Т.А.Подугольникова, Г.И.Рожкова
Институт проблем передачи информации РАН, Москва Московский педагогический государственный университет
Основная цель исследования состояла в определении влияния нарушений бинокулярной зрительной системы на выполнение заданий с большой зрительной нагрузкой типа чтения или копирования с доски и учебника. Был разработан компьютерный вариант кодинг-теста, позволивший оценить скорее зрительную, чем умственную работоспособность. В течение 2 лет было протестировано 252 ребенка 6-8 лет с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением. Результаты позволили констатировать, что дети с нарушенным бинокулярным зрением по показателям зрительной работоспособности достигают уровня своих сверстников с нормальным зрением примерно на 8 мес. позднее. Поэтому детям с нарушениями бинокулярного зрения рекомендуется поступать в обычные школы не ранее 7-летнего возраста.
Состояние зрительной системы является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка 6 — 7 лет к обучению в школе. поскольку зрение играет ведущую роль в восприятии окружающего мира аномалии зрительной системы могут не только приводить к недоразвитию
зрительных функций, но и оказывать общее негативное влияние на развитие ребенка. В литературе широко обсуждаются как отрицательные последствия зрительной депривации, так и сути Их преодоления (В.П.Жохов, Л.И.Плаксина, 1989; В.П.Ермаков, Г.А.Якунин, 1990; В.З.Денискина, 1991; Л.П.Григорьева, 1997; Л.И.Солнцева, 1997, а, и др.), а вопросы специальной подготовки детей с нарушенным зрением к обучению в школе и перспективности их интегрированного обучения составляют одну из актуальных проблем педагогики (Л.И.Солнцева, 1997, б; Н.Л.Анисимова, 1998; Гудонис, 1998, и др.). Очевидно, что решение этих вопросов не может быть однозначным и зависит от степени и характера зрительных аномалий.
Хорошо известно, что аномалии бинокулярного зрения проявляются главным образом в расстройстве механизмов сой' местной переработки информации, поступающей через левый и правый глаз, а также в нарушении правильного взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем. Естественно предположить, что отрицательное влияние бинокулярных аномалий должно наиболее сильно сказываться при выполнении зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект и т.п. Именно с такого рода заданиями приходится ежедневно иметь дело ребенку, поступившему в школу. Это чтение, копирование' с доски, списывание с учебника. Можно ожидать, что дети с бинокулярными нарушениями будут испытывать специфические затруднения при выполнении такой работы и по этой причине будут отставать От своих одноклассников.
Первые указания на то, что бинокулярные аномалии действительно могут затруднять чтение и могут служить причиной снижения успеваемости в начальной школе, появились в зарубежной литературе в начале 90-х гг. (K.S.Koslowe, 1991; H.D.Simons, 1993; J.D.Grisham et al., 1993). В частности, К.Кослоу, работающий школьным психологом, обнаружил, что среди учащихся, аттестованных как успевающие "нижесреднего" и "плохо", процент детей с бинокулярными аномалиями намного превышает среднестатистический. Кроме того, К.Кослоу установил, что существует большая Корреляция между нарушениями бинокулярного зрения и низкими оценками по кодинг-тесту из набора тестов Д.Векслера (Wechsler, 1974; Ю.Филимоненко, В.Тимофеев, 1992).
Кодинг-тесты представляют собой один из типов корректурных проб, которые часто используется как за рубежом, так и в отечественной практике для оценки умственной работоспособности (K.Koslowe, 1991; Р.С.Немов, 1995; Т.Марцинковская,
1997, и др.). Суть тестирования заключается в том, что ребенок должен внимательно просмотреть длинную последовательность тестовых знаков (геометрические фигурки, буквы, цифры, простые предметы) и в соответствии с образцом или устной инструкцией либо выделить (вычеркнуть, подчеркнуть) определенные знаки, либо проставить рядом с ними кодовые символы. При оценке качества выполнения теста учитываются скорость работы и число ошибок. Результаты тестирования зависят от того, умеют ли дети слушать и понимать задание педагога, могут ли концентрировать внимание, хорошо ли запоминают образец и инструкцию/способны ли выработать оптимальную тактику просмотра, быстро ли устают, т.е. в основном от психологической зрелости ребенка, но несомненно, что успешность выполнения задания в значительной степени определяется и состоянием зрительной и глазодвигательной систем.
Основная цель нашего исследования состояла в определении влияния нарушений бинокулярной зрительной системы на выполнение заданий с большой зрительной нагрузкой типа чтения или копирования с доски и учебника. Чтобы вычленить влияние именно зрительных аномалий, мы, взяв за основу классический вариант кодинг-теста, разработали такой его компьютерный вариант, который увеличивал бы зрительную нагрузку и сводил бы до минимума роль памяти и интеллектуальных способностей при выполнении тестового задания, т.е. позволял бы оценивать скорее зрительную, чем умственную работоспособность (Т.А.Подугольникова и др., 1996).
В нашем варианте кодинг-тест представляет собой интерактивную компьютерную программу, предлагающую ребенку последовательно кодировать фигурки тестового ряда стрелками разной ориентации в соответствии с образцом, показанным в верхней части экрана. Всего образец содержит четыре фигурки (солнце, яблоко, гриб и ель) с их кодами, и 10 таких же фигурок располагаются в случайном порядке в тестовом ряду. Кодирование нужно производить, нажимая соответствующие клавиши со стрелками, расположенные на клавиатуре компактной группой. Соответствие фигурок и стрелок в образце меняется на каждом шагу работы, а порядок просмотра тестовых фигурок жестко определен перемещением курсора, так что испытуемому нет смысла запоминать коды и он лишен возможности избрать выгодную в случае классических тестовых процедур стратегию поочередного кодирования всех одинаковых фигурок. Таким образом, программа стимулирует испытуемого осуществлять перемещения взора от тестовой фигурки к образцу и обратно на каждом шаге работы, увеличивая нагрузку на зрительную и глазодвигательную системы по сравнению с обычными процедурами кодинг-тестов. Апробация программы на детях разного возраста (5,5 — 9 лет), в том числе и с бинокулярными аномалиями, продемонстрировала перспективность ее использования для сравнительной оценки зрительной работоспособности (Т.А.Подутольникова и др., 1996; T.A.Podugolnikova et al., 1997).
В течение 2 лет мы протестировали с помощью данной программы большое количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением, что позволило нам констатировать наличие существенного снижения средних показателей зрительной работоспособности у детей с бинокулярными аномалиями и количественно оценить временное отставание этих детей в развитии соответствующих функций примерно в 8 мес.
Всего было протестировано 252 ребенка 6 — 8 лет. До начала тестирования у всех детей с помощью нескольких тестов, включающих и стереограммы из случайных точек (B.Julez, 1971), и лечебно-диагностическую программу КЛАСС (Г.И.Рожкова и др., 1988), было исследовано стереозрение.
Все испытуемые были разделены на 4 группы. В первую экспериментальную группу были включены дошкольники 6 — 7 лет (п = 63) с нарушениями.бинокулярного зрения, имеющие диагноз косоглазия (девиация < 12 градусов) и/или амблиопии средней или слабой степени (острота зрения > 0,4). Вторую экспериментальную группу составляли ученики I класса 7—,8 лет (п = 37), имеющие аналогичные диагнозы. У всех детей из экспериментальных групп стереозрение отсутствовало или показатели уровня его развития были очень низкими. Две контрольные группы состояли из дошкольников 6 — 7 лет (п = 78) и первоклассников 7 — 8 лет (п = 74) с нормальной ИЛИ'скорректированной до нормы остротой зрения и с нормально развитым стереозрением., h
Детей из контрольных групп тестиро-
вали в обычных детских садах и в общеобразовательной школе. Детей с нарушением зрения тестировали в специализированных глазных детских садах (д/с №12, г. Королев, и д/с №1424, Москва), в глазном санатории при Морозовской больнице и в кабинете охраны зрения детской поликлиники №103. Тестирование проводилось в феврале — марте, т.е. во время третьей учебной четверти.
В процессе тестирования каждый ребенок выполнял по 10 попыток, т.е. кодировал 100 объектов. Данное количество попыток оказалось оптимальным, так как лишь немногие дети ощущали усталость к концу тестирования. После объяснения задания экспериментатор сначала сам выполнял несколько циклов кодирования, а затем предлагал ребенку продолжить. Тестирование начиналось только тогда, когда экспериментатор был убежден, что ребенок понял инструкцию. Особый акцент экспериментатор делал на том, что задание должно быть выполнено без ошибок и как можно быстрее. В среднем все тестирование занимало около 10 мин. Время выполнения задания в каждой попытке и количество допущенных ошибок регистрировались автоматически. Те попытки, в которых было допущено более 1 ошибки, при обработке материала не учитывались, так как считалось, что задание выполнено неудовлетворительно.
По результатам тестирования для каждого ребенка вычисляли среднюю скорость кодирования в каждой попытке и по всем попыткам, а также показательную скорость кодирования — среднюю скорость по трем наиболее успешным попыткам. Сравнение средних скоростей кодирования в последовательных попытках дает возможность судить об устойчивости внимания, особенностях врабатывания, утомления, обучения. Средняя скорость по всем попыткам характеризует среднюю продуктивность работы ребенка. Показательная скорость отражает максимальные возможности зрительной системы — тот предел, которого ребенок смог достичь при наилучшей концентрации внимания в отсутствие отвлечений, случайных задержек и других снижающих результат факторов. Для оценки показательной скорости мы брали не одну, самую; успешную попытку, а три лучших, учитывая случайный характер процедуры генерирования тестовых рядов и кодов, который обусловливал некоторое неравенство попыток по трудности.
Обработка полученных данных отчетливо выявила как естественное положительное влияние на результаты возраста испытуемых, так и отрицательное влияние нарушений бинокулярного зрения. У детей с нормальным зрением при усреднении по группам были получены следующие значения показательных скоростей кодирования: 13,9 ± 0,32 символов/мин (стандартное отклонение а = 2,8) — для дошкольников (6 —7 лет) и 16,6 ± 0,31 символов/мин (а = 2,7) — для первоклассников (7 — 8 лет). В группах детей с нарушениями зрения эти показатели были ниже: у дошкольников — 12,0 ± 0,41 симвог лов/мин (о = 3,26), у первоклассников — 15,5 ± 0,71 символов/мин (о == 4,33). Различия между всеми 4 группами оказались статически достоверными. i
Для более наглядного представления результатов вычисления показательных скоростей мы произвели их переоценку по школьной шкале: отлично,— хорошо л— удовлетворительно —: плохо, взяв за основу данные по контрольным группам и счи-
Рис. 1. Процентные соотношения детей с разными оценками по кодинг-тесту в группах дошкольников и первоклассников с нарушенным и нормальным бинокулярным зрением
тая, что максимум кривой распределения показателей соответствует оценке "хорошо". Оценки "удовлетворительно" и "плохо" давались детям, показатели которых отличались от среднего в худшую сторону более чем-на 2 и 3 стандартных отклонения соответственно. Оценку "отлично" получали дети, показатели которых отличались от среднего более чем на одно стандартное отклонение в лучшую сторону. ■ На рис. 1 представлены круговые диаграммы, отражающие процентное соотношение индивидуальных показателей выполнения задания детьми из разных групп. Эти диаграммы показывают, что у детей с нарушениями бинокулярного зрения, как в группе дошкольников (рис. 1, А)| так и в группе первоклассников (рис. 1, В), показатели существенно хуже, чем у. их сверстников без бинокулярных аномалий (рис. 1, В и Г соответственно). Все дети из контрольных групп справились с заданием — плохих оценок у них нет совсем. При этом процентное соотношение детей, выполнивших тест с разной степенью успешности (отлично — хорошо — удовлетворительно), в группе дошкольников (рис. 1, В) и первоклассник ков (рис. 1, Г) почти одинаковое. Среди детей с нарушениями бинокулярного зрения в обеих возрастных группах имеются дети с плохими оценками, а суммарный процент детей, справившихся с заданием на "хорошо" и "отлично", у них существенно меньше, чем в норме (54% против 86 % у дошкольников и 59% против 85% у первоклассников). При анализе обнаруженного негативного влияния бинокулярных аномалий следует учитывать, что в наших экспериментах оно даже может быть заниженным, так как в группы детей с нарушениями бинокулярного зрения входили только дети, регулярно проходившие лечение в кабинетах охраны зрения и посещавшие глазные детские сады, где они находились под наблюдением врачей и постоянно проходили курсы лечения и тренировок и где с ними работали высококвалифицированные тифлопедагоги по специальной программе. Благодаря этому среди детей с аномалиями оказалось относительно много отличников. Это дети, которые, с одной стороны, были приучены сосредоточенно работать и выполнять инструкции педагога, а с другой — были обучены специальным методом, облегчающим процесс восприятия информации. Кроме того, почти все эти дети (по результатам
опроса родителей) посещали подготовительные гимназические группы в общеобразовательных учреждениях. Практически все дети с нарушением зрения, получившие при тестировании оценку "отлично", уже в детском саду обладали хорошими навыками чтения, значительно превышающими показатели нормы чтения для первоклассников (Горецкий, Ти-кунова, 1996).
Хорошо известно, что пластичность зрительной системы на разных этапах онтогенеза различна (И.Г.Куман и др., 1983; Зислина, 1987). При этом ^дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для восстановления нарушенных зрительных функций, но в то же время это период, когда зрительная система очень чувствительна и ко всем негативным факторам, в частности к перегрузкам. Поэтому очень важно обеспечить адекватность зрительной нагрузки возрастным возможностям ребенка, }Учитывая это, мы попытались определить, какому отставанию по возрасту соответствует обнаруженное у детей с бинокулярными нарушениями отставание в показателях зрительной работоспособности. В результате проведенного анализа было установлено, что у исследованных i нами детей с бинокулярными аномалиями отставание соответствует примерно 8 мес..;
На рис. 2 представлены графики, на основании которых мы сделали такое заключение. Здесь показаны средние результаты тестирования двух пар подгрупп, различающихся по возрасту на 8
мес. Средний возраст детей из "младших" подгрупп был равен 6 годам и 7 мес, а из "старших" — 7 годам и 3 мес. Представленные кривые отражают средние скорости кодирования в 10 последовательных попытках. Хорошо видно, что показатели скорости кодирования у детей с нарушением зрения из "старшей" подгруппы практически такие же, как у детей "младшей" контрольной подгруппы. Таким образом, можно заключить, что дети с нарушенным бинокулярным зрением по показателям зрительной работоспособности достигают уровня своих сверстников с нормальным зрением примерно на 8 мес. позднее. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что все (кроме одного ребенка) первоклассники с нарушенным зрением, выполнившие кодирование на "отлично", начали обучение в школе в возрасте не моложе 7 лет (от 7 лет 2 мес. до 7 лет 10 мес).
Обнаруженное нами среднее отставание детей с бинокулярными аномалиями по зрительной работоспособности от своих сверстников должно учитываться при решении вопроса об их поступлении в школу. Большинству детей с нарушениями бинокулярного зрения рекомендуется поступать в обычные школы не ранее 7-летнего возраста.
Авторы выражают глубокую благодарность М.Ф.Носовой за участие в тестировании детей с нарушениями зрения и В.С.Токаревой за техническую помощь в работе.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №-97-04-48841).
Литература
1. Анисимова Н.Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения // Дефектология. 1998. №1. С. 56-62..
2. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе. М.: Дрофа, 1996.
3. Гудонис В. Опыт и перспективы интегрированного обучения детей с нарушенным трением // Дефектология. 1998. №2. С. 75-81.
4. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения