этап 1 МОДЕРНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ




 

 

Цель: 1. Приобщение к искусству, Культуре детей всех социальных слоёв общества.

2. Создание условий получения высшего музыкального образования детьми всех социальных слоёв общества.

 

Россия – особая страна, Богом любимая. Россия во все времена удерживала мир в равновесии, не давала государствам скатиться в пропасть однополярного мира. Для этого России был нужен мощный военный потенциал. Её боялись и ненавидели.

Пришло время государствам полюбить Россию. Роль современной России другая. Россия нужна всему миру не как мощная военная машина, но в первую очередь, как государство, обладающее куда более мощным потенциалом – «световым», духовностью, культурой.

Мы, россияне, наделены необыкновенным, поистине божественным даром – духовностью, которая нужна не только самой России, но и всему миру. Только вот забыли русские о своём предназначении. Россия нужна миру, как Учитель, который своим примером научит народы и страны жить по духовным, культурным, нравственным законам, а значит, жить по – Божески. Нет этого опыта у других стран, потому что нет на Земле ни одного государства, ни одного народа, в которые Бог вложил столько сил, труда, Света, как в Россию.

Вот поэтому взоры государств мира обращены на Россию с надеждой на то, что Россия воспрянет духовно, проявит свой культурный, творческий потенциал. Вспомнит Россия о своём главном предназначении и, возродившись духовно, даст возможность духовно возродиться другим странам.

Слово «Культура» означает «почитание Света, Огня» («культ» - греч. – почитание, поклонение; «Ур» - санскрит – Свет, Огонь). Всё, что касается восПИТАНИЯ человека, ПИТАНИЯ его души, пробуждения духовности в человеке, относится к сфере культуры, и в первую очередь, к музыке и музыкальному образованию.

Душа человека – Свет человека. Если наше физическое тело питается грубой физической пищей, то наша душа питается высокими мыслями, высокими чувствами и высокой музыкой. Можно написать целую книгу с названием «Человек – музыка», но можно кратко сказать о значении искусства в нашей жизни: искусство преображает, совершенствует окружающий мир.

Общество становится лучше, чище, нравственней. Чем сильнее в обществе приоритеты культуры, тем сильнее проявляется Дух народа. Наивно полагать, что мощь государства зависит от сильной, модернизированной армии. Сила, мощь страны заключается в силе, мощи Духа народа. Никаким оружием, в том числе психотронным, не сломить народ, если сила Духа его велика!

Главным «орудием» искусства в преображении окружающего мира является музыка. Музыка пронизывает все области искусства. Весь мир Божий – это мир Муз, и пребывает он в искусстве. Философия - МУЗыка мысли, литература - МУЗыка слова, живопись - МУЗыка цвета, скульптура - МУЗыка камня, архитектура - застывшая МУЗыка пространства. Музыка питает душу человека, раскрывает духовный потенциал, тот великий дар, искру Божью, который есть в каждом человеке. Проявляя в себе Свет, духовный потенциал, творческую энергию, создавая произведения искусства, человек сам становится Творцом, т.е. Богом.

Так совершенствуя себя, человек совершенствует, преображает окружающий мир. Таково великое значение искусства. Как важно, чтобы в нашей повседневной жизни как можно больше звучало высокой музыки. Как важно, чтобы высокая музыка была доступна каждому ребёнку в России. Как важно, чтобы это поняли те, кто сейчас стоит у власти, а значит, несёт ответственность за свой народ.

Дети – музыканты. Это учащиеся музыкальных школ, школ искусств, студенты колледжей культуры и искусств, музыкальных колледжей, академий культуры и искусств, консерваторий. Дети эти особенные, потому отношение власти к ним должно быть особенным. Дети - музыканты способны не только видеть Красоту высокой музыки, но и уметь восхищаться ею. А это дано не каждому.

Это детки, в которых проявилась творческая энергия и они способны преображать, творить окружающий мир. Это лучшие детки в нашем обществе, элита общества. Это значит, общество и государство должны на ручках носить таких детей. Большая часть детей – музыкантов являются исполнителями – музыкантами. Они - распространители Света, несут Свет людям.

Тысячи людей равнодушны к Красоте высокой классической музыки, душа их спит, поэтому задача музыкантов – профессионалов: музыкой пробудить душу - Свет в других людях. Среди детей – музыкантов есть настоящие гении. Это музыканты – авторы, лучшие из лучших. Это те детки, которые способны сами генерировать в себе Свет. Они начинающие композиторы, поэты, художники, певцы, хореографы. Их единицы, но именно их государство должно окружить заботой и любовью. Дети – музыканты – культурное будущее России, это стержень нравственности будущего общества страны, и, чтобы заложить нравственные основы будущего поколения, нужно уже сейчас позаботиться о них. Дети – музыканты - элитные семена, которые нужно бережно сохранить.

Культурное, духовное возрождение России, которое терпеливо ждёт весь мир, начнётся с возрождения музыкального образования.

Модернизация музыкального образования в России.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Музыкальное образование в России является частью сферы культуры страны, поэтому положение в музыкальном образовании зависит от состояния культуры в целом. Культура в России, как Золушка, не любимая властью падчерица, и держат её «в чёрном теле», и финансируют «по остаточному принципу». Состояние, в каком сейчас находится музыкальное образование, иначе, как разруха, не назовёшь. Не было такого времени в истории России, чтобы так унижены были музыканты. Музыкальное образование разорвали на части: начальная ступень – музыкальная школа, школа искусств – находятся в ведении МОУДОД (бюджетное муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей), средняя ступень – музыкальный колледж и колледж культуры и искусств – находятся в ведении ГОУ СПО (региональное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования), высшая ступень – академия культуры и искусств, консерватория – в ведении Министерства образования и науки.

а) МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА и ШКОЛА ИСКУССТВ (начальная ступень музыкального образования) относятся к дополнительному образованию и в настоящее время находятся на местном муниципальном бюджете. Их уравняли с детскими садиками, оздоровительными лагерями, с центрами дополнительного образования детей - кружковыми учреждениями. «Дополнительное» образование означает «дополнительное» внимание местной власти к ним, проще говоря, почти никакое. Хроническое недофинансирование музыкальных школ местным муниципальным бюджетом («по остаточному принципу», как и всё, относящееся к культуре) привело к катастрофическим последствиям. Резко ухудшилось качество обучения в музыкальных школах и школах искусств. Музыкальная школа и школа искусств вынуждены сокращать базовую учебную программу, попросту убрав из учебного плана ряд дисциплин, необходимых для дальнейшего получения среднего и высшего музыкального образования в музыкальном колледже и консерватории. Их понять можно: кто же будет учить бесплатно? По этой причине мой сын, закончив музыкальную школу в 2009 году, недополучил 3 дисциплины, необходимые для дальнейшего получения музыкального образования в музыкальном колледже. Поступив в 2009 году в музыкальный колледж, он должен был заниматься ночами, чтобы наверстать упущенное: за 1 год пришлось осваивать игру на дополнительном инструменте по семилетней программе. Абсурд (иначе не назовёшь!), в состоянии котором сейчас находятся музыкальные школы и школы искусств, сильно бьёт по здоровью детей – музыкантов. Недофинансирование музыкальных школ поставило их на грань закрытия. Невозможность улучшить материальную базу школы, невозможность приобрести музыкальные инструменты, невозможность отремонтировать здание школы, невозможность участвовать в конкурсах – это лишь малая часть проблем музыкальных школ и школ искусств в настоящее время. Из музыкальных школ уходят преподаватели (низкая зарплата, отсутствие музыкальных инструментов, низкий статус занимаемой должности), сокращается число детей, заканчивающих музыкальную школу.

Но ведь музыкальные школы, школы искусств комплектуют среднюю ступень музыкального образования – колледжи культуры и искусств, музыкальные колледжи, а те, в свою очередь, высшую ступень – консерватории и академии культуры и искусств!

б) МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ, КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫИ ИСКУССТВ (средняя ступень музыкального образования). Ухудшение положения музыкальных школ, школ искусств, привело к резкому сокращению числа студентов музыкальных колледжей, колледжей культуры и искусств, отсутствию конкурса при поступлении, а также уменьшению конкурса при поступлении в консерваторию. Особенно пострадали отделения народных инструментов в среднем звене музыкального образования, где необходимы большие финансовые затраты на приобретение музыкальных инструментов. Например, на отделении русских народных инструментов одного из трёх музыкальных колледжей в Алтайском крае – Рубцовском - учатся всего 21(!) студент. Ещё 1 – 2 года, и учить там будет некого и некому. А всего на отделении русских народных инструментов трёх имеющихся в Алтайском крае музыкальных колледжей (Алтайском, Рубцовском, Бийском) учатся около 150 студентов. Это на весь Алтайский край! И нет никакой надежды, что хотя бы 1\3 из них пойдёт работать преподавателями в музыкальные школы – специальность эта не престижна из - за низкой зарплаты преподавателей и низкого статуса музыкальных школ. Самая «дефицитная» профессия в Алтайском крае – преподаватель русских народных инструментов музыкальной школы. Это коллапс в музыкальном образовании края и России в целом. Необходимо срочно поднять начальную ступень музыкального образования - музыкальную школу, школу искусств - на федеральный уровень! Необходимо поднять среднюю ступень - изменить статус музыкального колледжа, колледжа культуры и искусств на уровень техникума. Как учреждения среднего профессионального образования, их уравняли с рабочими колледжами (такая же мизерная стипендия, тот же низкий социальный статус). Разве это справедливо? Дети – музыканты – особенные. Это дети – трудоголики, фанатики своего дела. Учиться в учреждениях музыкального образования - это каторжный труд. Ведь наряду с общим образованием они осваивают игру на музыкальном инструменте. Чтобы стать хорошим музыкантом, нужно много трудиться. «Рабочий» день студента - музыканта длится порой по 18 часов в сутки.

Чтобы поднять статус музыкальных учреждений, чтобы возродить музыкальное образование в России, нужно провести его реструктуризацию.

Необходимо создать самостоятельное Министерство творческого образования. Сюда войдут все творческие образовательные учреждения культуры - музыкального, хореографического, циркового, прикладного искусства. В состав Министерства творческого образования должны войти все учреждения так называемого «дополнительного образования»: кружковые учреждения, центры детского творчества, оздоровительные лагеря и т.д. Творческое образование имеет, прежде всего, воспитательное значение, значит, государство должно сознательно подходить к вопросу воспитания подрастающего поколения. И «воспитание» это особенное – оно отвечает за развитие души человека (для сравнения: общее образование отвечает за развитие интеллекта человека). В настоящее время образовательные учреждения культуры, несущие задачу воспитания детей, разбросаны по разным ведомствам, что является причиной их недофинансирования и жалкого состояния. Так будут собраны вместе все образовательные учреждения культуры, отвечающие за воспитание детей.

Пусть учреждения творческого образования станут не отдельным комитетом Министерства образования и науки, не отдельным комитетом Министерства культуры (в состав которого они сейчас входят), пусть творческое образование получит самостоятельный статус! Создание Министерства творческого образования, наряду с Министерством образования и науки, позволит на деле приблизить утверждение: «Воспитание должно идти впереди образования». Создание Министерства творческого образования предполагает создание региональных комитетов творческого образования (наряду с комитетами общего образования). И всё. Создавать комитеты творческого образования на уровне города, района нет необходимости, т.к. учреждений творческого образования на таком уровне немного. Чем меньше посредников, тем лучше! Нет никакой опасности увеличения бюрократического аппарата, ведь учреждения творческого образования можно пересчитать по пальцам (в сравнении с учреждениями общего образования). Создание самостоятельного Министерства творческого образования - это кардинальный шаг, но именно он (только он!) позволит поднять статус творческого образования, музыки, искусства, культуры в целом, улучшит финансирование учреждений творческого, в том числе, музыкального образования, а значит, станет возможным духовное возрождение России. Такой шаг повернёт государственную власть, общество в сторону духовности, в сторону культуры. Никакие другие полумеры не помогут. Такой шаг уравняет положение учителя сольфеджио в музыкальной школе и учителя, например, истории в общеобразовательной школе. Преподаватели – музыканты – не только самая культурная часть нашего общества, но и самая культурная часть нашей интеллигенции. Сколько можно унижать учителей - музыкантов, ведь от них напрямую зависит состояние нравственности в нашем обществе, ведь они отвечают за

культурный уровень народа?!

Создание Министерства творческого образования позволит связать воедино все ступени творческого (музыкального) образования: 1ступень – начальное образование – музыкальная школа, школа искусств; 2 ступень – среднее профессиональное образование – музыкальный колледж, колледж культуры и искусств; 3 ступень - высшее профессиональное образование – консерватория, академия культуры и искусств. В дальнейшем структура музыкального образования будет упрощена: музыкальная школа – музыкальный техникум – консерватория.

Для того, чтобы возродить музыкальное образование в России, необходимо:

1. Вывести музыкальное образование из состава Министерства культуры и создать самостоятельное Министерство творческого образования, куда войдут образовательные учреждения культуры - музыкального, хореографического, циркового, прикладного искусства, а также все учреждения дополнительного образования детей. В регионах создать региональные комитеты творческого образования.

 

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ТВОРЧЕСКОГО (МУЗЫКАЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Учебный процесс в учреждениях среднего и высшего профессионального творческого (музыкального, хореографического, циркового, прикладного искусства) образования совершенно не похож на учебный процесс в остальных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Непонимание этого различия является главным препятствием развитию творческого профессионального образования в России. Показательным примером может стать ухудшение положения в музыкальных образовательных учреждениях в связи с реформами в области профессионального образования. В настоящее время учреждения среднего и высшего музыкального образования подчиняются Закону об образовании. Все нововведения, появившиеся в последнее время и касающиеся среднего и высшего профессионального образования (ведение промежуточных аттестационных контрольных недель в учебный процесс, новый порядок отбора претендентов на получение стипендии и др.), оторваны от жизни, не продуманы до конца, самым негативным образом повлияли на средние и высшие учреждения музыкального образования. По сути, реформаторы среднего и высшего профессионального образования, САМИ НИКОГДА НЕ ЗАНИМАВШИЕСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ, А ПОТОМУ НЕ ПОНИМАЮЩИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, поставили учреждения среднего и высшего музыкального образования на грань уничтожения. Как объяснить этим людям, что учиться в консерватории (творческий труд) – одно, а учиться в любом, к примеру, техническом ВУЗе (интеллектуальный труд) – это совершенно другое? Да, есть некоторые элементы творчества в учебном процессе обучения студентов технического ВУЗа (научная деятельность: экспериментальная, конструкторская), но они занимают лишь малую, незначительную часть учебного процесса. Учебный процесс музыкального образовательного учреждения целиком должен строиться на творческом принципе. Выражение «собрать все образовательные учреждения в одну кучу» здесь неприменимо. Необходимо вывести учреждения творческого (музыкального) образования из подчинения Закона об образовании. У музыкантов должен быть свой Закон о творческом образовании, только тогда студенты учреждений, готовящих специалистов в области искусств, смогут получить качественное профессиональное образование. Создание самостоятельного Министерства творческого образования и принятие Закона о творческом образовании даст необычайно мощный толчок развитию искусства, культуры в стране.

Специфика обучения в учреждениях творческого образования: 1. Учреждения творческого образования готовят специалистов творческого труда.

Это значит, наряду с другими учебными дисциплинами, студенты осваивают специальность. Это главная учебная дисциплина. Она требует по сравнению с другими дисциплинами гораздо большего времени. Чтобы стать профессионально подготовленной балериной, необходим ежедневный каторжный труд, многочасовые репетиции, которым не должны помешать другие учебные дисциплины. Чтобы стать хорошим баянистом, фортепианистом, необходимо играть на инструменте, как минимум, 5-6 часов в день, не считая индивидуальных занятий с преподавателем, значит, учебный план музыкальных образовательных учреждений должен составляться с учётом этих 5-6 часов занятия по специальности (и с учётом санитарно – гигиенических допустимых нагрузок на студентов, хотя бы исходя из того, что «студенты – тоже люди», и им нужно хоть иногда успеть поесть и выспаться). В настоящее время учебная нагрузка студентов – музыкантов превышает все допустимые нормы. Все нововведения, касающиеся качества образования в учреждениях, привели к резкому увеличению нагрузки учебных дисциплин на обучающихся. У студентов – музыкантов не остаётся времени для игры на инструменте по специальности! Чтобы где - то найти время для игры на музыкальном инструменте, студенты – музыканты вынуждены сознательно пропускать занятия по другим учебным дисциплинам, а это недопустимо. Именно по этой причине больше всего пропусков занятий у студентов отделения русских народных инструментов, особенно перед творческим конкурсом и академическим экзаменом по специальности.

2. Половину учебных дисциплин в учреждениях творческого (музыкального) образования составляют индивидуальные занятия с учеником. Это значит, всего несколько занятий в месяц по предмету. Накапливаемость оценок за месяц (несколько занятий) минимальная. Оценок может даже не быть вообще, если студент и преподаватель болеют в этот период. Ниоткуда взять оценки нельзя. Выводить итоговую оценку из одной, двух и даже трёх (редко бывает) оценок тоже нельзя. Именно невозможность накопить оценки за такой малый период обучения (за месяц) делает невозможным вводить в учреждения творческого (музыкального) образования систему промежуточных аттестационных недель. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто изучить положение с количеством оценок в классном журнале, например, студентов Новосибирского областного колледжа культуры и искусств. Здесь оценки по итогам промежуточной аттестационной недели проставляются с нарушением Закона об образовании. Итоговые оценки, влияющие на назначение стипендии, выводятся из одной, двух оценок, проставленных за месяц учебного времени. Студент, не имеющий оценок за месяц учебного времени, считается не аттестованным и лишается стипендии. Нарушением Закона об образовании в данном случае является то, что стипендия начисляется не по итогам сессии (зимней, летней), а по итогам промежуточных аттестационных недель, т.е. один раз в месяц. В Новосибирском колледже культуры и искусств ежемесячно вывешиваются огромные списки студентов, не аттестованных по итогам промежуточной аттестации. Мизерное число студентов, получающих стипендию. Огромное число студентов, отчисленных за «неуспеваемость». Кто ответит за произвол в системе музыкального образования в вопросе промежуточных аттестаций, когда, наконец, будет исправлена ошибка с введением в учреждения творческого (музыкального) образования системы промежуточных аттестационных контрольных недель, поставивших учреждения творческого (музыкального) образования в невыносимые условия существования?!

Улучшить качество обучения в учреждениях музыкального (творческого) образования – не значит увеличить учебную нагрузку всех учебных дисциплин на студентов. Улучшить качество образования студентов – музыкантов – значит дать им как можно больше времени для занятий по специальности (не менее 5-6 часов в день), уменьшив учебную нагрузку по другим дисциплинам.

Необходимо: а) пересмотреть учебный план учреждений творческого (музыкального) образования с целью уменьшить учебную нагрузку остальных учебных дисциплин, кроме специальности, обучающихся.

б) убрать в учреждениях среднего и высшего творческого (музыкального) образования систему промежуточной аттестации (аттестационные недели) и вернуть прежнюю систему аттестации обучающихся (зимняя сессия, летняя сессия). в) стипендию рассчитывать 2 раза в год по итогам зимней и летней сессии.

г) отчислять неуспевающих студентов учреждений творческого (музыкального) образования только по итогам летней сессии, предоставив возможность пересдать академическую задолженность в начале нового учебного года (сентябрь).

д) ввести День самоподготовки студентов на 4 курсе учреждений высшего и среднего музыкального образования. День самоподготовки должен быть у одарённых студентов – музыкантов, тех, кто занимается авторской деятельностью – у начинающих композиторов, поэтов.

 

 

ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ

Плата за обучение в музыкальных школах, школах искусств в настоящее время разная, зависит от региона. В Москве, например, обучение ребёнка музыке, искусству будет стоить родителям от 6 тыс. руб. в месяц, в Новосибирске – бесплатно, но при этом с родителей потребуют «добровольное пожертвование» в размере 500 руб. в месяц (музыкальная школа №1 Центрального района), на Алтае, в музыкальной школе составляет в среднем 250 руб. в месяц. Малоимущие семьи в Алтайском крае составляют большую часть семей. В советское время плата за обучение в музыкальной школе была дифференцированной, зависела от размера зарплаты родителей. Например, плата за обучение ребёнка школьного учителя, получавшего 170 руб. в месяц, составляла 28 руб. Ребёнок уборщицы (зарплата - 60 руб.), посещавший музыкальную школу, платил 13 руб. Мать, воспитывающая одна детей, платила за обучение в музыкальной школе символическую сумму - около 5 руб. в месяц на 1 ребёнка. Дифференцированная система платы за обучение позволяла учиться в музыкальной школе детям всех социальных слоёв населения, причём любая семья имела возможность даже несколько детей из семьи учить в музыкальной школе без затруднений для семейного бюджета. В настоящее время далеко не каждая семья может себе позволить учить ребёнка музыке, искусству. В обществе появились социальные слои, для детей которых закрыты двери музыкальной школы, школы искусств. Это дети из многодетных семей, дети безработных родителей (таких большинство на Алтае), дети матерей – одиночек и особенно дети безработных матерей – одиночек (в таких семьях дети недоедают, тут не до искусства). Причина – невозможность вносить плату за обучение ребёнка в музыкальной школе, а также невозможность приобрести музыкальный инструмент (очень дорого стоит). Какой бы не была низкой плата за обучение в музыкальной школе, наличных денег в таких семьях нет.

Получение среднего и высшего профессионального музыкального образования, т.е. обучение в музыкальном колледже, колледже культуры и искусств, консерватории, академии культуры и искусств официально в России считается бесплатным, но это только видимость. Беда алтайских учреждений среднего профессионального музыкального образования – отсутствие общежитий. Ни один музыкальный колледж на Алтае не имеет своего общежития. Родителям иногородних студентов приходится снимать квартиру, а это по карману только детям из состоятельных семей. Вот и получается, получить бесплатное музыкальное образование на Алтае иногороднему студенту невозможно (снять 1 – комнатную квартиру в г. Рубцовске стоит от 5 тыс. руб. в месяц). Не лучше обстоит положение с «бесплатным» образованием в консерватории. Специфика обучения в музыкальных учреждениях - работа студентов с большим количеством нотного материала. Студенту, как воздух, необходим ноутбук, ведь приходится прослушивать большое количество музыкальных произведений. Студенту нужно много работать в фонотеке - копировать, сканировать ноты. В Новосибирской консерватории фонотека платная, услуги по ксерокопированию тоже платные; за месяц такие платные услуги значительно превышают размер стипендии. Например, чтобы сканировать и напечатать только 1 музыкальное произведение, необходимо потратить 60 руб.

Чтобы музыкальное образование стало доступным для всех слоёв населения, необходимо принять меры: 1. Обучение в музыкальных учреждениях страны (в музыкальных школах, школах искусств, музыкальных колледжах, колледжах культуры и искусств, консерваториях, академиях культуры и искусств должно быть бесплатным (без «добровольных пожертвований»). 2. Проживание иногородних студентов в общежитиях учреждений музыкального образования должно быть бесплатным. Если в учреждении музыкального образования нет общежития, необходимо его построить, а пока оплачивать иногороднему студенту стоимость найма жилья. 3. Увеличить размер стипендии студентов – музыкантов среднего и высшего профессионального образования. Размер стипендии студента - музыканта должен быть выше, чем размер стипендии студента общего образования. 4. Обеспечить студентов – музыкантов ноутбуками. 5. Все образовательные (и дополнительные) услуги, необходимые в процессе учёбы, должны быть бесплатными. Фонотека в средних и высших профессиональных музыкальных учреждениях должна быть бесплатной. Услуги по копированию и сканированию музыкальных произведений должны быть бесплатны.

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

Это самый «больной» вопрос в музыкальном образовании. Чтобы стать музыкантом, необходим музыкальный инструмент. Стоят музыкальные инструменты дорого, поэтому приобрести их может далеко не каждая семья. Например, цена нового профессионального аккордеона «Бугари» составляет от 470 тыс. руб. и выше, новый баян «Юпитер» Московской фабрики музыкальных инструментов «Юпитер» стоит от 350 тыс. руб. и выше. Цена домры – от 40 тыс. руб., цена нового профессионального рояля – около миллиона руб. Чем совершенней инструмент, чем больше у него профессиональных возможностей, тем лучше, чище звукоизвлечение, тем дороже он стоит. Ручная работа, уникальная технология изготовления – так объясняют изготовители дороговизну музыкальных инструментов. Приобрести новый музыкальный инструмент можно только по заказу непосредственно у изготовителя. Например, чтобы новосибирцу купить баян, нужно приехать в Москву на фабрику, сделать заказ, оплатить его, только тогда через определённый промежуток времени, он сможет получить баян. Именно невозможность купить музыкальный инструмент сделало музыкальное образование элитным, недоступным для большинства населения страны. В музыкальных учреждениях до сих пор на балансе числятся сотни инструментов ещё с советских времён, но все они устарели, никто на них не играет. Приобрести новые инструменты учреждения музыкального образования не могут по причине их высокой стоимости. В музыкальных школах и школах искусств на Алтае 100% износ старых музыкальных инструментов, новых нет совсем, дети играют на чём попало, или на инструментах, которые смогли приобрести родители (таких единицы); в среднем звене – музыкальный колледж и колледж культуры и искусств картина почти та же. Например, в трёх имеющихся музыкальных колледжах на Алтае всего чуть более 20 современных баянов и аккордеонов (5 - в Рубцовском, 5 - в Бийском, остальные в Алтайском музыкальном колледже). Студенты занимаются на них по очереди. Сибирь брошена государством в вопросе обеспечения музыкальными инструментами учреждений музыкального образования. Чем дальше они от Москвы на восток, тем меньше поступление музыкальных инструментов. На Сибирский открытый конкурс игры на народных инструментах (проходит в Новосибирске) приезжают дети – музыканты из восточных регионов Сибири и играют на таких допотопных музыкальных инструментах, что просто плакать за них хочется. Разве можно так унижать детей, ведь у них нет никаких шансов победить на конкурсе из-за отсутствия современных качественных музыкальных инструментов?! Сибирские музыканты безнадёжно отстают от музыкантов европейской России именно по причине отсутствия новых, современных, качественных, профессиональных музыкальных инструментов. В последнее время резко понизилось качество изготовления музыкальных инструментов. Музыканты – профессионалы (у них исключительный музыкальный слух) жалуются на то, что купить сейчас музыкальный инструмент с чистым звукоизвлечением – большая редкость. Причина – чтобы уменьшить себестоимость музыкального инструмента, отечественные изготовители (фабрики по производству музыкальных инструментов) используют при изготовлении музыкального инструмента низкокачественные комплектующие части из Кореи, Китая. Поэтому российские музыканты отдают предпочтение зарубежным музыкальным инструментам. Необходимо наладить качественное российское производство музыкальных инструментов, используя на 100% отечественные качественные комплектующие части.

Чтобы музыкальный инструмент стал доступен детям – музыкантам всех социальных слоёв общества, нужно принять меры:

1. Насыщение музыкальных образовательных учреждений (в том числе консерватории) достаточным количеством качественных музыкальных инструментов (в первую очередь - Сибирь и Дальний Восток), а также помощь государства в приобретении музыкантами (учащимися, студентами и преподавателями) инструментов в собственность – государственные ссуды на продолжительный срок.

2. Взять под государственный контроль отечественные фабрики по изготовлению музыкальных инструментов, что позволит снизить себестоимость музыкальных инструментов и улучшит их качество. 3. Наладить рынок сбыта музыкальных инструментов во всех регионах страны: создание сети музыкальных центров, где бы продавались качественные, недорогие музыкальные инструменты. Необходимо также наладить «цивилизованный» вторичный рынок сбыта музыкальных инструментов в этих музыкальных центрах. 4. Музыкальное образовательное учреждение должно предоставить ученику (студенту) музыкальный инструмент в бесплатную аренду на период летних каникул.

 

КОНКУРСЫМузыкальный конкурс – необходимый, важный этап в системе музыкального образования. Конкурс – это своеобразный экзамен для детей - музыкантов на выявление их музыкальных способностей, а также экзамен на «профессиональную пригодность» преподавателей – музыкантов. Цель современного конкурса – определить лучшего из лучших. Но музыкальные конкурсы, как они проводятся сейчас, не выполняют главной цели – выявлять лучших музыкантов и их преподавателей, и в целом не способствуют развитию музыкального образования. В настоящее время конкурсы имеют ряд негативных моментов:
1. Конкурсы платные.

Вступительный взнос за участие детей – музыкантов зависит от уровня конкурса. Привожу данные по Алтайскому краю. Зональный уровень (на уровне города, района) - в среднем 500 руб. за одного музыканта; региональный уровень (на уровне края) – в среднем 1 тыс. руб. за одного музыканта; всероссийский уровень (например, конкурс в г. Санкт – Петербурге) - от 2 тыс. руб. и выше за участие в нём одного музыканта. Вступительный взнос необходим, как объясняют организаторы конкурса, для создания призового фонда, оплаты работы жюри и т.д. Понятно, что участвовать в конкурсе, оплатить своё участие в конкурсе, может далеко не каждый ребёнок – музыкант. Зональный уровень – самый брошенный государством уровень. Зональные конкурсы должны оплачиваться местным бюджетом, на деле всё обстоит следующим образом: из – за большого числа посредников (краевой комитет по культуре, районный комитет по культуре, музыкальное учреждение) деньги или не доходят до музыкантов – конкурсантов, или финансирование конкурса проходит с большим опозданием, что становится бесполезным для его участников. Городским детям – музыкантам проще, но участие в конкурсе для сельских, районных школ искусств и музыкальных школ – настоящее испытание. Участие в зональном конкурсе таких детей - музыкантов полностью зависит от платёжеспособности их родителей. Смогут родители оплатить вступительный взнос, а также оплатить дорогу (туда и обратно) - будет их ребёнок участвовать в конкурсе. В среднем, обеспечить участие ребёнка в зональном конкурсе обойдётся родителям в 2 – 3 тыс. руб. (если с проживанием в гостинице), вот потому едут на зональный конкурс не одарённые талантливые дети – музыканты, а дети, родители которых смогут профинансировать конкурс. В среднем звене (музыкальный колледж, колледж культуры и искусств) ситуация несколько иная. Участие в конкурсах студентов – музыкантов должно оплачиваться. Но на деле всё обстоит иначе. Так, например, Рубцовский музыкальный колледж оплачивает участие студентов в конкурсе (вступительный взнос, проезд, проживание), а Алтайский областной музыкальный колледж не оплачивает студентам вступительный взнос (на уровне края он составляет в среднем 1 тыс. руб). Вот поэтому в конкурсе на региональном уровне принимают участие не талантливые студенты, а те, кто сумел оплатить вступительный взнос. Есть ещё один момент, который тормозит развитие музыкального образования в вопросе проведения конкурсов - в настоящее время преподаватель сам решает, не считаясь с мнением ученика, поедет его ученик на конкурс, или нет. Вот поэтому участвуют в конкурсах (региональных, всероссийских) ограниченное число детей – музыкантов: из года в год одни и те же. Участие детей – музыкантов в конкурсах должно быть по желанию детей – музыкантов и по результатам предконкурсного прослушивания жюри, в состав которого не входят преподаватели конкурсанта.

2. Неудовлетворительная работа жюри на региональных и всероссийских конкурсах среднего и высшего музыкального образования. В настоящее время зачастую в состав жюри конкурса входят преподаватели студентов - участников конкурса. При подведении итогов конкурса преобладают личные и местнические интересы членов жюри. Явление это встречается часто. Такая работа жюри подрывает авторитет конкурса и отрицательно сказывается в целом на музыкальном образовании. Местничество проявляется также в определении места проведения конкурса. Крупные конкурсы всероссийского (и выше) уровня должны проводится не только в Москве и Санкт – Петербурге, но и в других регионах, где есть консерватория, например, в Омске, Новосибирске, Казани и др. Такой шаг позволил бы постепенно стереть разницу в уровне культуры между регионами. Работа жюри (оценивание конкурсанта) должна строиться по строго определённым правилам. Правила оценивания выступления конкурсанта должны быть едины для конкурсов всех уровней. Схема анализа (оценивания) выступлен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: