ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ




ОБЗ ПОЗНАНИЕ 2019

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Знания, теории, легенды, мифы, гипотезы.

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

ВИДЫПОЗНАНИЯ ФОРМЫПОЗНАНИЯ
Чувственное Ощущение,..., представление
Рациональное Понятие, суждение, умозаключение

 

3. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное познание.

 

4. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой виды знаний.

 

1) житейское

2) трудовое

3) научное

4) социальное

5) гипотетическое

6) религиозное

 

5. Най­ди­те два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «знание»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о видах знания;

— одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов знаний.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

 

6. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми познания, ко­то­рым они соответствуют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ   ВИДЫПОЗНАНИЯ
A) ло­ги­че­ская обоснованность Б) доказательность B) опора на ве­ро­ва­ния Г) проверяемость Д) эмо­ци­о­наль­ная окрашенность   1) мифологическое 2) научное

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д
         

 

7. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Ощущение, представление, суждение, восприятие, форма познания.

 

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).

 

Ощущение; восприятие; познание; представление; суждение.

 

8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).

 

Ощущение; чувственное познание; представление; восприятие; образ объекта.

 

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).

 

Умозаключение; восприятие; ощущение; представление; познание.

 

9. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

Уровни познания

 

УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Чувственное Опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания
  Присуще только человеку, является сложным способом отражения действительности посредством абстрактного мышления

 

10. Установите со­от­вет­ствие между эта­па­ми познания и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми операциями: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ОПЕРАЦИИ   ФОРМЫПОЗНАНИЯ
A) от­ра­же­ние в со­зна­нии человека внеш­них свойств предмета Б) от­ра­же­ние предметов и их свойств в виде це­лост­но­го образа B) фик­са­ция существенных свойств предмета Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обобщенного об­ра­за предмета Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние наличия у пред­ме­та каких-либо свойств Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве имеющихся   1) чувственное 2) рациональное (логическое)

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

 

11. Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФОРМЫ   ВИДЫ(ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ
А) понятие Б) представление В) суждение Г) ощущение Д) восприятие   1) чувственное познание 2) рациональное познание

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

 

12. Установите соответствие между формами и видами познания, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФОРМЫПОЗНАНИЯ   ВИДЫПОЗНАНИЯ
A) ощущение Б) восприятие В) суждение Г) понятие Д) представление   1) рациональное 2) чувственное

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

 

13. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

 

Анализ, синтез, мышление, суждение, умозаключение.

 

14. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ФОРМА ОСВО­Е­НИЯ МИРА ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия Проявление ми­ро­воз­зрен­че­ских установок, пе­ре­жи­ва­ний и действий, ос­но­ван­ных на вере в сверхъестественное, священное
... По­лу­че­ние, обос­но­ва­ние и си­сте­ма­ти­за­ция объ­ек­тив­ных зна­ний о мире

 

15. Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФОРМЫПОЗНАНИЯ   ЭТАПЫПОЗНАНИЯ
А) понятие Б) ощущение В) представление Г) суждение Д) умозаключение   1) чувственное познание 2) рациональное познание

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

 

16. Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФОРМЫПОЗНАНИЯ   ЭТАПЫПОЗНАНИЯ
А) понятие Б) суждение В) ощущение Г) умозаключение Д) восприятие   1) чувственное познание 2) рациональное познание

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В Г Д
         

 

17. Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК   ВИД ПОЗНАНИЯ
А) строится на образе, а не на понятии Б) базируется на здравом смысле и обыденном сознании В) осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий Г) присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов Д) непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами   1) житейское 2) научное 3) художественное

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

 

18. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальное познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о специфике социального познания;

− одно предложение, раскрывающее одно отличие социального от естественно-научного познания.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

19. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об уровнях познания;

− одно предложение, раскрывающее отличительные черты рационального уровня познания.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

 

20. Ниже приведён пе­ре­чень характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам познания.

 

1) умозаключение

2) ощущение

3) представление

4) суждение

5) планирование

6) описание

 

21. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

Ниже приведён пе­ре­чень характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам познания.

 

1) поведение

2) ощущение

3) предложение

4) восприятие

5) понятие

6) суждение

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

22. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ФОРМЫПОЗНАНИЯ   ЭТАПЫПОЗНАНИЯ
А) ощущение Б) понятие В) восприятие Г) представление Д) суждение   1) чувственное познание 2) рациональное познание

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

 

23. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ

 

МЕТОД ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Анализ Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части
... Процесс мысленного или фактического воссоединения целого из составных частей

 

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, виды познания.

 

1) трудовое; 2) обыденное; 3) научное; 4) рациональное;

5) конкурентное; 6) личностное.

 

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

24з. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;

− одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

 

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;

− одно предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

 

26. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;

− одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

 

27. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания;

− одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

 

28. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о фор­мах чув­ствен­но­го познания;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти обы­ден­но­го познания.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

 

29. Выберите вер­ные суж­де­ния о по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Восприятие яв­ля­ет­ся фор­мой ра­ци­о­наль­но­го познания.

2) Истинным счи­та­ет­ся толь­ко то знание, ко­то­рое не может быть уточ­не­но или опро­верг­ну­то в дальнейшем.

3) Одним из кри­те­ри­ев ис­ти­ны вы­сту­па­ет практика.

4) Обыденное по­зна­ние в от­ли­чие от на­уч­но­го не ведет к ис­тин­но­му знанию.

5) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся представление.

 

30. Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся характеристикой сту­пе­ней познания че­ло­ве­ком мира.

 

1) ощущение

2) восприятие

3) гипотеза

4) представление

5) практика

6) суждение

7) понятие

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

31. Выберите вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Чувственное по­зна­ние при­су­ще живым существам.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.

 

32. Выберите вер­ные суж­де­ния о ра­ци­о­наль­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Рациональное по­зна­ние при­су­ще толь­ко человеку.

2) Одной из форм ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся представление.

3) Рациональное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Рациональное по­зна­ние в от­ли­чие от чув­ствен­но­го спо­соб­но при­ве­сти к от­но­си­тель­ной истине.

5) Исходным эле­мен­том ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся понятие.

 

33. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию.

 

1) ощущение цвета, вкуса, запаха

2) абстрактность

3) наглядность

4) обобщённость

5) предметность

6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

 

Найдите два признака, относящихся к рациональному познанию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

34. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.

 

1) теория

2) наблюдение

3) эксперимент

4) проблема

5) классификация

6) систематизация

 

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

 

35. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о различии чувственного познания и рационального;

− одно предложение, раскрывающее особенность обы­ден­но­го по­зна­ния.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

 

36. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

 

Умозаключение, формы познания, ощущение, понятие, представление.

 

37. Выберите верные суждения о познании и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

38. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Знания, теории, легенды, мифы, гипотезы.

 

39. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

ВИДЫПОЗНАНИЯ ФОРМЫПОЗНАНИЯ
Чувственное Ощущение,..., представление
Рациональное Понятие, суждение, умозаключение

 

40. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное познание.

 

41. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой виды знаний.

 

1) житейское

2) трудовое

3) научное

4) социальное

5) гипотетическое

6) религиозное

 

Най­ди­те два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

42. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «знание»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о видах знания;

— одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов знаний.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

 

43. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми познания, ко­то­рым они соответствуют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ   ВИДЫПОЗНАНИЯ
A) ло­ги­че­ская обоснованность Б) доказательность B) опора на ве­ро­ва­ния Г) проверяемость Д) эмо­ци­о­наль­ная окрашенность   1) мифологическое 2) научное

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д
         

 

44. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Ощущение, представление, суждение, восприятие, форма познания.

 

45. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).

 

Ощущение; восприятие; познание; представление; суждение.

 

46. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).

 

Ощущение; чувственное познание; представление; восприятие; образ объекта.

 

47. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).

 

Умозаключение; восприятие; ощущение; представление; познание.

 

48. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

Уровни познания

 

УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Чувственное Опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания
  Присуще только человеку, является сложным способом отражения действительности посредством абстрактного мышления

 

49. Установите со­от­вет­ствие между эта­па­ми познания и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми операциями: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ОПЕРАЦИИ   ФОРМЫПОЗНАНИЯ
A) от­ра­же­ние в со­зна­нии человека внеш­них свойств предмета Б) от­ра­же­ние предметов и их свойств в виде це­лост­но­го образа B) фик­са­ция существенных свойств предмета Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обобщенного об­ра­за предмета Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние наличия у пред­ме­та каких-либо свойств Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве имеющихся   1) чувственное 2) рациональное (логическое)

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

 

50. Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФОРМЫ   ВИДЫ(ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ
А) понятие Б) представление В) суждение Г) ощущение Д) восприятие   1) чувственное познание 2) рациональное познание

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

 

51. Установите соответствие между формами и видами познания, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФОРМЫПОЗНАНИЯ   ВИДЫПОЗНАНИЯ
A) ощущение Б) восприятие В) суждение Г) понятие Д) представление   1) рациональное 2) чувственное

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

 

52. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

 

Анализ, синтез, мышление, суждение, умозаключение.

 

53. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ФОРМА ОСВО­Е­НИЯ МИРА ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия Проявление ми­ро­воз­зрен­че­ских установок, пе­ре­жи­ва­ний и действий, ос­но­ван­ных на вере в сверхъестественное, священное
... По­лу­че­ние, обос­но­ва­ние и си­сте­ма­ти­за­ция объ­ек­тив­ных зна­ний о мире

 

54. Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФОРМЫПОЗНАНИЯ   ЭТАПЫПОЗНАНИЯ
А) понятие Б) ощущение В) представление Г) суждение Д) умозаключение   1) чувственное познание 2) рациональное познание

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

 

55. Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФОРМЫПОЗНАНИЯ   ЭТАПЫПОЗНАНИЯ
А) понятие Б) суждение В) ощущение Г) умозаключение Д) восприятие   1) чувственное познание 2) рациональное познание

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В Г Д
         

 

56. Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК   ВИД ПОЗНАНИЯ
А) строится на образе, а не на понятии Б) базируется на здравом смысле и обыденном сознании В) осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий Г) присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов Д) непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами   1) житейское 2) научное 3) художественное

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

 

57. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальное познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о специфике социального познания;

− одно предложение, раскрывающее одно отличие социального от естественно-научного познания.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.


58.
Назовите любые два от­ли­чия на­уч­но­го по­зна­ния от жи­тей­ско­го (обыденного) по­зна­ния и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из этих от­ли­чий примером.

59. Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка на­уч­но­го познания.

60. Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.

61. Назовите и проиллюстрируйте примерами три критерия истины.


62.
Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и каждое из них проиллюстрируйте соответствующим примером.

63. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три формы представления результатов научного познания.

64. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это пред­став­ле­ние яв­ля­ет­ся с точки зре­ния со­вре­мен­ных на­уч­ных взглядов: от­но­си­тель­ной ис­ти­ной или заблуждением? По­яс­ни­те свой ответ и при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру за­блуж­де­ния и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны в по­зна­нии мира.

65. Мальчик пяти лет на про­гул­ке по­де­лил­ся сво­и­ми на­блю­де­ни­я­ми с мамой: если смот­реть на солнце, а потом за­крыть глаза, то уви­дишь чёрные точки. Какой вид по­зна­ния про­явил­ся в этом наблюдении? На­зо­ви­те три от­ли­чи­тель­ные черты этой формы познания.

66. Известный мо­ре­пла­ва­тель Ма­гел­лан искал крат­чай­ший путь в Индию. Он поль­зо­вал­ся картой, где был ука­зан пролив, со­еди­ня­ю­щий Ат­лан­ти­че­ский и Тихий океаны. Од­на­ко в от­ме­чен­ном на карте месте Ма­гел­лан про­ли­ва не обнаружил. Тогда он, изу­чив описания, со­став­лен­ные предшественниками, предположил, что этот про­лив дол­жен быть южнее. Он ис­сле­до­вал каж­дую бухту, каж­дый залив – и об­на­ру­жил про­лив между ма­те­ри­ком и ар­хи­пела­гом Ог­нен­ная Земля.

О каких уров­нях на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном отрывке? Ука­жи­те формы зна­ния в каж­дом из них. Пе­ре­чис­ли­те три ме­то­да на­уч­но­го познания, ис­поль­зу­е­мые Магелланом.

67. Известный кон­струк­тор же­лез­но­до­рож­ных мо­стов Брант долго искал ре­ше­ние за­да­чи — пе­ре­бро­сить мост через до­ста­точ­но ши­ро­кую и чрез­вы­чай­но глу­бо­кую пропасть. О воз­ве­де­нии опор на дне про­па­сти или по её краям не могло быть и речи. Из­му­чен­ный тщет­ны­ми по­ис­ка­ми решения, он вышел во двор по­ды­шать све­жим воздухом. Была осень, и в воз­ду­хе но­си­лись тон­кие осен­ние паутинки. Одна из них при­лип­ла на лицо изобретателя. Не пе­ре­ста­вая ду­мать о своей задаче, он ма­ши­наль­но стал сни­мать проч­но за­це­пив­шу­ю­ся и при­лип­шую к щеке паутинку. И тут вне­зап­но мельк­ну­ла мысль: если паук спо­со­бен пе­ре­ки­нуть паутинку-мост через глу­бо­кую и ши­ро­кую для него пропасть, то по­сред­ством по­доб­ных же тон­ких нитей, не­из­ме­ри­мо более проч­ных (стальных), че­ло­век мог бы пе­ре­бро­сить мост через пропасть?

О каком уров­не на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном отрывке? Какие формы на­уч­но­го по­зна­ния опи­са­ны в тексте? Пе­ре­чис­ли­те два ме­то­да на­уч­но­го познания, ис­поль­зу­е­мые Брантом.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание — процесс духовного освоения человеком материального мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

68. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

69. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание — процесс духовного освоения человеком материального мира». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

- наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

- корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

 

1. Понятие о познании. Познание - процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.

2. Цели познания:

а) постижение истины

б) практическая польза

3. Структура процесса познания:

а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);

б) рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение);

4. Виды знаний:

а) научные

б) житейские (обыденные);

в) мифологическое;

г) эстетическое и т.д.

5 Знание как результат познания.

 


70.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема познаваемости мира». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе в от­ве­те учитываются:

 

- кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме и чет­ко­сти вы­ра­же­ния мысли;

 

- от­ра­же­ние в плане ос­нов­ных ас­пек­тов темы в опре­де­лен­ной (адекватной за­дан­ной теме) последовательности.

 

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Про­бле­ма по­зна­ва­е­мо­сти мира

а) Что такое агностицизм

б) Тео­рии Юма и Канта

в) Раз­но­вид­но­сти агностицизма

2. Субъ­ект и объ­ект по­зна­ния

3. Чув­ствен­ное и ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние

4. Сен­су­а­лизм и рационализм.

5. три ос­нов­ные тенденции:

а) гно­сео­ло­ги­че­ский оптимизм,

б) скеп­ти­цизм

в) агностицизм.

6. От­но­си­тель­ная и аб­со­лют­ная истина.

71. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познавательная деятельность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

72. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Человек — объект и субъект познания». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: