ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими признаками наметившихся положительных тенденций в экономике России являются возрастающие объемы производства и повышение конкурентоспособности отечественных товаров. Использование функции маркетинга позволяет активно приспосабливать производство к меняющимся требованиям рынка, обеспечивать сбыт товаров, получать прибыль за счет увеличения объемов продаж и путем удовлетворения потребностей покупателей.
В данной работе анализируются потребительские предпочтения на косметические средства по уходу за кожей лица. Проведена оценка конкурентоспособности косметических средств «Чистая линия».
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИЗДЕЛИЯ: ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Формирование исходной информации
На большой объем продаж косметических средств по уходу за кожей лица серии «Чистая линия», вероятнее всего, повлияли такие факторы, как:
- имидж предприятия-изготовителя как производителя качественной продукции;
- использование в рецептуре натуральных компонентов;
- невысокая цена;
- использование магазином выкладки па уровне глаз, способствующей оптимальному привлечению внимания покупателя.
Согласно опросу менеджеров торгового зала магазина «Магнит-Косметик», основными потребителями косметических средств по уходу за кожей лица серии «Чистая линия» являются потребители со средним и низким уровнем среднедушевого дохода в семье.
Для оценки конкурентоспособности косметических средств по уходу за кожей лица серии «Чистая линия» среди других отечественных серий в работе использовали методику [1], которую в дальнейшем будем называть методом разделения по частям (МРЧ).
Для исследований была разработана анкета с вопросами для анонимного опроса. В анкетировании участвовало 120 человек, результаты опроса представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Сводные результаты опроса потребителей
Показатели | Кол-во респондентов, чел (ответивших утвердительно) | Доля респондентов, давших утвердительный ответ из об-щего числа опрошенных,% |
Блок 1 | ||
Блок 2 | ||
Всего | ||
Блок 1 | ||
- известность изготовителя изделия | ||
- упаковка изделия | 29,2 | |
- маркировка | 20,8 | |
Всего | ||
Блок 2 | ||
- цвет | 4,2 | |
- однородность | 4,2 | |
- запах | 8,3 | |
- впитываемость | 41,7 | |
- стягивающий эффект | 20,8 | |
- способность наноситься на кожу | 20,8 | |
Всего |
Данные опроса потребительских предпочтений явились основой для определения коэффициентов весомости показателей по формуле:
(1)
где: Р - количество респондентов, ответивших утвердительно на i - ый показатель блока 1 или блока 2 (см. табл. 1);
Ко - общий коэффициент весомости i -го блока;
Р0 - общее количество респондентов.
Оценку показателей конкурентоспособности косметических средств по уходу за кожей лица осуществляла группа экспертов, состоящая из 64 человек. Результаты определения весовых коэффициентов показателей приведены в табл. 2.
Для оценки конкурентоспособности изделий для каждого из показателей конкурентоспособности была разработана шкала оценки (см. табл. 3), которая по своей сути является упрощенной модификацией оценочной шкалы.
Таблица 2.
Коэффициенты весомости показателей конкурентоспособности
Показатели конкурентоспособности | Коэфф-ты веса |
БЛОК 1 | |
1.1.Известность изготови-теля изделия | 0,3 |
1.2.Упаковка | 0,15 |
1.3.Состояние маркировки | 0,06 |
ВСЕГО по блоку | 0,3 |
БЛОК 2 | |
2.1.Цвет | 0,03 |
2.2. Однородность | 0,03 |
2.3. Запах | 0,06 |
2.4. Впитываемость | 0,3 |
2.5.Стягивающий эффект | 0,16 |
2.6.Способность наноситься на кожу | 0,16 |
ВСЕГО по блоку | 0,7 |
Таблица 3.
Система балльной оценки показателей косметических средств
(по уходу за кожей лица)
Показатели | Характеристика | Бал |
1. Качество | отличное | |
хорошее | ||
удовлетворительное | ||
плохое | ||
2.Известность изготовителя | - хорошо известен в России и за рубежом | |
- известен в России | ||
- известен в городе | ||
- мало где известен | ||
3. Упаковка (имидж и функ-циональные свойства | - максимально удобна и функционально подходит к продукту по использованию и хранению | |
- достаточно удобна и функционально подходит к продукту по использованию и хранению | ||
- мало удобна, удовлетворительно оформле-на, но хорошо сохраняет продукт | ||
-неудобна, но хорошо оформлена, удовлет-ворительно сохраняет продукт | ||
4. Состояние маркировки | - соответствует ГОСТ РХХХХХ и имеет дополнительную информацию о преиму-ществах | |
- соответствует ГОСТ РХХХХ и нормально читается | ||
- соответствует ГОСТ РХХХХ, но плохо читается | ||
- изделие не имеет маркировки |