Осуществление серии индивидуальных интервью




Предисловие................................................................................ 9

Глава I. Осуществление серии индивидуальных

интервью............................................................................... 12

I. Основные способы проведения интервью................ 12

1. Различные степени направленности................... 13

2. Основные формы интервью и их

использование.......................................,................. 14

II. Условия проведения интервью.................................. 20

1. Выбор времени и места........................................... 21

2. Профиль интервьюера и человеческий

фактор........................................................................ 22

3. Контрактные рамки интервью.............................. 24

III. Развитие свободного интервью................................ 26

1. Инструкция................................................................. 26

2. Этапы интервью........................................................ 28

3. Вмешательство интервьюера................................ 30

IV. Особенности полунаправленного

и направленного интервью........................................ 35

1. Подготовка и использование руководства

по проведению интервью...................................... 35

2. Подготовка и проведение направленного

интервью................................................................... 38


6 Оглавление


Оглавление 7


 


Глава II. Использование групповых техник

и другие основные формы интервью........................ 40

I. Групповое интервью...................................................... 40

1. Характеристики коллективных интервью... 40

2. Подготовка и проведение групповых

интервью................................................................... 45

II. Другие основные формы интервью,
используемые в изучении рынка.............................. 49

1. Метод Келли.............................................................. 49

2. Техника номинальных групп................................ 51

Глава III. Подготовка анкетного опроса....................... 54

I. Определение требуемой информации....................... 54

1. Проблематика исследования

и требуемая информация..................................... 55

2. Статистическая обработка

и кодировка данных.............................................. 59

II. Определение способа сбора информации.............. 61

1. Обращение к помощи интервьюера..................... 62

2. Самозаполняемые анкеты...................................... 69

III. Выбор используемого типа вопросов.................... 74

1. Открытые вопросы................................................... 74

2. Закрытые вопросы.................................................... 85

3. Вопросы смешанного типа.................................... 99


Глава IV. Составление вопросов..................................... 101

I. Технические правила................................................... 101

1. Вопросы, понятные всем...................................... 101

2. Ответы, лишенные двусмысленности............... 103

П. Формальные ответы и как их избежать................. 104

1. Навязывание проблематики............................... 106

2. Смущающие (приводящие в замешательство)

вопросы и необходимость знать...................... 109

3. Незнание когнитивных способностей

опрашиваемых..................................................... 112

III. Предосторожности во избежание
«наведенных» ответов.............................................. 113

1. Влияние вводных слов.......................................... 113

2. Давление ключевых слов и коннотаций_____ 114

3. Равновесие между противоположными

идеями...................................................................... 116

4. Нейтральные варианты ответов........................ 120

5. Порядок презентации вариантов....................... 123

IV. Проблема искренности ответов.............................. 126

1. Притягательность поощряемых ответов... 127

2. Меры, ограничивающие утаивание.................. 128

V. Невнимательные ответы и меры, позволяющие

их не допускать........................................................... 133

1. Гало-эффект в ответах.......................................... 134

2. Усталость, порожденная вопросами................ 135


8 Оглавление


Глава V. Оформление анкеты............................... 137

I. Структурирование анкеты......................... 137

1. Общая организация анкеты................... 137

2. Порядок вопросов и эффект контекста.... 143

II. Тестирование анкеты................................ 153

1. Подготовка теста................................... 153

2. Анализ результатов теста..................... 155

Библиография...................................................... 158


Предисловие

В непрерывно меняющемся мире предприятия должны располагать оперативной информацией, которая позво­лит им контролировать ситуацию на рынке. Существуют различные источники данных, но зачастую оказывает­ся необходимо провести опрос потребителей. Техники наблюдения и эксперимента обычно дают много инфор­мации. Тем не менее применение в исследованиях ин­тервью или опросников (анкет) представляет собой наи­более гибкую методику; она является приоритетным ин­струментом исследований рынка.

Для осуществления такого типа исследований необ­ходимо обладать широкой компетенцией. Прежде всего важно хорошо знать фундаментальные понятия марке­тинга; без этого невозможно обойтись, поскольку полез­ность исследования зависит прежде всего от актуально­сти проблематики, которая легла в его основу. Также не­обходимо владеть методологией исследования и знать статистику (выборки, обработка данных и т. д.). Концеп­туальные и статистические аспекты обычно выдвигают­ся начинающими на первый план, поскольку, по их мне­нию, опрос является относительно простой операцией, в которой достаточно соблюдать некоторые правила. Это ошибочное мнение. Специалисты по исследованиям рын­ка единодушно признают важность этапа сбора данных, на­личие многочисленных трудностей, возникающих в про-


I. Основные способы проведения интервью 13


Глава I

Осуществление серии индивидуальных интервью

Классическая форма интервью — это так называемая ин­дивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшому числу людей (20-30 человек, с различными социодемографическими профилями), при этом к каж­дому по отдельности. Руководитель исследования, же­лающий прибегнуть к этой технике, должен прежде все­го определить способ проведения интервью, который подходит для подготавливаемого исследования. Необхо­димо также, чтобы он принял меры для овладения обста­новкой проведения интервью. Наконец, для того, чтобы оно прошло удовлетворительно, не мешает обратиться к компетентным интервьюерам, которые смогут работать, принимая во внимание контекст и цели исследования.

I. Основные способы проведения интервью

Различные типы индивидуальных интервью, используе­мых в маркетинговых исследованиях, разделяются преж­де всего в зависимости от поведения интервьюера и сте­пени стандартизированности его работы. Традиционно различают интервью ненаправленные, полунаправлен­ные и направленные. Каждой из этих техник соответ­ствует особый контекст исследования.


1. Различные степени направленности

Когда интервьюер использует направленную технику, он расспрашивает людей, задавая им вопросы, соответ­ствующие проблематике исследования. Интервьюиру­емые в таком случае должны строго придерживаться ра­мок заданного вопроса, используя лишь те понятия, ко­торые присутствуют в его формулировке.

Эта техника дает ценную информацию по некоторым проблемам (поведение, намерения и т. д.). Но у нее есть и значительная слабая сторона: она не позволяет глубоко изу­чить духовный мир опрашиваемых лиц. Интервьюер, ис­пользующий эту технику, наталкивается на двойное пре­пятствие. С одной стороны, может быть, что люди «зажа­ты» механизмами защиты, которые мешают им свободно выразить их мысли и чувства. С другой стороны, они зача­стую дают поверхностные ответы, когда спрашивают о по­будительных силах их действий, поскольку далеко не все­гда полностью осознают, каким влияниям подвергаются.

Ненаправленные техники задуманы как разрешение этих трудностей (Evrard et al., 2000). Их цель — способ­ствовать свободной речи, в которой находит свое выраже­ние невысказанное. Они направлены на поощрение «углуб­ления» в тему, которое позволяет интервьюируемому постепенно открывать некоторые элементы, которые до того момента он не полностью осознавал. В свободном интервью интервьюер не расспрашивает человека, он до­вольствуется тем, что слушает его, попросив высказаться по определенной теме. Его основная цель — помочь интер­вьюируемому высказаться и стараться не направлять его речь. В данном типе интервью интервьюер использует два приема, подсказанные работами К. Роджерса. Прежде


:;'


14- Глава I. Осушествление серии индивидуальных интервью


I. Основные способы проведения интервью 15


 


всего он демонстрирует позитивное безусловное внима­ние, показывая, что интересуется всем, что сказано, стара­ясь не выражать ни одобрения, ни порицания. Это побуж­дает интервьюируемого к свободному высказыванию, по­зволяет ему отбросить защиту. Интервьюер, кроме того, принимает эмпатическую установку. Эмпатия заключает­ся в самоидентификации с лицом, которое он слушает, в попытке понять его ощущения. Когда интервьюер исполь­зует данный прием, ему удается уловить эмоции и схемы мышления, проявляющиеся в речи интервьюируемого. Он может затем сообщить интервьюируемому, что именно он уловил, чтобы помочь последнему осознать те элементы, о которых сигнализировала его речь.

Две вышеописанные техники не являются несовмес­тимыми; существуют смешанные формы, которые соче­тают одновременно направленность и ненаправленность. В полунаправленных интервью интервьюер задает гово­рящему конкретные темы и затем предоставляет ему пол­ную свободу в высказываниях.

2. Основные формы интервью и их использование

Интервью может протекать по-разному, в зависимости от выбранной формы поведения. У каждой техники — свои достоинства и недостатки; форма выбирается с учетом целей исследования.

Ненаправленные интервью

В ненаправленных интервью интервьюер кратко пред­ставляет тему, просит интервьюера ее проанализировать и предоставляет ему возможность свободно говорить. Ин-


тервьюер достаточно пассивен, его вмешательство огра­ничивается ободрением интервьюируемого и помощью в развитии мысли.

У этой техники есть важные преимущества. Она может быть использована для изучения явлений, которые никог­да не были объектом углубленного изучения (нет необхо­димости обладать широкими знаниями для употребления этой техники, поскольку интервьюер не использует зара­нее подготовленные вопросы). Ненаправленное интервью позволяет делать открытия, выявляя схемы мышления или поведения, которые до тех пор никогда не привлека­ли внимание исследователей. Основное ограничение это­го метода связано с тем фактом, что высказывания интер­вьюируемых сложно сравнить (поскольку интервью не на­правлялось, каждый развивает собственную мысль).

Ненаправленные интервью представляют собой инст­румент изучения, хорошо приспособленный для опросов с поисковой направленностью, — это основная область их применения. В этом типе опросов цель заключается не в получении точной информации, а в сборе богатого мате­риала, на основе которого можно выделить основные ас­пекты изучаемого материала. Исследования, основанные на свободных интервью, обычно имеют целью описать ис­тинные убеждения индивидов и проанализировать движу­щие их поведением силы.

Недирективные интервью иногда используются для подготовки или дополнения исследований при помощи опросников. Когда изучение литературы не позволяет установить четкий список вопросов, этот тип исследова­ний помогает ученым выработать соответствующую про-


16 Глава I. Осушествление серии индивидуальных интервью


I. Основные способы проведения интервью 1 7


 


блематику. Ненаправленные интервью дают серию ори­ентиров: они позволяют увидеть суммарную оценку раз­нообразия форм поведения или разнообразия мнений и выделить факторы, которые могут объяснить наблюдаемые различия. Свободные интервью, кроме того, могут исполь­зоваться после опросников (Blanchet, Gotman, 1992). Не­которые исследователи используют их для изучения значе­ния различных категорий поведения, которые были выяв­лены путем статистических анализов.

В маркетинге свободные интервью используются как самостоятельный инструмент исследования, когда требу­ется понять, какой смысл придают потребители своим действиям, или выделить их мотивации. Необходимо прибегать к технике глубоких интервью при исследова­нии мотиваций, поскольку индивиды далеко не всегда осознают те силы, которые толкают их на покупку того или иного продукта, им сложно выразить свои мысли, по­скольку некоторые механизмы защиты мешают раскрыть­ся. В области коммерции свободные интервью служат так­же для подготовки будущих исследований (полунаправ­ленных интервью или опросников).

Пример. Менеджеры некоторого предприятия собираются выбросить на рынок новый вид продукта, который должен серьезно изменить традиционные представления потреби­теля. Возникает вопрос, встретит ли данный товар сопро­тивление на рынке и насколько сильным оно может быть. Менеджерам не хватает информации, чтобы идентифици­ровать возможные факторы сопротивления и выявить наи­более опасные из них. С целью получения дополнительных данных они заказывают серию глубоких ненаправленных " интервью.


Полунаправленные интервью

Интервьюер приступает к полунаправленному интервью, имея на руках список тем, которые должны обсуждаться в ходе опроса. Если интервьюируемый сам, произволь­но, не высказывается по какой-либо из предусмотренных тем, интервьюер должен предложить ему сделать это.

В рамках отдельной темы интерьвьюируемый выска­зывается свободно. Как и в случае ненаправленного ин­тервью, интервьюер помогает интервьюируемому, если тот затрудняется с выражением своей мысли.

Метод полунаправленного интервью подходит для углубленных исследований (Ghiglione, Matalone, 1998). В подобном типе исследований ответственный за иссле­дование (руководитель) опирается на предшествующие работы, связанные с данной (или родственной) темой, од­нако объект его исследования несколько иной и популя­ция, которой он интересуется, имеет свои особенности; он должен дополнить и углубить существующую информа­цию. Рекомендации, предлагаемые специальной литера­турой, позволяют ему составить список вопросов для ин­тервью; интервьюер может таким образом проверить, все ли существенные для исследования темы в нем упомя­нуты. Оставляя интервьюируемому большую свободу слова в рамках каждой темы, руководитель исследова­ния получает возможность доступа к новой неординар­ной информации.

В маркетинге полунаправленные интервью часто ис­пользуются как основной инструмент качественных ис­следований, связанных с восприятием и установками ин­дивидов. В данном типе исследований мы не пытаемся


18 Глава I. Осуществление серии индивидуальных интервью


I. Основные способы проведения интервью 19


 


измерить, мы стараемся понять. Для этого мы направля­ем усилия на выявление референтных рамок и схем мыш­ления, используемых данной популяцией.

Пример. Сеть магазинов, специализирующихся на товарах для садоводов, проводит исследование с целью определения уровня увлечения населением данным видом досуга на те­кущий момент. Результаты исследования должны помочь выявить психологические рычаги, которые могут быть ис­пользованы в рекламных кампаниях. Информация, которой располагают руководители данного предприятия, позволи­ла им выделить четыре темы: природный ритм, противопос­тавляемый ритму работы, творческий талант садовника (садовода), разнообразие видов и оригинальность сада, при­рода в домашних условиях. Они используют метод полунап­равленных интервью и хотят, чтобы интервьюируемые сво­бодно высказались по каждой из данных тем.

Техника полунаправленных интервью может также быть использована при подготовке анкетного опроса, в ко­тором требуется построить многоуровневую измеритель­ную шкалу, основанную на серии вопросов (для опре­деления удовлетворенности спроса, например). Анализ данных, собранных в ходе интервью, позволяет выявить основные аспекты, которые необходимо затронуть при разработке шкалы; он также позволяет выделить суще­ственные вопросы, которые могут быть использованы для изучения различных граней явления.

Направленные интервью

При использовании данного метода интервьюер направ­ляет интервью дри помощи вопросов. Интервьюируемые отвечают в свободной форме; им не предлагается вариан-


тов ответа. Каждый вопрос дает им возможность выска­заться настолько, насколько они считают необходимым. В данном типе интервью интервьюер вмешивается, чтобы задать другой вопрос или попросить уточнений, если от­веты оказываются чересчур лаконичными, или помочь интервьюируемому вернуться к заданной теме, если тот отвлекся от нее.

Направленные интервью позволяют осуществить ис­следования по проверке и контролю (Ghiglione, Matalone, 1998); они представляют собой эффективный инструмент исследования, если мы пытаемся актуализировать некото­рые знания или оценить валидность результатов, получен­ных при помощи других методов (наблюдение, экспери­мент и т. д.) Направленные интервью часто используются в качественных исследованиях, когда мы уже обладаем об­щей установленной схемой анализа, применяемой для различных объектов. Используя направленные интер­вью, можно быть уверенным, что их результаты позволят руководителю исследования получить детальную инфор­мацию, а также практические рекомендации. Поскольку этот тип исследований основан на стандартном списке вопросов, можно сравнивать результаты нескольких схо­жих исследований, осуществленных в разное время.

Пример. Некое предприятие обновило упаковку продукта. Принято решение изучить результаты этого нововведения с помощью направленных интервью и основываясь на схеме анализа, традиционно используемой в данном типе иссле­дований. Интервьюер представляет новую упаковку интер­вьюируемому и просит его внимательно на нее посмотреть, затем задает серию вопросов: «Когда вы впервые увидели эту упаковку, что привлекло ваше внимание?», «Какие тек-


й:


20 Глава I. Осуществление серии индивидуальных интервью


II. Условия проведения интервью 21


 


сты на упаковке этого продукта вы прочли? Почему? Что вы из них запомнили?», «На какие мысли наводит вас изобра­жение на этой упаковке?», «Каким образом вы опишете про­дукт в этой упаковке?» и т. д.

Направленное интервью нельзя путать с анкетным опросом. В опросниках большинство вопросов сопро­вождаются вариантами ответов, а те, которые не вклю­чают их, предполагают относительно краткие ответы (имя, несколько фраз), которые исследователи просто за­писывают, не вмешиваясь. Направленное интервью — это техника сбора информации, в которой взаимодействие меж­ду интервьюером и интервьюируемым играет важную роль, оно предоставляет данные качественного характера. Цель использования опросников — собрать направленную ин­формацию, позволяющую осуществлять количественный анализ.

II. Условия проведения интервью

Определение условий интервью требует большого внима­ния. Среда, в которой находится индивид в момент интер­вью, и взаимодействия, определяемые встречей с интер­вьюером, имеют тенденцию влиять на его размышления. Если руководителю исследования не удается использо­вать эти элементы, они могут повлечь смещения: интер­вьюируемый подвергается косвенному давлению, угро­зам или соблазнам, которые вне его ведения направляют его речь; он может также чувствовать себя незащищен­ным и пытаться защитить себя, утаивая некоторые мы­сли или приукрашивая свое положение. И наоборот, ко­гда мы выбираем соответствующую обстановку, эффек-


ты благоприятны: интервьюируемый свободно высказы­вается, перестает держаться настороже и соглашается раскрыться. Три элемента оказывают решающее воздей­ствие: выбор места и времени, профиль интервьюера и реакция, которую он вызывает со стороны интервьюиру­емого, договорные условия, согласованные перед интер­вью (Blanchet, Gotman, 1992).

1. Выбор времени и места

День и время интервью рекомендуется выбирать так, что­бы смягчить волнующий характер этого события. Интер­вьюируемый легче выражает свои мысли, если интервью проводится в часы дуга. Когда он начинает говорить, его мысли еще о том, чем он только что был занят. Это в оп­ределенной степени мешает ему сосредоточиться, но в то, же время может быть полезно. Например, в том случае, когда интервьюируемый занимается деятельностью, свя­занной с темой исследования, его стремление высказать­ся в таком случае усиливается.

Пример. Для изучения отношения пенсионеров к чтению журналов лучше всего стараться опрашивать их после по­лудня. Это как раз тот период, когда они читают или пере­листывают журналы.

Выбор места проведения интервью также важен: оно наводит на некоторые размышления, впоследствии про­являющиеся в словах интервьюируемого также оно спо­собствует определению отношений, устанавливающихся между ним и интервьюером.

Пример. Центр исследований готовит интервью с руково­дящими работниками с целью анализа их установки отно-


22 Глава I. Осуществление серии индивидуальных интервью


II. Условия проведения интервью 23


 


сителыю финансовых вложений. Рассматриваются несколь­ко вариантов мест. Интервью может проводиться на рабо­чем месте интервьюируемого. Если принимается этот вари­ант, на интервьюируемого, вероятно, будет оказывать влияние тот факт, что он находится в рабочей обстановке. Таким обра­зом, его речь будет более взвешенной и официальной. Интер­вью может также происходить дома у интервьюируемого. В этом случае интервьюируемый, скорее всего, попадет под влияние домашней обстановки. Его речь будет более обыден­ной, повседневной, скорее всего он будет ссылаться на мнения членов семьи (по Blanchet, Gotman, 1992).

В опросах, осуществляемых в сфере маркетинга, руко­водители исследования зачастую стараются опрашивать людей в относительно нейтральной обстановке, например в обустроенном для проведения семинаров зале отеля.

Подобные помещения обычно комфортабельны; кро­ме того, это демонстрирует интервьюируемому, что с ним обращаются на высоком уровне и он участвует не в обыч­ном разговоре, а в выполнении интеллектуальной рабо­ты совместно с интервьюером, по просьбе последнего.

В любом случае рекомендуется выбирать помещение, в котором беседа сможет проходить без вторжения тре­тьих лиц. Интервьюер и интервьюируемый должны зани­мать равнозначные положения вокруг стола или же си­деть в креслах друг напротив друга.

2. Профиль интервьюера и человеческий фактор

Человеческий фактор определяется взаимодействием меж­ду психосоциологическими профилями интервьюера и ин­тервьюируемого. Для овладения этим фактором необходи-


мо соблюдать два требования. Прежде всего, должно быть социологическое равновесие: интервьюируемый будет склонен к торможению, если почувствует слишком боль­шую социальную дистанцию между собой и интервьюи­руемым. Мы не станем откровенно рассказывать о себе тому, о ком думаем, что он далек от наших забот. С дру­гой стороны, нужно, чтобы интервьюируемый не считал ведущего интервью своим alter ego; если интервьюер ас­социируется с другом или близким человеком, интервью­ируемый не поймет его нейтральной позиции и расценит ее как враждебную или равнодушную. Кроме того, интер­вьюер не должен способствовать созданию впечатления интимности, поскольку необходимо, чтобы интервьюиру­емый понимал: интервьюер проводит работу и не может вступать в близкие отношения.

В зависимости от того, опрашиваем ли мы взрослых или детей, мужчин или женщин, лиц, принадлежащих раз­личным социальным слоям, необходимо выбирать соот­ветствующий образ интервьюера.

В любом случае обучению интервьюеров уделяется серьезное внимание. Недостаточно быть приветливым и легко вступать в контакт с другими, необходимо также тренироваться, для того чтобы достичь нейтральности и овладеть техникой вмешательства, которая позволяет по­мочь интервьюируемому, не оказывая давления на него.

Интервьюер должен также быть способен поставить себя на место руководителя исследования, для того что­бы определить, является ли записанная речь достаточно качественной и позволит ли получить необходимые ре­зультаты. Если бюджет исследования позволяет, рекомен­дуется обращаться к профессиональным интервьюерам.


24 Глава I. Осуществление серии индивидуальных интервью


II. Условия проведения интервью 25


 


3. Контрактные рамки интервью

Перед началом интервью интервьюер представляет ис­следование и делает несколько замечаний. Он старается прежде всего создать для интервьюируемого комфорт­ную атмосферу и мотивировать его. Затем он определяет роли каждого и подчеркивает условия, которые он сам и интервьюируемый должны будут соблюдать. Таким об­разом он создает контрактные рамки интервью.

Сначала интервьюер должен представиться. Затем он информирует интервьюируемого об организации, зани­мающейся опросом, и о целях исследования. Это подчер­кивает полезность работы, которая будет осуществлена интервьюируемым, и поощряет его высказываться. Интер­вьюер зачастую из предосторожности не говорит о фир­ме, которая заказала опрос. Если недавнее поведение этой фирмы вызывает определенную реакцию, интервьюиру­емый рискует отклониться от темы интервью.

Пример. Представим себе исследование, в ходе которого проводится опрос об автомобилях будущего. Желательно, чтобы интервьюируемые не знали, какой именно автомоби­лестроительный завод заказал исследование, если заказчик, например, недавно объявил о волне увольнений. И точно так же стоит поступить, если этот завод хорошо зарекомендо­вал себя на последней Формуле-1. В первом случае на мне­ние интервьюируемых наверняка повлияет негативное от­ношение к увольнениям, а в другом — восхищение техниче­ской мощью фирмы.

После того как презентация исследования удовлетво­рит любопытство интервьюируемого, интервьюер может напомнить об условиях, которые он и его работодатель


обязаны соблюдать: анонимность интервьюируемого га­рантируется — это профессиональная тайна, и компания обязуется уничтожить магнитные записи по окончании исследования.

Затем интервьюер продолжает разговор, объясняя, чего он ждет от интервьюируемого. Указания меняются в за­висимости от степени направленности. Для свободных или полунаправленных интервью он указывает, что не будет расспрашивать интервьюируемого, что именно последне­му предоставляется возможность говорить, а задачей са­мого интервьюера является только слушать и помогать высказаться. Это уточнение важно, поскольку ситуация опроса не является естественной; интервьюируемый при­вык говорить с людьми, которые отвечают ему, выдвигая собственную точку зрения или задавая вопросы. Интер­вьюер же предлагает интервьюируемому свободно вы­сказываться. Для этого он использует, например, такие формулировки: «Вы можете говорить все, что вам придет в голову, даже если это кажется вам странным или незна­чительным. В подобном интервью не существует лучших или худших ответов. Нам интересно, что думаете именно вы». Если интервью направленное, интервьюер уточня­ет, что он задаст несколько вопросов, и предлагает интер­вьюируемому ответить, каждый раз развивая свою точку зрения и не ограничиваясь несколькими словами.

Интервьюер заканчивает вступление, определяя при­мерную продолжительность беседы и рассказывая, ка­ким образом она будет записываться. Важно использо­вать диктофон, чтобы записать всю речь интервьюируе­мого; это необходимо, когда мы желаем изучить его речь,


26 Глава I. Осушествление серии индивидуальных интервью


III. Развитие свободного интервью 27


 


используя метод анализа содержания (Bardin, 2001). Для того чтобы уменьшить страх перед диктофоном, интер­вьюер уточняет, что он остановит запись, если интервью­ируемый об этом попросит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: