Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Т.о. здоровье складывается из следующих условий:
1. Отсутствие болезней (нарушений нормального функционирования организма).
2. Нормальная работа организма (строго заданный ритм, соответствующий возможностям организма).
3. Равновесие организма в системе «природа – человек» (температура тела, кровеносное давление, формула крови).
Способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды.
Способность полноценно трудиться.
6. Стремление к творчеству.
Индивидуальное здоровье определяется четырьмя основными факторами:
1. Биологический фактор (наследственность) – 20%
2. Окружающая среда (природная, техногенная, социальная)
- 20%
3. Индивидуальный образ жизни - 50%
4. Служба здоровья (врачебная помощь) - 10%
Но поскольку человек постоянно живет в окружении процессов и явлений, на его образ жизни постоянно оказывают воздействие факторы, снижающие уровень индивидуального здоровья – факторы риска. Их можно условно объединить в семь групп:
1. Факторы риска природной среды:
- солнечная активность
- состояние магнитного поля Земли
- изменение метеоусловий (давления, температуры, влажности)
2. Факторы риска техногенной среды:
- загрязнение воздуха
- загрязнение водных источников
- загрязнение поверхности земли
3. Факторы риска, связанные с урбанизацией (рост городов и городского населения):
- изменение микроклимата
- загрязнение окружающей среды в городах
- возрастание миграции населения
- возрастание напряженности жизни
- «загрязнение» духовной жизни (извращения культуры, всевозможные секты…)
4. Факторы риска, связанные с производственной средой:
- шум, вибрация
- нарушение температурного режима
- радиация
- вредные химические вещества
- нервное напряжение
- монотонный ритм работы
5. Факторы риска бытовой среды:
- низкий уровень денежных доходов
- неустроенный быт (плохие жилищные условия)
- социальная агрессия (озлобление на окружающих)
6. Генетические факторы риска:
- предрасположенность к различным заболеваниям
7. Факторы риска, зависящие от образа жизни:
- табакокурение
- употребление алкоголя
- наркомания
- нерациональное питание
- малоподвижный образ жизни
- злоупотребление лекарствами (самолечение)
- нервно-эмоциональные срывы
- монотонная, однообразная жизнь
- неправильный режим труда и отдыха
- одиночество
- неправильные отношения с близкими людьми
Вывод: Для того, чтобы сохранить полное индивидуальное здоровье необходимо обязательно и постоянно учитывать все факторы риска и сознательно избегать их.
КОНТРОЛЬ 1.
Вопросы:
Дать пояснение понятия «индивидуальное здоровье».
Перечислить основные условия индивидуального здоровья.
Основные факторы, определяющие индивидуальное здоровье.
Перечислить основные группы факторов риска.
Дать пояснение основных факторов риска природной среды.
Занятие 2.
. Формирование привычек здорового образа жизни
Возраст от 14 до 16 лет имеет свои особенности. В этот период начинается быстрое развитие всего организма:
- усиливается рост (некоторые подростки за год вырастают на 10-15 см.)
- увеличивается масса тела (до 40-60 кг.)
- формируется скелет.
Поскольку рост требует большого количества энергии, человек быстро утомляется.
1. Поэтому первой составляющей здорового образа жизни является соблюдение режима труда и отдыха.
Для нормальной работы организма в этом возрасте необходимо 8-9 часов нормального сна.
Сон – это особое состояние организма, при котором замедляются все основные биоритмы (дыхание, сердечная деятельность), но организм не бездействует. Он просто переходит в другой режим работы:
1. Нервные клетки коры головного мозга отключаются от внешних раздражителей (режим ревизии полученной информации). происходит отбор нужной информации и закладка ее в долговременную память. Не нужная информация стирается. (Утро вечера мудренее).
Если этого не происходит, наступает перевозбуждение нервных клеток.
2. Не получая нервных импульсов мышцы расслабляются. Кости и суставы скелета восстанавливают естественное состояние. С них снимается нагрузка, что исключает искривление конструкции скелета.
3. Снижается ритм дыхательной деятельности, что снимает лишнюю нагрузку с сердечной мышцы. Кровь движется медленнее, происходит более полное насыщение клеток и тканей кислородом и очищение их от углекислоты.
Если этого не происходит, то клетки и ткани при большой нагрузке находятся в режиме постоянной кислородной недостаточности, химические реакции проходят не полностью. Организм работает не с полной отдачей.
Режим труда и отдыха предусматривает, что ложиться спать нужно не позднее, чем в 22-23 часа. Это время максимального накопления усталости организма.
Сон должен быть глубоким и спокойным. Если сон короткий или неспокойный, это вызывает постоянную смену изменений состояния нервной системы, появление раздражительности. (Встал не с той ноги).
Чтобы сон был спокойным, необходимо:
- ложиться в одно и то же время (привыкание организма);
- обязательно проветривать комнату перед сном, даже в зимнее время (повышение содержания кислорода в воздухе);
- перед сном принимать теплое питье (ложка меда на стакан теплой воды);
- перед сном успокоиться (почитать книгу, послушать спокойную музыку);
- кровать должна быть ровной и твердой. Когда тело находится на ровной поверхности, вес его распределяется равномерно, мышцы максимально расслабляются и искривление позвоночника, вызванное вертикальным положением в течение дня, исправляется.
- подушка должна быть маленькой и жесткой, чтобы заполнять впадину между затылком и лопатками. (Выравнивание шейных позвонков).
Что касается труда. то он в возрасти 16-17 лет (да и позднее) должен быть жестко ограничен:
- школьные занятия по времени не должны превышать 6-7 часов.
Это та максимальная новая информация, которую могут воспринять клетки коры головного мозга.
- на приготовление уроков дома (воспроизведение полученной информации) должно отводиться не более 3-4 часов.
Между школьными занятиями и приготовлением уроков должно быть не менее 2 часов, которые можно использовать для домашних дел.
- 4-6 часов остается на активный отдых.