Мегрел остается грузином до тех пор, пока остается мегрелом




Народная поговорка

 

Русский человек назовет ее Мингрелией, картлиец скажет Самегрело, а дотошный мегрел, нагло заявит, что это Самаргальо, кусочек земли, в названии которого хранится отпечаток великого прошлого Колхиды. Затем начнется бессмысленный спор о том, кто населял эту территорию, каков был количественный состав предков западных грузин, а закончится все это обвинением в отделении от грузинского народа и самолюбовании, хоть обвинение и прозвучит от какой-нибудь недалекой семнадцатилетней российской грузинки, которая ничего общего с грузинским народом и менталитетом не имеет. Идея противопоставления Восточной и Западной Грузии не нова, этот вопрос подробнее рассмотрим чуть позднее. Все вышесказанное свидетельствует о влиянии антигрузинской пропаганды на этнических грузин, вынужденно проживающих в России, для которых вариант найти и использовать достоверные источники – не представляется возможным из-за незнания родного языка, распространение которого является прямой обязанностью грузинских диаспоральных организаций, которые, к сожалению, не защищают интересы Грузии на территории России, а лишь существуют в качестве миловидной иллюстрации к идее об отсутствии каких бы то ни было проблем, не замечая экстремистские заявления ряда российских журналистов, в том числе федеральных. Заметим, что данная пропаганда активно распространяется в сети интернет, является одним из новых направлений вражеской политики, которую взяли на вооружение абхазские сепаратисты и их кураторы, ставя себе целью вызвать солидарность у мегрелов, что, безусловно, не представляется возможным хотя бы в силу того, что подавляющее большинство грузинских беженцев - мегрелы, свидетельством этого может являться статистика распространения мегрельского среди народонаселения региона Абхазия до гражданской войны. Мы отвлеклись от основной темы, вернемся к ней. Существует ли действительно проблема мегрельского сепаратизма?

Существует ряд ‘’аргументов,’’ которые используются абхазскими сепаратистами и их кураторами в мегрельском вопросе, но, как правило, за основу своей аргументации в пользу развития мегрельской независимости (сепаратизма) используется состояние мегрельского языка, его статус, его происхождение. Так повелось, что новости не принято проверять, а соответственно все, что говорится и слышится – признается за истину. Cовершить усилие во времени для поиска правды нашим современникам довольно проблематично. Так и в вопросе с состоянием мегрельского языка. И вот собираются академики всех академических наук без дипломов, с умным и грозным видом рассуждают о том, что мегрельский язык притесняется, что ему грозит исчезновение, затем абхазские сепаратисты начинают пытаться влиять на мегрелов, которые проживают на территории оккупированной Абхазии, пытаются показать, что мегрелы это их ‘’добрые товарищи,’’ что братство между народом апсуа и мегрелами – неоспоримо. Появилась тенденция утверждать, что во всем виноваты восточные грузины, абхазские сепаратисты, к их нелепости, начали даже использовать мегрельское обозначение восточных грузин, то есть слово корт. Бюджет населенных грузинами территорий сокращается по причинам отсутствия абхазских ‘’паспортов, ’’ однако относительно недавно мегрельский вопрос обсуждал ‘’президент’’ Абхазии, указывая на то, что нужно помочь мегрелам понять, что они не являются грузинами, к слову сказать, сам он носитель мегрельской фамилии, которая в переводе с мегрельского означает молоко и солнце. К сожалению, мы можем констатировать, что определенная процентная доля так называемых апсуа-абхазов это либо мегрелы, то есть грузины, которые сознательно приняли решение стать предателями, либо люди, которые сами не могут определиться со своим происхождением. Абхазия же на данный момент заполоняется этническими армянами, арабами, черкесами, турками и русскими казаками, которых посылают в Абхазию, чтобы сепаратисты не забывали, кто является хозяином бал-маскарада.

 

Возвращаясь к вопросу о мегрельском языке скажем, что на самом деле мегрельскому языку ничего не грозит, так как мегрельский язык используется мегрелами в быту. Мы даже не постесняемся сказать, что знание мегрельского языка часто является приоритетом при выборе супругов, так как мегрелы довольно агрессивно отстаивают сохранность своих традиций и идентичности, однако существуют некоторые проблемы, которые частью мегрелов себе создаются. Одной из таких ‘’проблем’’ можно назвать проявление нежелания, а чаще стеснительности в использовании мегрельского, что, конечно, является временным явлением, свойственным подросткам. Не можем не упомянуть довольно милую тенденцию, которая распространена среди мегрелов Тбилиси во втором и третьем поколениях. Тбилисские мегрелы обычно начинают разговоры между собой на грузинском, но затем плавно переходят на мегрельский, однако стоит учитывать, что в присутствии остальных грузин, которые, увы, не всегда могут понять мегрельский, не говорят на нем. По этому поводу грузинский академик Акакий Шанидзе в свое время сказал: ‘’Не то стыдно, что мегрелы на мегрельском разговаривают, а то, что остальные грузины его не понимают.’’ Если верить слухам, которые бытуют среди представителей правительственного аппарата Гамсахурдиа, то Звиад Константинович переходил на мегрельский, когда был зол на подчиненных, а стоит помнить о том, что этот человек был грузинским филологом, носителем литературного грузинского языка, но никакого диссонанса по данному поводу не испытывал.

В конференции ‘’Крах мифа о возможном сепаратизме в Самегрело’’ историком Зурабом Папаскири был отмечен ряд важных мыслей по мегрельской проблематике, а в частности идея создания алфавита для мегрелов. В планах властей Российской империи было создание мегрельской, сванской и абхазской письменностей. Однако Петр Услар, русский лингнвист и этнограф, который принимал участие в создании абхазского алфавита, отмечал, что грузинский алфавит имеет преимущества, при этом считая его удобным для всех кавказских языков. ''Если мы позаимствуем у грузин не только систему азбуки, но и начертания букв, то создадим затруднения. Туземная грамотность должна служить только распространению русского языка,''- заявлял Услар. Этот план провалился среди мегрелов и сванов, среди апсуа-абхазов же это вышло. Грузинский педагог и публицист, основатель научной педагогики в Грузии, Яков Гогебашвили, признавал необходимость создания абхазской письменности, цели Гогебашвили носили культурно-просветительский характер, но никак не националистический.

Довольно часто враги грузинской государственности любят упоминать о преступлениях, совершенных путчистами-мхедрионовцами против мирного населения Самегрело. Произошедшее используются в качестве аргумента о непримиримости восточных и западных грузин, о каком-то примате со стороны восточных грузин над западными. Подобная позиция приводит к разжиганию розни между восточными и западными грузинами. Стоит здесь помнить одну важную деталь, а именно то, что путчисты имели прямые контакты с вражескими силами, благодаря активной деятельности которых и пришел к власти Эдуард Шеварднадзе. В интересах вражеских сил было, безусловно, создание напряжение между западными и восточными грузинами, развитие террора на территории Самегрело, что впоследствии привело к полной дестабилизации в стране. Есть довольно любопытные кадры, где грузинские беженцы из Гали прибыли в Сенаки, пытаясь спастись от ужасов, происходящих в Абхазии, они ощутили тоже самое, но уже со стороны отрядов грузин-мхедрионовцев, а не северокавказских террористов и абхазских сепаратистов, которые оказались намного кровожаднее мхедрионовцев, чему в доказательство есть ряд свидетельств и работ, в частности работа Т. Мибчуани ‘’По кровавым следам абхазского сепаратизма,’’ С. Червонная ‘’Абхазия – 1992: посткоммунистическая Вандея,‘’ Джемала Гамахария ‘’Трагедия Абхазии/Грузии на международном суде.’’

Ошибочно принято считать, что звиадистами являлись только мегрелы, пытаясь противопоставить сторонников законного правительства остальному народу, однако стоит отметить, что это заблуждение. На одном из тбилисских митингов в поддержку Гамсахурдиа было собрано более двухсот тысяч человек, было бы странно верить в мегрельское происхождение более двухсот тысяч жителей Тбилиси. Свержение законного правительства Грузии привело только к усугублению ситуации, это очевидно.

В заключение хочется сказать, что мегрельская составляющая грузинского общества является ключевой, отрицать это – бороться с многовековой грузинской историей. Безусловно, что есть ряд мелких проблем, которые возникают на бытовом уровне, часто приводят к конфликтам и недопониманиям, но они возникают по причине невежества части граждан Грузии, в значительной степени этнических грузин РФ, следовательно эти проблемы решаемы, но необходима воля самих грузин, а таковой не наблюдается.

 

Как нам обустроить Грузию???

 

– Потомков древних египтян и не сыщешь, хетты исчезли бесследно, ассирийцев, я читал, во всем мире осталось семей триста, не больше; грека эллинского типа днем со свечой не найдешь; от римлян остался, говорят, один старик, откопали в какой-то дыре, собираются по городам возить, за деньги показывать; византийцы ушли, как вода в песок. Видишь, что получается?

– Такова историческая судьба всех наций.

– О, нет. И сегодня есть нации, которые существовали во времена ассирийцев, урарту, эллинов, держали оборону против Римской империи. И Византию они пережили и, надо полагать, не одного еще гостя проводят в вечность.

– Кто это?

– Евреи, армяне, иберы, эфиопы, болгары, венгры…

– Уйдут и они, Сандро.

– Не похоже что-то. Каждый из этих народов перенес свой исторический кризис и пошел по пути духовного и материального развития, Кстати, их история отмечена чередованием циклов, внутри которых кризисы сменялись расцветом. Наша планета похожа на постоялый двор, где есть хозяева и гости.

‘’Дата Туташхиа’’ Чабуа Амирэджиби

Во время поездок в Грузию я осматривал памятники грузинской архитектуры, фрески и т.д. Я должен сказать, что, когда я увидел эти памятники 10 и 11 веков, я убедился, что Грузия создала все предпосылки Ренессанса и создала творения, равные Джотто за два столетия до Джотто

Алексей Толстой

 

 

Недавно мне довелось ознакомиться с работой Александра Солженицына ‘’Как нам обустроить Россию?’’ Я подумал, что было бы неплохо, если какой-нибудь грузин написал бы подобного рода эссе, но об обустройстве Грузии. Если говорить о прошлом, то написать работу подобного характера из ушедших литераторов и мыслителей могли бы: Константин(э) Гамсахурдиа, Ахмед Мелашвили, Отар Чиладзе, Мераб Мамардашвили, Шалва Нуцубидзе. Было бы интересно посмотреть на коллективную работу этих мыслителей в виде эссе или исторического монографии. В современной же Грузии вряд ли найдется кто-то, кто на свой страх и риск напишет труд с таким громким названием, а вот кучка самоуверенных сладкоголосых болтунов или откровенных идиотов с поверхностным образованием, безусловно, найдется.

В данной статье нет никаких потуг до объяснения того, как обустроить Грузию. Мне хотелось бы поговорить не об обустройстве Грузии, а об идеальном образе Грузии, который веками пытались сделать явью грузинские цари и политики, не исключая и советских руководителей.

 

Смысл жизни человека, видимо, заключается в полном исчерпании себя и своих возможностей, что, конечно, переводит его из состояния просто человеческого в состояние мифическое. Мы должны, как говорил один прекрасный ученый, создать собственный миф и прожить его, тем самым обретя полное счастье и удовлетворение. Таким мифом для человека или для целого народа может стать его национальная идея. На протяжении веков грузины стремились выразить ту культурную и творческую составляющую, которую они получили в значительной степени под влиянием эллинов, довести ее до максимального предела, превзойти своих учителей, однако им постоянно это мешали сделать. Если мы перечитаем греческие произведения, повествующие нам о царице Медее, Колхиде, аргонавтах, золотом руне, то заметим одну интересную деталь. Царица Медея считает себя униженной, она упрекает своего мужа, говоря, что опозорена, что могла бы остаться со своим народом, не следуя этому поветрию. В ответ она слышит, что покинула земли варваров, однако ее никто не воспринимает как представительницу варварского народа, так как она владела искусством врачевания. Слово медицина берет свое начало от слова Медея, достаточно для убеждения в этом открыть любой учебник истории медицины, может отсюда и берется грузинский фетиш на медицинскую специальность (хотя, видимо, это просто один из лучших вариантов, чтобы оградить юношу от пагубного влияния политики и криминала, а девушку от разнузданных плясок и пении без слуха и голоса). В этой связи приходит интересная мысль, не претендующая ни на какую серьезность восприятия: грузины на протяжении всей истории испытывают комплекс, я бы назвал это ‘’комплексом колха,’’ который выражается в страстном желании любой ценой добиться власти и почитания, переплюнув греческих братьев за их надменное отношение, кражу руна и царицы. Этот комплекс колха очень печально проявил себя в СССР.

Я далек от псевдонаучных изысканий ряда грузинских ‘’ученых’’ об особенном пути грузинского народа, какой-то отдельной цивилизации и прочих попытках доказать, что грузинский народ старше, чем останки мамонтов, однако отрицать сильную тенденцию к созданию собственной сферы культурного влияния было бы слишком близоруко.

Если говорить о христианстве, которое сохранило и приумножило наследие колхов, то нужно понимать всю значимость его влияния на Грузию, а понимание этого до сих пор так и не пришло в умы граждан. Грузины на протяжении веков пытались расширить сферу христианского влияния на Кавказе, создавали монастыри, которые существовали в качестве научных центров в частности, вели паломническую деятельность, участвовали в крестовых походах. Древнейшие грузинские надписи найдены в ряде палестинских (израильских) храмов, примечательно, что надписи появились раньше рождения святого Месропа Маштоца, которого армянские маргинальные националисты российского разлива ошибочно считают создателем грузинского алфавита, рассказывая пошлый анекдот о лапше, которую святой Маштоц швырнул грузинам. Согласно грузинскому преданию грузинский алфавит создал царь Фарнаваз (существует отдельное позднее предание о вдохновление на создание алфавита святой Мариам). Если до принятия христианства грузины стремились превзойти греков в их науке, то после принятия христианства они начали стремиться превзойти их и в этом. К Византии грузинские цари относились довольно пренебрежительно, например известно, что святой Царь Вахтанг Горгасали высылал в Константинополь всех своих врагов и дурных слуг, однако, несмотря на захваченные греками земли, завещал хранить любовь между греками и грузинами. Царь Георгий мечтал об убийстве Басилия II и т.д. В годы правления Российской империи именно в Грузии велась активная работа по распространению христианства на Кавказе, существовало даже целое общество, направлявшее свои труды на эту деятельность, в этом грузины видели продолжение заветов святых царей Давида и Тамары.

Грузинский идеал заключался в правильном уподоблении Западу, то есть в стремлении к качественному познанию мира. Современный Запад далек от тех идей духовности и мудрости, которые разделяла Грузия, что, конечно, не могут понять грузинские политики.

Грузия должна вернуться к тому идеалу, которым все время была движима, идеалу развития ума и духа, а этот идеал воплотим лишь совместными усилиями грузинской молодежи и общественных деятелей.

Если Вы обладаете знаниями и мудростью, то создавайте кружки, делитесь мыслями, учите правильному образу жизни 15-16 летних детей, которые вместо чтения Евангелия или, если угодно, Гомера в оригинале заняты играми в политическую борьбу и споры в комментариях с невеждами и дикарями, жизнь которых закончится неудачным браком, ипотекой, бездарными и пустыми детьми.

 

Помните, если Вас не затруднит, что каждый виноват перед каждым за каждый мерзкий поступок на земле.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: