Исследование фонематических процессов




Обследование речи младших школьников

Общая и ручная моторика

Одевается сам.

Открывает спичечный коробок.

Разворачивает конфету.

Держит карандаш пальцами.

Рисует круг.

Моет и вытирает руки.

Откручивает болт, поворачивает ключ в замке.

Застегивает и расстегивает пуговицы.

Режет ножницами.

Выполняет шнуровки.

 

Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата

а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др. __________);

б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие ______, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др.________),

в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест),

г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/вправо),

д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная),

е) твердое небо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель),

ж) мягкое небо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)

Параметры движения (губ, щек, языка):

а) объем движений: в полном объеме, ограничен

б) точность выполнения: сохранна, нарушена

в) тонус без особенностей, повышен, снижен

г) темп движений: нормальный, медленный быстрый

д) переключаемость движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений.

е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение.

Состояние звукопроизношения:

Характер проявления:

а) изолированные нарушения

б) нарушения в слогах

в) нарушения в словах

г) нарушения во фразах

д) в спонтанной речи

Исследование динамических характеристик речи

Особенности голоса (норма, высокий, низкий, глухой, дрожащий, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония)

Особенности дыхания (без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное) Речевой выдох (достаточный, укороченный, речь на вдох) Темп, ритм речи (норма, замедленный, ускоренный, дисритмия, заикание)

Форма проявления заикания в инициальный период

а) повторение звуков, слогов

б) удлинение звуков

в) обрыв слов

г) трудности начала слова, фразы

д) вставки слов (эмболофразия)

* при заикании исследуется

Характеристика судорог

клонические

тонические

клоно-тонические

Судороги дыхательного аппарата

инспираторные

экспираторные

Судороги голосового аппарата

смыкательная

дрожательная

Артикуляторные судороги

небной занавеки

лицевые

смыкательная губ

верхнегубная

нижнегубная

угловая губ

сложная лицевая

Язычные судороги

судорожный подъем кончика языка

судорожный подъем корня языка

"изгоняющая" судорога языка

подъязычная

Уловки

Сопутствующие движения

Судороги вне речи

Страх речи

отсутствуют

незначительны

выраженный

Импрессивная речь

1. Понимание:

а) внеситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции)

б) ситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции)

в) простых инструкций (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность.)

2. Понимание слов

а) предметы и серии предметов (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы)

б) предметные изображения и серии изображений (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/ фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы)

в) части тела и серии частей тела (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова)

3. Фонематический анализ и синтез

а) определение количества звуков в словах (не нарушено, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период)

б) определение первой и последней звуков в словах (не нарушено, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период)

в) определение последовательности звуков в словах (не нарушено, пропуски, персеверации, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период

г) фонематический анализ (не нарушено, пропуски, персеверации, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период)

Исследование фонематических процессов

а) фонематический анализ:

– дифференциация слов по месту ударения (не нарушена, нарушена)

– дифференциация слов по количеству слогов (не нарушена, нарушена);

– выделение фонем на фоне слова: гл. под удар, в начале слова (не нарушено, нарушено); согл. в нач. слова (не нарушено, нарушено); согл. из кон. слов (не нарушено, нарушено); глас, из серед, слов (не нарушено, нарушено); согл. из серед, слов (не нарушено, нарушено).

– выделение фонем из слов: начало(не нарушено, нарушено); конец (не нарушено, нарушено).

– определение места звука в слове: начало (не нарушено, нарушено), середина (не нарушено, нарушено), конец (не нарушено, нарушено).

– определение последовательности звуков в слове (не нарушено, нарушено).

– определение положения звука по отношению к другому (не нарушено, нарушено).

– количественный анализ (не нарушен, нарушен)

б) фонематический синтез: слоговой (не нарушен, нарушен); звуковой (не нарушен, нарушен);

в) фонематические представления:

– придумывание слов: на данный звук (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки); на данный слог (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки);

– подбор картинок на данный звук (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки);

г) слухопроизносительная дифференциация

– слуховая дифференциация: отдельных звуков (не нарушена, нарушена, каких ________); звуковых рядов (не нарушена, нарушена: 2 гл., 3 гл., 4 гл., ряд слогов СГ);

– произносительная дифференциация: отдельных звуков (не нарушена, нарушена, каких ______________), звуковых рядов (не нарушена, нарушена: 2 гл., 3 гл., 4 гл.), ряд слогов СГ (не нарушена, замены, персеверации, перестановки, оглушение, озвончение);

д) дифференциация слов, отличающихся парами фонем:

– по твердости мягкости (не нарушена, нарушена: по признаку мягкости ________, твердости ________);

– по глухости – звонкости (не нарушена, нарушена: оглушение ________, озвончение _________);

– свистящие – шипящие (не нарушена, нарушена ____________);

– соноры (не нарушена, нарушена________________).

4. Понимание логико-грамматических конструкций

а) флективных (не нарушено, нарушено, неуверенность, возможна самокоррекция/не коррегирует, увеличен латентный период)

б) предложных (не нарушено, нарушения семантически близких/далеких предлогов, увеличен латентный период)

в) сравнительных (не нарушено, нарушено, увеличен латентный период, возможна самокоррекция/ не коррегирует)

г) понимание конструкций родительного падежа (не нарушено, нарушен, увеличен латентный период, возможна самокоррекция/ не коррегирует)

5. Оценка грамматической нормативности (улавливает, не улавливает, возможна самокоррекция/ не коррегирует, увеличен латентный период)

 

Экспрессивная речь

Самостоятельная речь

а) спонтанная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, нарушение просодики, нарушение плавности (скандированность), неразвернутость, бедность, аграмматизмы, какие _____________, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены)

б) диалогическая (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, нарушение просодики, нарушение плавности (скандированность), неразвернутость, бедность, аграмматизмы, какие ______________, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены)

в) автоматизированная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, возможна самокоррекция/не коррегирует, нет плавности, инертность, персеверации, невозмохность выполнения)

г)дезавтоматизированная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, возможна самокоррекция/не коррегирует, нет плавности, инертность, персеверации, невозмохность выполнения) д) составление рассказа по сюжетным картинкам (составляет, не понимает сюжета, соскальзывание на побочные ассоциации, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие _______________, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные заменыне составляет)

е) составление рассказа по пейзажной картинке (составляет, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие _____________, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены, не составляет)

ж) составление рассказа по заданной теме (составляет, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие _______________, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены, не составляет)

 

Повторение

а) изолированных гласных звуков (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие ______________, пропуски, персеверации, не повторяет)

б) изолированных согласных звуков(не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие _____________, пропуски, персеверации, контаминации, не повторяет)

в) слогов (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие _____________, пропуски, персеверации, контаминации, не повторяет) г) серий звуков (не нарушено, пропуски, перестановки, увеличение латентного периода, искажения, какие ___________________, персеверации, не повторяет)

д) серий слогов (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие ___________________, пропуски, перестановки, персеверации, не повторяет)

е) слов с оппозиционными фонемами (не нарушено, искажения, какие ________, замены по семантическому/фонетическому сходству, перестановки, персеверации, не повторяет)

ж) повторение простых слов (не нарушено, искажения, какие _________, замены звуков, пропуски, перестановки, замены по семантическому/фонетическому сходству, не повторяет)

з) сложных и бессмысленных слов (не нарушено, искажения, какие _______, замены звуков, пропуски, перестановки звуков/слогов внутри слов, не повторяет)

и) повторение предложений

простых (не нарушено, искажения звуковой структуры, перестановки слов, не повторяет)

сложных (не нарушено, искажение звуковой структуры, перестановки слов, нарушение грамматической структуры, не повторяет)

 

3. Называние

а) реальных предметов (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации)

б) изображений предметов (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации)

в) частей тела (не нарушено, соматогнозии, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации)

г) действий (по рисунку) (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск слова, парафазии: вербальные, литеральные, персеверации)

д) качеств (по рисунку) (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск слова, парафазии: вербальные, литеральные, персеверации)

 

4. Составление фразы:

а) по картинке (не нарушено, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы:

какие _____, лексические нарушения, замены

морфемные/семантические/фонетические)

б) с заданным словом (не нарушено, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы, какие ________________________, лексические нарушения, замены морфемные/семантические/фонетические, лексические нарушения)

 

5. Пересказ рассказа: не нарушен, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы, какие __________: грубые, негрубые, морфемные замены, парафазии: литеральные, вербальные, по сходству: звуковому, семантическому, нарушение последовательности в передаче сюжета, смысловая неточность/неадекватность)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: