День третий «Я учусь наблюдать и анализировать взаимодействие учителя и учащихся на уроке»




Если учитель соединяет в себе любовь к делу

и к ученикам, он совершенный учитель.

(Л.Н. Толстой)

Профессиональная педагогическая задача. В профессиональной деятельности учитель взаимодействует с достаточно большим количеством людей, но в центре этого взаимодействия, как и прежде – учащийся и класс. Формы же взаимодействия с учениками у современного учителя намного обогатились, учитель должен уметь использовать различные технологии обучения, которые предполагают сотрудничество, совместный поиск решения проблем, организацию разнообразной самостоятельной работы. Рамки урока ограничены, и какими путями можно организовать групповое взаимодействие учащихся в познавательной, исследовательской, проектной деятельности или такое взаимодействие возможно только вне урока?

 

 

Задание. Посетите 5 любых уроков в вашем классе (в течение недели), проведите наблюдение за характером взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии и определите их соответствие требованиям развивающего обучения. Заполните таблицы 4 – 8. Сделайте вывод.

 

Ожидаемый результат. В результате выполнения задания Вы овладеваете следующими компетенциями:

Общепрофессиональными (ОПК):

ОПК-3 – владение основами речевой профессиональной культуры;

ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

Профессиональными (ПК):

ПК-3 – способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

ПК-5 – готовность включаться во взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

Какие методы педагогического исследования можно применить?

– Наблюдение.

– Опросные методы (беседа, интервью).

Методическая подсказка:

Программа наблюдения на учебном занятии

 

Первый урок

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________

Предмет: _____________________________________________________

Класс: ________________________________________________________

 

 

Таблица 4

Программа наблюдения на учебном занятии (по П.И. Третьякову)

п/п Что смотрим на занятии? Оценка фактора (баллы)
да частично нет
1. Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь.      
2. Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?      
3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?      
4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?      
5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?      
6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?      
7. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?            
8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?      
9. Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий.      
10. Достигнуты ли задачи учебного занятия: - обучающие – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие.      

 

При оценке фактора используются ответы: да – 3 балла, частично – 2 балла, нет – 1 балл.

Второй урок

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________

Предмет: _____________________________________________________

Класс: ________________________________________________________

 

Таблица 5

Программа наблюдения на втором учебном занятии

п/п Что смотрим на занятии? Оценка фактора (баллы)
да частично нет
1. Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь.      
2. Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?      
3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?      
4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?      
5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?      
6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?      
7. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?            
8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?      
9. Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий.      
10. Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие.      

Третий урок

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________

Предмет: _____________________________________________________

Класс: ________________________________________________________

 

Таблица 6

Программа наблюдения на третьем учебном занятии

п/п Что смотрим на занятии? Оценка фактора (баллы)
да частично нет
1. Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь.      
2. Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?      
3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?      
4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?      
5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?      
6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?      
7. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?            
8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?      
9. Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий.      
10. Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие.      

Четвертый урок

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________

Предмет: _____________________________________________________

Класс: ________________________________________________________

Таблица 7

Программа наблюдения на третьем учебном занятии

п/п Что смотрим на занятии? Оценка фактора (баллы)
да частично нет
1. Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь.      
2. Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?      
3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?      
4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?      
5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?      
6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?      
7. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?            
8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?      
9. Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий.      
10. Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие.      

Пятый урок

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________

Предмет: _____________________________________________________

Класс: ________________________________________________________

 

Таблица 8

Программа наблюдения на третьем учебном занятии

п/п Что смотрим на занятии? Оценка фактора (баллы)
да частично нет
1. Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь.      
2. Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?      
3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?      
4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?      
5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?      
6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?      
7. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?            
8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?      
9. Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий.      
10. Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие.      

Вывод по результатам наблюдения, о характере взаимодействия учителя и ученика во время учебного занятия:_______________________________________________

___________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Требования к выполнению задания. Задание будет считаться выполненным, если Вы:

– посетите пять уроков в прикрепленном за ним классе;

– оцените характер взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии и определит их соответствие требованиям развивающего обучения;

– доведете до сведения учителя полученные результаты.

 

Рефлексия третьего дня, прием «Чемодан, корзина, мясорубка».

Предлагаем Вам использовать прием «Чемодан, корзина, мясорубка».Перед Вами три картинки: чемодан, корзина, мясорубка. Напротив них Вы можете написать своем мнение о сегодняшнем дне практики.

 

Картинка Пояснение Ваше мнение
  То, что хочется унести с собой (знания, умения, которые будут востребованы в дальнейшем).  
      То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в мусорную корзину.  
То, что оказалось интересным, но требующим доработки, переработки в мясорубке.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: