Музыкально-теоретический раздел.




Произведение Виктора Калинникова «Зима» написано для смешанного хора a cappella, в жанре хоровой миниатюры.

Владимир Семенюк говорил: «Хоровая миниатюра, как продукт ювелира, требует определенного профессионального мастерства, а последнее складывается из профессионального ремесла в самом высоком смысле этого слова и высочайшего художественного вкуса». И верно, выражение музыкальных идей и образов хоровой музыки весьма быстротечно и динамично, поэтому дирижеру важно как можно лучше донести их до слушателя, с помощью средств музыкальной выразительности.

Для анализа средств выразительности необходимо выявить структуру произведения в целом.

Форма музыкального сочинения вытекает не только из его структурного строения, но из многих других параметров: тональности, темпа, образа, фактуры.

В данной миниатюре 2 образа: образ ветра и образ холода. Как мы видим, первый образ обрамляет основной образ зимы. Показ, которого изложен полным периодом, состоящего из двух предложений (6 тактов+5 тактов). Но, поскольку, 5 тактов(1-5) – это предложение и 7 тактов (17-23т.) – получается форма 2х-частная с «разорванным» первым периодом.

 


(предложение) (II период) (предложение)

(I период)

 

Хотя, по темпу и фактуре наблюдается 3х-частность:

 

 

 


(1 предл.) (2 предл.) (3 предл.) (4 предл.)

               
       
 
 


Allegro meno mosso a tempo

non troppo

1 эпизод:

Композитор вспоминает о минувшем лете и сожалеет об уходе ярких летних красок. («Где сладкий шепот густых лесов…»)

Поэтому, характер немного волнительный. Темп Allegro non troppo (быстро, но не слишком), размер ¾, основная тональность – d-moll. Но уже в 3 такте отклонение в параллельную тональность – F-dur.

Предложение начинается с мелодии-вершины. Следом мелодическая линия имеет нисходящий, волнообразный ход. Фактура гомофоно-гармоническая с лидирующей мелодией в партии сопрано. Основное ритмическое движение восьмыми длительностями.

В конце эпизода звучит вопрос, который подчеркивается квартовым скачком в мелодии (4 такт)

И пунктирным ритмом.

Эпизод заканчивается в тональности мажорной доминанты A-dur.

 

2 эпизод: состоит из 2х предложений.

Темп меняется на meno mosso (медленнее), динамика на p, а размер на 2/4 (во втором предложении).

В этом эпизоде композитор рисует холодный, зимний пейзаж. («Деревья голы, ковер зимы покрыл холмы, луга и долы».)

 

Во втором предложении:

Звучание голосов переходит в низкий регистр, партия сопрано отсутствует. В партии баса композитор использует divisi («дивизии», разделение одной партии на две – верхнюю и нижнюю).

 

Тема звучит в партии теноров и вторых басов в октавный унисон. Альт и первый бас – выполняют изобразительную функцию «застывшей зимы» – остинатное звучание тоники. Однообразный ритмический рисунок: восьмые, четверти.

В конце второго предложения звучит неполное тоническое трезвучие (11 такт).

 

В третьем предложении: размер становится снова ¾.

Тема поручена дуэту Альт + Тенор. Начинается с восходящего скачка на уменьшенную квинту (тритон) у альта и малую септиму у тенора. Затем мелодия движется вниз по хроматической гамме в сексту.

Композитор использует divisi в партии баса и сопрано. Октавное изложение продолжает остинатную функцию тоники. Тем самым охватывая диапазон в 3 октавы. Кроме того, композитор, как бы, играет ритмом остинато, поручая переход слогов в партии сопрано и баса на разные доли.

Эпизод заканчивается без разрешения, тем самым показывая «оцепенение» картины.

 

3 эпизод (4 предложение):

Начинается со звучания женского хора с доминанты «ля». Используются divisi в партии альтов (17 такт), и тетрахорд мелодического d-moll в партии сопрано. Ровными восьмыми партия сопрано устремляется вверх, а партия альта вниз, тем самым рисуя «порыв ветра». Далее вступают партии тенора и баса. Темп a tempo (т.е. возвращение к первоначальному), размер ¾.

Фактура гомофоно-гармоническая. Мелодия проводится в партии сопрано, остальные голоса (альт, тенор, бас) играют роль гармонической поддержки. Основная ритмическая единица – четверть, что придает статичность.

В конце произведения все голоса замирают в октавный унисон на тонике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: