В случае ненаправленных интервью по окончании вступления интервьюер передает слово интервьюируемому, обращая его внимание на инструкцию. Затем интервьюируемый развивает свое высказывание, проходя несколько этапов, которые присутствуют в большинстве интервью. Ненаправленность не запрещает интервьюеру проявлять себя; каждый раз, когда это необходимо, он вмешивается для того, чтобы помочь интервьюируемому. Это вмешательство требует большого умения. Когда интервьюер не взвешивает свои слова, они могут вызвать раздражение, породить блокировку и создать смещение. Хорошо проведенное вмешательство помогает интервьюируемому победить механизмы защиты, мешающие ему высказаться, удалиться от стереотипов и высказываться глубоко.
1. Инструкция
Инструкция разрабатывается руководителем исследования, который проводит опрос. Она определяет тему, по которой интервьюируемому предлагается высказаться. Важно отметить, что люди не должны приходить на интервью с готовой речью. Для того чтобы этого избежать, участников набирают, сообщая им только общую информацию, которая не позволит им заранее узнать содержание инструкции. Интервьюер, произнося вступительное
слово, которое предшествует началу интервью, ограничивается повторением этой информации.
В ненаправленных интервью инструкция обычно представлена достаточно широко: интервьюируемые говорят не только о том явлении, которое интересует руководителя исследования, они касаются также целой серии пограничных вопросов. Это позволяет выявить некоторые дополнительные факторы, влияющие на исследуемый феномен. Данный прием, тем не менее, имеет один недостаток, поскольку в случае слишком широкой инструкции основная тема может быть затронута недостаточно. Задача интервьюера в такой ситуации — попросить человека развить свою мысль более глубоко.
Пример. В исследовании, задуманном для выявления факторов, тормозящих покупку замороженных продуктов, руководитель исследования, вместо того чтобы сосредоточиться на этих продуктах, решает предложить интервьюируемым высказаться о домашней еде и обо всем, что ее касается. Действуя таким образом, он надеется получить информацию, которая поможет ему понять, что заставляет некоторых покупателей отказываться от данного типа продуктов.
В исследовательских опросах желательно, чтобы инструкция была неоднозначной. Когда мы действуем таким образом, интервьюируемый вынужден интерпретировать инструкцию, используя собственные схемы размышлений, создавая оригинальный подход. Это позволяет получить более богатый материал и представить разнообразие существующих мнений.
Пример. Если мы попросим человека высказаться по поводу продовольственной безопасности, не делая иных уточнений,
28 Глава I. Осуществление серии индивидуальных интервью
III. Развитие свободного интервью 29
он должен будет определить, что это понятие представляет для него, под каким углом он должен его анализировать (что он делает для того, чтобы защитить себя; что должны делать власти; явная опасность и опасность, о которой мы не знаем, и т. д.)
Инструкция может быть представлена в форме открытого вопроса или предложения высказаться по конкретной теме, в общей или персонализированной форме. Необходимо понимать: когда в инструкции упоминается личность интервьюируемого, мы подталкиваем его к более личностно окрашенной речи, удаляющейся от стереотипов, но при этом усиливается и его самозащита.
Пример. Открытый общий вопрос: «Что сегодня является
здоровой пищей?»
Персонализированное предложение: «Я бы хотел, чтобы вы
рассказали мне о старости, о том, чем она является в вашем
представлении».
2. Этапы интервью
Когда опрашиваемые высказываются свободно, интервью принимают очень разнообразные формы. Тем не менее существует некоторое количество констант, которые касаются развития речи интервьюируемого. Обычно в ненаправленном интервью выделяют три фазы (Ghiglione, Matalon, 1998).
Стереотипы
В первые минуты интервьюируемый старается отбросить свои заботы и сконцентрироваться на теме интервью. Поскольку это сложная задача, он обычно приступает к теме, начиная излагать общие идеи. Стереотипы — хорошая отправная точка для высказываний, кроме того, они помо-
гают преодолеть стресс: интервьюируемый постепенно расслабляется, чувствуя, что ему удается говорить без лишних сложностей. В ходе первой фазы интервью, а также каждый раз, когда интервьюируемый пытается спрятаться за стереотипами, интервьюер должен поощрять его двигаться дальше для того, чтобы тот не ограничился принятыми высказываниями.
Высказывание-поиск
Когда интервьюируемый уже не находит готовых формул, ему начинает казаться, что он все сказал. Однако затем он понимает, что еще не представил собственную точку зрения. Тогда он предпринимает исследовательские ходы. Опрашиваемый размышляет вслух, продвигается на ощупь, упорядочивает свои мысли и развивает оригинальный дискурс; описывает свои впечатления, старается распутать клубок эмоций и выразить чувства. Давление норм еще дает о себе знать (оно никогда не исчезает полностью), но с этого момента опрашиваемый говорит от первого лица. Эта исследовательская работа крайне сложна; интервьюируемый не может выполнить ее в одиночку. Интервьюер вносит свой вклад, не отклоняясь от нейтральной позиции: он поощряет интервьюируемого продолжать усилия и помогает ему пояснить или углубить свою мысль. Он также вмешивается для того, чтобы интервьюируемый полностью осознавал то, о чем он говорит.
Повторяющиеся высказывания
Последний этап отмечен появлением повторяющихся высказываний. Интервьюируемый начинает повторяться, появляются признаки усталости, он пытается завер-
30 Глава I. Осуществление серии индивидуальных интервью
Ж
III. Развитие свободного интервью 31
шить дискурс, подводя итоги сказанного. Близится окончание интервью, но иногда интервьюируемому еще нужно высказать важные замечания или уточнить некоторые детали. Поэтому важно, чтобы интервьюер помог ему возобновить течение мысли, как приходилось это делать на втором этапе, когда интервьюируемый проявлял признаки временной усталости. Интервью заканчивается, когда старания интервьюера становятся неэффективными.
3. Вмешательство интервьюера
Существует также большое количество техник, позволяющих помочь интервьюируемому свободно высказываться; их названия меняются от одного издания к другому. Мы рассмотрим основные техники, классифицируя их в зависимости от намерений интервьюера.
Поощрение к движению дальше
Поощрение к продолжению высказывания осуществляется очень кратким вмешательством, интервьюер довольствуется несколькими словами, такими как «понимаю» или «да». Эти формулы произносятся тоном,, который выражает одновременно нейтралитет и эмпатию. «Да» не означает «вы правы», а «я слышу вас, я вас понимаю, можете продолжать».
Побуждение пояснить или углубить мысль
Для того чтобы побудить интервьюируемого развить свою мысль или дополнить свое высказывание, могут быть использованы различные приемы.
Повторение эхом — вмешательство, в момент которого интервьюер повторяет слово или часть фразы, которую интервьюер только что произнес.
Пример.
Интервьюируемый: «Я не люблю продукты такого типа, никогда ими не пользуюсь, разве только я вынужден это сделать». Интервьюер: «Вынужден?»
Эта техника прерывает речь интервьюируемого и побуждает его остановиться на том, что он только что сказал, чтобы уточнить высказывание и пояснить его. Необходимо говорить доброжелательным тоном, чтобы показать, что это вмешательство обусловлено исключительно желанием интервьюера узнать о факте больше (желание услышать то, что, возможно, возникло в мыслях интервьюируемого, но еще не было высказано). Тон также должен быть вопросительным, но не чрезмерно, так как не стоит создавать у интервьюируемого ощущение, что интервьюер сомневается в правдивости его речи.
Персонализированное отражение заключается в акценте на личности интервьюируемого, который позволяет сделать повторение той формулировки, которую использовал последний.
Пример.
Интервьюируемый: «Те, кто покупает за такую цену, сами не знают, что делают».
Интервьюер: «Вы думаете, что они сами не знают, что делают?»
Этот прием побуждает говорящего углубить свою мысль, высказать собственное мнение или чувства. Он
.ЯкР
32 Глава I. Осуществление серии индивидуальных интервью
может использоваться, когда интервьюируемый прибегает к обезличиванию в речи или замыкается на стереотипах. Интервьюер должен принять нейтральный тон, так чтобы не создать впечатления сомнения в искренности услышанных слов.
Использование приема зеркала имеет целью эксплицитно выразить установку или отношение, которые интервьюируемому не удается вербализовать, но которые он ясно выражает интонацией или невербальным образом. Интервьюер использует это средство, чтобы снять блокировку.
Пример. Интервьюируемый демонстрирует неодобрение, но ему не удается высказать это ощущение словами.
Интервьюер: «Вы, кажется, не одобряете этого?»
Парафраза-резюме — короткая фраза, сигнализирующая о понимании интервьюером сказанного. В некоторых случаях данное вмешательство поощряет интервьюируемого к продолжению, показав ему, что он был услышан. Обычно она заключает в себе побуждение углубить свою мысль, поскольку помогает интервьюируемому осознать, что он на самом деле сказал, и позволяет ему почувствовать, что некоторые моменты из того, что пришло ему в голову, еще не были высказаны. Резюме менее агрессивно, чем повторение в форме эха или персонализированное отражение, поскольку интервьюер не «присваивает» себе слова говорящего (Blanchet, Gotman, 1992). Интервьюер просто указывает на то, что он понимает, и должен употребить такую формулировку, которая позволит интервьюируемому внести возможные по-
},, III. Развитие свободного интервью 33
правки (он начинает свое вмешательство, говоря: «Если я правильно вас понимаю...», затем обобщает, что именно он понял).
Пример. Интервьюируемый явно демонстрирует неоднозначное отношение к цифровой фотографии: говорит, что его интересуют эти технологии, но при этом очень долго рассказывает об удовольствии, которое доставляет ему использование пленки и печать в лаборатории. Интервьюер вмешивается со словами: «Если я правильно вас понимаю, это привлекает вас, но вы боитесь потерять то, что вам нравилось в фотографии?» Опрашиваемый соглашается, давая пояснения своим ощущениям.
Дополнение предназначено для того, чтобы помочь интервьюируемому развить свои рассуждения, формы его различны. Интервьюер может выдвинуть заключение, которое логически вытекает из даваемых интервьюируемым объяснений, представив его как гипотезу и попросив опрашиваемого подтвердить ее или скорректировать. Он использует то, что называется гипотетическим заключением (инференцией) (Blanchet, Gotman, 1992). Интервьюируемый может также сформулировать неуверенное предвосхищение (антиципацию), ссылаясь на время и делая выводы на основе слов интервьюируемого. Это предвосхищение должно быть высказано в вопросительной форме с целью особо подчеркнуть, что интервьюер не занимает какой-либо позиции, а просто пыта-тся проверить, правильно ли он понял мысль интер-ьюируемого. Дополнение не является интерпретацией, предназначено для того, чтобы помочь интервьюируе-ому полностью завершить рассуждение.
34 Глава I. Осуществление серии индивидуальных интервью
Пример. После того как интервьюируемый выражает недоумение, что некоторые продукты продолжают продаваться, хотя они потенциально опасны, интервьюер вмешивается, формулируя гипотетическое заключение: «Это, возможно, является следствием пассивности покупателей?» Он может также использовать неуверенное предвосхищение: «Возможно, это будет продолжаться до тех пор, пока не возникнет серьезных проблем?»
Прием специфического (специального) вопроса заключается в том, что опрашиваемому задают вопрос относительно того, что он только что сказал. Этот прием должен использоваться редко, поскольку не стоит создавать впечатление, что интервьюер присутствует для того, чтобы задавать вопросы; это может повлечь пассивность опрашиваемого. Но использование вопросов не создает проблем, когда интервьюируемый желает, вызывает их, когда он колеблется или ему не удается ясно высказаться. Вопросы должны отвечать мыслям или чувствам интервьюируемого («Что вы об этом думаете?»), они могут также затрагивать факты («Часто ли это с вами случается?»).
Стимулирование и возобновление
В первой части интервью, если интервьюируемый прерывается и справедливо отмечает, что он отклонился от темы, интервьюер может помочь ему вернуться к теме (подтолкнуть его), повторив инструкцию доброжелательным тоном.
Когда испытуемый долго молчит, интервьюер может возобновить течение интервью, также сохраняя молчание.
Действуя таким образом, он дает интервьюируемому время отдохнуть или овладеть собой; показывает ему, что
IV. Особенности полунаправленного и направленного интервью 35
желает его снова услышать. Эта техника требует большого умения: интервьюер должен держаться одновременно спокойно и внимательно. Необходимо избегать повторного молчания, поскольку это породит страх и интервьюируемый будет скован.
Когда говорящий демонстрирует признаки усталости от длительного рассуждения на одну из тем, можно помочь ему двигаться дальше (подтолкнуть его), задав ему нейтральный общий вопрос. Интервьюер не ссылается на уже сказанное, он просто предлагает интервьюируемому иной путь.
Пример. «Возможно, вы видите и другие аспекты проблемы?»
IV. Особенности полунаправленного и направленного интервью
Течение полунаправленного интервью имеет свои особенности, поскольку интервьюер, использующий эту технику, должен следовать указаниями руководства (путеводителя) по проведению интервью. Особенности направленных интервью обусловлены тем, что интервьюер располагает списком конкретных вопросов, которые он должен задать.
1. Подготовка и использование руководства по проведению интервью
Руководство разрабатывается руководителем исследования; он определяет инструкцию и темы, которые должны быть затронуты в ходе интервью. Когда интервью осуществляется несколькими интервьюерами, вступитель-
36 Глава I. Осуществление серии индивидуальных интервью
ные фразы могут иногда предшествовать каждой теме, так чтобы темы имели одинаковое введение (Berthier, 2000).
Список тем определяется целями и характеристиками исследования. Если предшествующие работы позволяют сразу определить проблематику, то в этом случае содержание руководства по проведению интервью обычно ограничивается основными вопросами, составляющими данную проблематику. В случае поисковых исследований зачастую необходимо предварительное изучение: сначала проводится несколько свободных интервью с целью выделения основных тем и на основе этого составляется руководство, позволяющее получить точную информацию в ходе полунаправленных интервью.
Объем списка тем меняется от одного исследования к другому. Когда руководитель исследования желает сориентировать опрашиваемых на конкретные темы, пользуясь при этом максимумом преимуществ недирективности, он использует небольшое количество тем (5-6). В этом случае интервьюер может дать опрашиваемому возможность свободно высказываться, ограничиваясь направлением его к тем сюжетам, которые тот не затрагивает произвольно. Если руководитель исследования желает получить очень точные сведения, он обычно увеличивает число тем и подтем; руководство к интервью в таком случае включает 20-30 рубрик. Действуя подобным образом, руководитель исследования теряет часть преимуществ, предоставляемых недирективностью. Действительно, когда список достаточно длинный, различные подтемы не могут быть независимыми одна от другой; существует логика,
I IV. Особенности полунаправленного и направленного интервью 37
f которую необходимо соблюдать, и ограничения, налагае-
| мые на интервьюируемых.
Руководство по проведению исследования, кроме того,
; определяет стратегию, которой должен следовать интер-
;: вьюер. Оно определяет, как лучше сочетать направленность и ненаправленность, указывая, должен ли интер-
; вьюер представлять темы в указанном порядке или он должен быть гибким. В некоторых случаях руководство указывает на искомую степень точности и определяет темы, о которых интервьюер обязательно должен напомнить, если опрашиваемый не сообщает достаточного количества информации. Руководство также может указывать, надо ли поощрять интервьюируемого развивать аффективную составляющую речи. Наконец, в отдельных исследованиях руководство указывает, какой тип вмешательства предпочтителен, а какого следует избегать (если высок риск блокировки, обычно желательно не использо-
I вать технику персонализированного повторения).
Пример. Производитель туалетной воды заказывает исследование, имеющее двойную цель: узнать, как потребители представляют себе сегодня туалетную воду и как они покупают данный вид продукта. Первоначальная инструкция достаточно конкретна: «Я бы хотел, чтобы вы рассказали мне о туалетной воде, что это такое в вашем представлении». Руководство по проведению интервью включает пять тем: туалетная вода для женщин и мужчин, стиль туалетной воды и личность использующего ее, место покупки, выбор продукта в магазине, покупка туалетной воды. В инструкции уточняется, что сперва необходимо дать интервьюируемому возможность свободно высказываться; две первые темы необходимо рассмотреть в начале разговора, но порядок их введения
ш
38 Глава |. Осуществление серии индивидуальных интервью
IV. Особенности полунаправленного и направленного интервью 39
свободный. Вторая часть интервью должна быть посвящена аспектам покупки туалетной воды, при этом три последние темы должны быть представлены в указанном порядке. Что касается пятой темы, руководство уточняет, что интервьюер должен попросить рассказать о последней покупке; подчеркивается, что необходимо вернуть говорящего к теме, если интервьюируемый не предоставляет детального описания.
2. Подготовка и проведение направленного интервью
11одготовка направленного интервью требует разработки подробной проблематики. Руководитель исследования составляет вопросы, принимая во внимание цели исследования и опираясь на знания, почерпнутые из литературы. Обычно он использует довольно большое количество вопросов.
Пример.
«Укажите, пожалуйста, все, что вы отметили, рассматривая
эту рекламу».
«Каково, по вашему мнению, значение этого рекламного
обращения?»
«Что вам понравилось в этой рекламе?» «Что вам не понравилось?»
Интервьюер проводит интервью, задавая вопросы в заданном порядке и в одинаковой формулировке. Хотя рамки вопросов достаточно жесткие, опрашиваемые могут, несмотря на это, подробно излагать свои взглады; интервьюер позволяет им долго высказываться, возвращаться к уже сказанному, поправлять или дополнять информа-
цию. Важно, чтобы опрашиваемые могли высказаться по каждому вопросу в необходимом объеме, поскольку именно разнообразие собираемой информации отличает направленное интервью от анкетного опроса.
Если интервьюируемый отклоняется от темы, интервьюер вмешивается, используя прием реконцентрации (он вежливо предлагает индивиду сосредоточиться на заданном ему вопросе). В подобном типе интервью он может также попросить разъяснений. Когда он чувствует, что полученный ответ недостаточно ясен и не дает информации, которая требуется руководителю исследования, он задает специальный вопрос («Что вы имеете в виду под...?»). Наконец, когда ответ слишком лаконичен, интервьюер может попросить уточнений («Не могли бы вы рассказать мне подробнее?»).
I. Групповое интервью 41
Глава II
Использование групповых