Компетенция «Организация экскурсионных услуг»
Опыт теории и практики экскурсионного дела в нашей стране исчисляется более чем 100-летним историческим периодом. Экскурсионная деятельность сегодня постоянно развивается, усложняется. Компетенция, как и конкурсные задания, сочетает в себе классические и инновационные технологии в экскурсионном деле, отвечая современным тенденциям развития экскурсионной сферы.
В компетенции «Организация экскурсионных услуг» проверяются навыки таких специалистов как
- агент по приему заказов на экскурсии,
- организатор экскурсий,
- экскурсовод,
- ассистент экскурсовода (гида),
- управляющий экскурсионным бюро.
Задание
Содержанием конкурсного задания являются особенности комплексного процесса предоставления экскурсионных услуг и организации экскурсионного обслуживания. Задание включает в себя выполнение работ
- по приему и обработке заказов на экскурсии,
- координации работы по реализации заказа,
- разработке и планированию экскурсионных программ, маршрутов, экскурсий,
- организационному обеспечению экскурсионных услуг,
- применению интерактивных технологий в экскурсионных программах,
- проведению экскурсий и экскурсионных программ,
- практическим аспектам организации экскурсионных услуг.
Описание задания
- прием и обработка поступившего в экскурсионное бюро заказа на экскурсию;
- работа по созданию аудиогида на специализированной он-лайн платформе izi.TRAVEL;
- разработка и проведение фрагмента интерактивной экскурсии по музейной экспозиции;
- применение интерактивных технологий в экскурсионных программах: разработка контента виртуального экскурсовода;
- решение различных профессиональных ситуаций и задач, возникающих в процессе экскурсионной деятельности.
Критерии оценки
При выполнении Конкурсного задания оцениваются:
- умение осуществлять консультирование клиентов по предмету заказа, ведение заказа, оформление документации на экскурсионное обслуживание;
- умение разрабатывать аудиогид, работать с картой и выстраивать экскурсионный маршрут, выстраивать композиционную структуру контента аудиогида, использовать технологии сторителлинга при создании аудиогида;
- умение разрабатывать экскурсию и работать с экскурсионной документацией (проработка технологической карты экскурсии, подготовка материалов «портфеля» экскурсовода);
- методика и техника ведения экскурсии, мастерство экскурсовода;
- качество разработки контента виртуального экскурсовода, в т.ч. функциональность контента, проработка его содержательной и «сценарной» части;
- эффективность принятия решений в профессиональных ситуациях при организации экскурсионной деятельности, знание профессиональных, регламентирующих, нормативных требований и правил при организации экскурсионных услуг и умение применять их при решении задач экскурсионного обслуживания.
Агент по приему заказов на экскурсии
Должностные обязанности. Осуществляет работу по приему и обработке заказов на экскурсии. Консультирует клиента по правилам приема и предмету заказа. Проверяет наличие реквизитов заказа и идентифицирует вид заказа. Направляет заказ в соответствующие структурные подразделения экскурсионного бюро. Координирует работу подразделений экскурсионного бюро, задействованных в реализации заказа. Корректирует сроки и условия выполнения заказов и, в случае необходимости, информирует клиентов об изменении параметров заказа. Ведет информационную базу (архив) о поступивших и выполненных заказах. Составляет необходимую отчетность.<br>
<br>
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма; нормативные документы организаций, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности; функции структурных подразделений экскурсионного бюро; содержание и правила проведения экскурсий; требования к оформлению и учету заказов на экскурсии; порядок контроля прохождения и выполнения заказов на экскурсии; технологию компьютерной обработки заказов на экскурсии; основы делопроизводства; этику делового общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.<br>
<br>
Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Туризм" без предъявления требований к стажу работы.<br>
Организатор экскурсий определяет потребности экскурсантов в экскурсионных услугах, принимает и анализирует заявки, планирует экскурсионные маршруты и программы экскурсий, оформляет документацию к экскурсионным маршрутам, разрабатывает новые формы и методы проведения экскурсий, формирует и анализирует программы экскурсий, составляет программы обслуживания, контролирует соблюдение программ экскурсий, качество проведения экскурсий, соблюдение протокольных мероприятий.
Экскурсовод должен обладать следующими общекультурными компетенциями: владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-2); уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3); быть готовым к кооперации с коллегами, работе.
Ассистент гида станет помощником экскурсовода, обязанностью которого будет информирование туристов о достопримечательностях, маршрутах, полезных для путешественников адресах (например, туристических информационных центров), об антиковидных и других мерах безопасности. Кроме того, специалист будет оказывать помощь экскурсантам с ограниченными возможностями, взаимодействовать с экскурсионными бюро. Это позволит самим гидам не отвлекаться на технические вопросы и уделить больше внимания содержанию экскурсии или маршрута. Предоставляет экскурсионные услуги в соответствии с утвержденными руководителем экскурсионного бюро маршрутами, технологическими картами согласно методикам проведения экскурсий, контрольным текстам и иным документам, предусмотренным национальными стандартами. Экскурсовод готовит индивидуальные тексты экскурсий, участвует в разработке новых тем экскурсий, проводит экскурсию, заполняет экскурсионные путевки и иную экскурсионную документацию. Анализирует замечания и предложения
Менеджер экскурсионного бюро - правая рука директора, разработчик турпродуктов, продвигает туристические продукты, устанавливает контакты с поставщиками, с клиентами, работает с клиентской базой, обновляет новости на сайте. Руководитель групп - должностное лицо, имеющее педагогическое образование и обеспечивающее порядок при проведении экскурсий, особенно в группах с маленькими детьми. Осуществляет оперативную деятельность и сопровождение групп. Бухгалтер