На логопедических занятиях используются




Мастер класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда»

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

 

Цель нашего мастер-класса - показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр, используемых в нашей работе.

 

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Выбор игровой технологии обоснован тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

 

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

 

Игровые технологии выполняют следующие функции:

 

- обучающая (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

- диагностическая (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

- терапевтическая (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

- коррекционная (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

- развлекательная (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

 

На логопедических занятиях используются

следующие игровые технологии:

- дидактические;

- настольно-печатные;

- словесные;

- коррекционно-развивающие;

- игры с движениями;

- сюжетные, ролевые игры;

- игры-драматизации.

 

При подготовке детей к школе я провожу профилактическую работу по предупреждению стойких оптических ошибок чтения и письма в школе.

Проблема состоит в том, что дети, имеющие достаточную остроту зрения, не видят разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам или к неправильному написанию некоторых букв. Данную предпосылку очень важно своевременно выявить и обязательно устранить до начала обучения в школе, чтобы ребёнок не успел усвоить неправильное начертание букв и тем более ввести их в моторную память руки. В решении этой проблемы мне помогает активное использование игровых технологий.

Для устранения предпосылок к появлению оптической дисграфии и дислексии в своей работе я использую следующие игры:

Первая группа игр направлена на развитие зрительного внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов как основных компонентов зрительного восприятия и узнавания:

«Найди заданную фигуру среди множества»,

«Найди сходство и различие»,

«Что изменилось?»,

«Чего не стало?»,

«Назови предметы по их контурам»,

«Назови перечёркнутые изображения»,

«Выдели предметные изображения, наложенные друг на друга»

«Дорисуй симметричное изображение» и т. д.

Вторая группа игр направлена на формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений:

- игры на определение правых и левых частей тела на себе;

- игры на определение места расположения предметов в пространстве;

- игры направленные на формирование предложно-падежных конструкций;

- игры на развитие ориентировки на плоскости (вертикальной и горизонтальной).

Для решения этой же задачи я применяю и нетрадиционные игры.

1. Ответь, к какой части тела прикоснётся рука (перо, мокрая ватка, мягкая игрушка, колючий ёжик, льдинка и т. п.)?

2. Скажи, к какой руке прикоснулись сильнее (ласковее, легче и т. п.)?

3. Догадайся, на какой руке я рисую пальчиком (сухой или мокрой кистью) солнышко, улыбку, любимую букву?

4. Рисование на песке направлений («дорожек») по следам речевой инструкции с пространственным значением.

Аналогичные задания с мокрым песком – «Следы на песке».

Развитию зрительно-моторной координации мне помогают игры и упражнения: штриховка, работа с трафаретами, обведение контура предмета по пунктирным линиям и т.п.

Развить буквенный гнозис и умение дифференцировать смешиваемые буквы, мне помогают следующие игры: «Мастерская букв», «Узор из букв», «Письмо на спине», «Фокусы с буквами», «На что похожа буква», «Буквы из полосок».

Эти игры я использую в организованной деятельности, как на подгрупповых, так и на индивидуальных коррекционных занятиях.

А сейчас на практике я покажу использование игровых технологий, направленных на профилактику оптической дисграфии и дислексии.

I. Представляю вашему вниманию игру «Лабиринт», которая используется мной с целью развития у дошкольников моторной координации, пространственного восприятия, через тактильные ощущения.

Первый лабиринт, который будет похож на букву, строю я сама. Предлагаю кому-то из детей пройти по нему с закрытыми глазами.

- Пройди по лабиринту, не соскользнув с верёвки и попытайтесь догадаться, какую букву напоминает этот лабиринт. (Выкладываю лабиринт и подвожу к нему ребёнка. Ребёнок проходит лабиринт.)

– Ты догадался, какую букву напоминает этот лабиринт? А теперь открой глаза и проверь, правильно ты выполнил задание?

Для усложнения задания я предлагаю выложить лабиринт ребенку, а другой ребёнок проходит лабиринт с закрытыми глазами. Если ребёнок ошибается, я предлагаю ему пройти лабиринт с открытыми глазами.

II. Следующая игра «Фокусы с буквами». Эта игра нужна для того, чтобы ребенок, овладевающий грамотой, своевременно избавился от зеркальных ошибок.

Сообщаю детям, что у меня есть волшебное зеркало и карточки с буквами. Стоит мне поднести к зеркалу какую-нибудь из этих букв, как в нем они увидят совсем другую букву.

Далее предлагаю посмотреть на буквы и назвать их. Буквы произносим как звук.

- Подставьте зеркало слева от буквы Г. Какая буква получилась? (Т). А если мы подставим зеркало справа от буквы Г, какую букву, вы видите? (П).

III. Запомнить буквы алфавита, благодаря «мускульной памяти», то есть способности запоминать информацию через действия тела, помогает игра «Юный художник».

Эта игра проводится в парах сидя за партами. Объясняю детям:

- Один из вас будет «художником». «Художники», возьмите кисточки и опустите их в воду. Все остальные положите руки на стол ладонями вверх и закройте глаза. «Художники», напишите любую букву на ладони своего партнёра.

Дети с закрытыми глазами угадывают написанную букву. Потом участники меняются ролями и игра продолжается. Таким образом, я учу детей запоминать информацию через действия дела.

 

 

Игры для развития речи и мышления детей

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Развитие мышления и речи решается в непрерывной связи. При общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности.

В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. В сюжетно-ролевой, творческой играх отражаются впечатления детей об окружающем мире, понимании происходящих событий и явлений. В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идёт по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется. С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: Находить характерные признаки предметах и явлениях окружающего мира; Сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы.

Игры и упражнения, способствующие развитию речи и мышления:

- "Разложи картинки" (учить учитывать последовательность событий).

- «Доскажи словечко" (учить заканчивать слово по начальному слогу).

- "Найди лишний предмет",

- "Найди в ряду лишнюю фигуру" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

- «Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

- "Антонимы" (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый - легкий", "сильный - слабый", "легкий - тяжелый и др.).

- "Уникуб", "Лото". "Домино", пазлы,

- Конструкторы.

Таким образом, использование разнообразных игровых технологий позволяет детям выйти за границы чувственности и активно воспринять, освоить мир не только в предметных значениях, но и в пространственных отношениях человека к миру.

Я желаю, чтобы предложенные мною игровые технологии успешно использовались педагогами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: