Лекция №1
Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.
Модель процесса жизнедеятельности в общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания. Между собой эти элементы связаны двухсторонними связями (рис.1).
Прямые связи человека со средой очевидны – человек воздействует на среду обитания, преобразуя ее и используя ее ресурсы.
Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.
Поэтому система «человек – среда обитания» является двухцелевой:
· одна цель состоит в достижении определенного эффекта в процессе деятельности;
· вторая – в исключении нежелательных последствий от этой деятельности.
Другими словами, окружающая нас природа рассматривается человеком с двух противоположных позиций. С одной стороны, для нормального существования ему необходимо обеспечивать стабильность всех факторов окружающей среды и стремиться к комфорту. С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без пагубного воздействия на природу. Извлечение полезных ископаемых, различные загрязнения грунта, вод и воздуха, выделение большого количества тепла – это лишь небольшая часть «последствий» человеческой деятельности, которые оказывают вредное влияние как на окружающую среду, так и на самого человека.
Именно в одновременности существования этих двух сторон и состоит противоречие во взаимодействии человека с природной средой.
Тема взаимодействия человека с окружающей средой выходит за пределы какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это и предопределило необходимость появление новой области знаний – безопасности жизнедеятельности (БЖД).
Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с окружающей средой.
Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и соблюдение нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.
Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.
К научным задачам БЖД относятся:
· разработка методов идентификации опасных и вредных факторов;
· комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий на работоспособность и здоровье человека;
· оптимизация условий деятельности и отдыха;
· разработка новых методов защиты;
· моделирование чрезвычайных ситуаций.
Основными практическими задачами БЖД являются:
· предупреждение воздействия негативных факторов на человека;
· реализация и рациональное использование средств защиты человека и природной среды (биосферы) от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
· ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов.
Объект изучения в БЖД – это комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.
Предметом изучения в БЖД являются:
· закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере;
· анатомо-физиологические способности человека переносить опасные и вредные факторы;
· анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях;
· средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды;
· правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Методами познания в БЖД выступают:
- анализ и синтез
- системный подход
- наблюдение
- моделирование
- эксперимент
- методы математической статистики
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» интегрирует области знаний по:
- охране труда и гражданской обороне
- охране окружающей среды
- физике, химии, биологии, экологии
- теории риска
- психологии
- эргономике
- социологии
- анатомии и физиологии человека: поддержание допустимых условий деятельности и проявление наивысшей работоспособности основаны на учете физиологических показателей человека, режима его деятельности и его психологического состояния, требует глубокого знания и понимания анатомо-физиологических особенностей человека и его функциональных возможностей;
- медицине и гигиене
- философии
- праву
- теории надежности и др.
Учение об опасности
Аксиомы БЖД:
1. Любая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
2. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений (с учетом их комплексного воздействия).
Опасность (негативное воздействие, негативный фактор (НФ)) – это негативное свойство системы «человек – среда обитания», способное причинять ущерб здоровью человека, природе, объектам хозяйства или промышленным системам и обусловленное энергетическим состоянием среды, действиями человека, отказом машины или чрезвычайными ситуациями.
Относительно человека, опасность – это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, в настоящее или отдаленное время.
Безопасность – свойство системы «человек – среда обитания» сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам.
Следует различать понятия опасного и вредного факторов.
Опасный фактор – фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях приводит к травме, резкому ухудшению здоровья или летальному исходу (электрический ток, ионизирующие излучения и т.д.).
Вредный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.
Основные признаки опасности:
· угроза для жизни или ухудшения здоровья человека.
· нарушение нормального функционирования экологических систем.
Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные и реализованные.
Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем. Вся деятельность человека потенциально опасна.
Условия реализации потенциальной опасности называют причинами. Как правило, процесс реализации опасности имеет несколько причин.
Например, электрический ток (опасность) – короткое замыкание (причина) – пожар или ожог (нежелательное последствие); алкоголь – чрезмерное потребление – смерть.
Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе цистерна с надписью «огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только цистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности к этому человеку.
Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и среду обитания, приведшие к потере здоровья, или летальному исходу, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привёл к её разрушению, гибели людей или возгоранию строений, то это реализованная опасность.
Реализованные опасности принято разделять на:
- происшествия – негативные воздействия с причинением ущерба людям, природным и материальным ресурсам;
- чрезвычайные происшествия – события, происходящие кратковременно и обладающие высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы:
- аварии – происшествия в технической системе, не сопровождающиеся гибелью людей;
- катастрофы - происшествия в технической системе, сопровождающиеся гибелью людей;
- стихийные бедствия – происшествия, связанные со стихийными явлениями и приводящие к разрушению биосферы, техносферы, к потере здоровья людей, или к их гибели.
После чрезвычайных происшествий, как правило, возникают чрезвычайные ситуации.
Существует несколько способов классификации опасностей:
По источнику опасности:
а) природные (климатические, почвенные, геоморфологические, биологические);
б) техногенные (технические, технологические, организационные);
в) социальные (государственно-правовые, этно-социальные, информационные);
г) психологические;
д) экологические;
е) смешанные.
По локализации (местонахождению):
а) связанные с литосферой;
б) связанные с гидросферой;
в) связанные с атмосферой;
г) связанные с космосом.
По вызываемым последствиям:
а) опасности, вызываемые утомление;
б) опасности, вызываемые заболевание;
в) опасности, вызываемые травму;
г) опасности, вызываемые летальный исход и др.
По размерам зоны воздействия:
а) локальные;
б) региональные;
в) межрегиональные;
г) глобальные.
По длительности воздействия:
а) постоянные;
б) длительные;
в) кратковременные.
По избирательной идентификации опасности органами чувств человека:
а) различимые;
б) неразличаемые.
По сферам проявления опасностей:
а) бытовые;
б) спортивные;
в) дорожно-транспортные;
г) производственные;
д) военные и др.
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на:
а) активные;
б) пассивные.
К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (например, острые (колющие и режущие) неподвижные элементы, неровности поверхности, по которой перемещается человек и др.).
По численности людей, подверженных опасному воздействию:
а) индивидуальные;
б) групповые (коллективные);
в) массовые.
Согласно официальному стандарту по природе воздействия опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.
Физические опасности (рис.2). Определяющий признаком для данной группы является вид энергии (например, механическая, тепловая или электромагнитная). К этой группе опасностей относятся основные неблагоприятные характеристики воздушной среды и освещенности; механические факторы, включающие воздействие движущихся машин и механизмов, вибрации и ускорения; акустические факторы (инфразвук, шум и ультразвук); различные электромагнитные излучения (ультрафиолетовая и инфракрасная радиация, высоко- и сверхвысокочастотные излучения, ионизирующая радиация, лазерное излучение и т.д.) и т.д.
Химические опасности. Воздействие их определяется химической структурой вещества. Эта группа опасностей включает отклонения в естественном составе воздуха (слишком низкие или слишком высокие уровни парциального давления О2, высокий уровень парциального давления N2 и т.п.), а также его запылённость и загазованность. В зависимости от токсичности (ядовитости) негативные факторы (или опасности) воздушной среды делят на общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д.
Биологические опасности. К ним относят прямое воздействие живых организмов: повреждения от животных, пресмыкающихся и насекомых, воздействие продуктов жизнедеятельности живых организмов (например, пыльцы) и биотехнологических производств. Последние, в частности, являются одним из основных источников аллергенов, т.е. веществ, вызывающих аллергические реакции и заболевания (например, астму или экзему). Это и патогенные микроорганизмы, и продукты их жизнедеятельности.
Психоэмоциональные (психофизические) опасности. Связаны с трудовой деятельностью человека. Это физические и нервно-психические перегрузки.
Частоту или вероятность реализации опасностей называют риском (риск аварии или отказа, риск несчастного случая и травмы). Риск – это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.).
Пример. Определить риск гибели человека на производстве за год, если известно, что ежегодно погибает около n =14000 человек, а численность работающих составляет N =138 млн. человек:
R =
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума.
Социальный (групповой) – это риск для группы людей. Социальный риск характеризует масштаб катастрофичности опасностей. В общественном мнении вызывают более резкую реакцию редкие аварии, но с большим числом погибших, например, аварии в шахтах, чем более число одиночных смертельных исходов (например, при электротравматизме). В то же время, степень добровольного смертельного риска (например, в технических видах спорта) на 3 порядка выше, чем при вынужденном участии (например, при поражении незанятого в производстве населения при крупных промышленных авариях).
В некоторых странах существуют приемлемые риски; они установлены законом. Например, индивидуальный риск считается максимально приемлемым 10-6 в год, пренебрежимо малым 10-8 в год. Приемлемый или допустимый уровень риска устанавливается в зависимости от конкретных социально-экономических условий общества.
Таблица 1. Индивидуальный риск гибели по различным причинам, по отношению ко всему населению в США:
Автомобильный транспорт | 3´10-4. |
Падение | 9´10-5. |
Пожар и ожог | 4´10-5. |
Утопление | 3´10-5. |
Отравление | 2´10-5. |
Огнестрельное оружие и станочное оборудование | 1´10-5. |
Водный, воздушный транспорт | 9´10-6. |
Падающие предметы, электрический ток | 6´10-6. |
Железная дорога | 4´10-6. |
Молния | 5´10-7. |
Ураган, торнадо | 4´10-7. |
Кроме того, необходимо отметить и помнить, что определение риска очень приблизительно.
Имеется несколько методических подходов к определению риска:
1.Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.
2.Модельный – построение моделей воздействия вредных факторов на человека или группу людей.
3.Экспертный – опрос опытных специалистов.
4.Социологический – опрос населения.
5. Экономический – оценка материального ущерба от аварий, несчастных случаев, болезней.