальной образовательной технологии и стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения;
- изучение методов организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов;
- формирование педагогического мастерства, нравственно-психологического образа педагога.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина "Педагогика и психология высшего профессионального образования" относится к дисциплинам вариативной части образовательной составляющей аспирантской программы послевузовского профессионального образования по подготовке кадров высшей квалификации.
Дисциплина включает в себя изучение современного состояния и результатов исследований в области психологии личности, дидактики высшей школы, психологии высшего профессионального образования. Освоение дисциплины предполагает выполнение аспирантами самостоятельных научно-исследовательских работ (написание рефератов) и методических работ (разработка конспектов лекций и семинарских занятий). Изучение дисциплины происходит в виде лекций и практических занятий, с использованием интерактивных форм общения аспирантов и преподавателя, просмотра видеоматериалов.
Основные разделы курса «Педагогика и психология высшего профессионального образования»: 1-й раздел (модуль) - «Общие проблемы психологии и педагогики ВПО» и 2-й раздел (модуль) - «Психологические особенности преподавания в системе ВПО» требуют предварительного знания следующих дисциплин: общей, возрастной и социальной психологии, педагогики.
Таким образом, дисциплина «Педагогика и психология высшего профессионального образования» является комплексной дисциплиной. Обучающиеся аспиранты должны для ее освоения иметь знания по отдельным разделам фундаментальных дисциплин психологии и педагогики. В процессе обучения они должны приобрести навыки преподавания в вузе.
Формируемые компетенции: Формируемые компетенции: УК- 1, УК- 2, УК-3, УК-5, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3.
Общая трудоемкость дисциплины – 108 часа.
Вид итогового контроля – зачет (1 год обучения).
Содержание дисциплины:
«Педагогика и психология высшего профессионального образования» как учебная дисциплина.
Психологические аспекты организации педагогической деятельности в высшей школе.
Личностно-профессиональные характеристики преподавателя наук о Земле.
Личностно-профессиональный рост и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы.
Профессионально-личностное развитие студентов.
Общение и сотрудничество в образовательном процессе вуза.
Особенности обучения в высшей школе.
Психологические теории обучения и развития.
Основные педагогические технологии преподавания в вузе.
Формы, методы и средства обучения в высшей школе.
Методика проведения лекций в высшей школе.
Методика проведения практических и лабораторных занятий в вузе.
Образовательные технологии, используемые в ходе изучения дисциплины: лекции,
семинары, анализ конкретных ситуаций, самостоятельные и практические работы.
Оценочные средства, которые находят применение при проведении текущей и промежуточной аттестации: вопросы и ответы в баллах, сообщения и доклады аспирантов с обсуждением и анализом, контрольные вопросы и задания, защиты рефератов, тесты, ролевые игры.